В АО «Атомэнергоремонт» в 2017 году завершился процесс внедрения системы 1С ERP. Что дали эти нововведения коллективу? Как осуществляется преобразование в цифровую компанию – от отдельных автоматизированных процессов к единому информационному полю и интегрированному ландшафту. Рассказывает Дмитрий ПЕРЕМЫСЛЫЙ, первый заместитель генерального директора – исполнительный директор АО «Атомэнергоремонт»
— Внедрение информационной системы 1С ERP, предназначенной для автоматизации процессов управления ресурсами предприятия, является одной из ключевых задач отрасли с точки зрения создания условий для повышения информатизации, прозрачности управленческих процессов и формирования необходимого инструментария управления эффективностью деятельности предприятия. Атомэнергоремонт был включен в восьмую волну внедрения 1С ERP на предприятиях Госкорпорации, но несмотря на отработанные за предыдущие релизы подходы к внедрению, реализованный проект является особенным и одним из самых значимых за всю историю внедрения 1С ERP в отрасли.
– На чем основано это утверждение?
– Во-первых, АО «Атомэнергоремонт» – одно из крупнейших предприятий, на которых внедрен этот комплекс: по составу одновременно эксплуатирующих систему пользователей, географической распределенности внедряемых модулей (у Атомэнергоремонта 10 филиалов в разных регионах нашей страны), объему вводимой информации, содержанию и сложности выполняемых работ. Важно отметить, что ERP-система внедрена не как бухгалтерский программный модуль, а как полноценная система, включающая как бухгалтерский, так и управленческий контур в составе планирования и оценки фактического исполнения бюджета предприятия и каждого из филиалов как в разрезе статей бюджета, так и в разрезе статей сметного разложения. В системе централизованы казначейские функции и документооборот, их обеспечивающий. Что наиболее важно, АО «Атомэнергоремонт» одним из первых в отрасли реализовало в 1С ERP «Позаказный учет», когда и доходы, и фактически понесенные затраты распределяются по заключенным договорам-заказам. Учитывая, что основная статья затрат – это фонд оплаты труда почти 9 тыс. работников предприятия, соответственно, отражение и учет занятости работников на том или ином заказе в еженедельном режиме – очень сложная в методологическом плане, а главное, в плане реализации задача.
Совместно с командой внедрения АО «Гринатом» нам удалось данную задачу решить, и теперь «Позаказный учет» – это часть нашей комплексной информационной системы управления эффективностью деятельности предприятия. Сейчас это пространство мониторинга покрывает все филиалы, производственные цеха и подразделения административных функций; информационная система 1С ERP в Атомэнергоремонте насчитывает 750 пользователей.
– Каким образом внедрение 1С ERP вписывается в контекст изменения общих подходов к управлению предприятием?
– Внедрение ERP-системы завершает первый этап трансформации управленческого облика Атомэнергоремонта, который шел последние два года. Перенастроены и автоматизированы базовые управленческие процессы; с использованием 1С ERP сформирована базовая информационная платформа для наращивания и развития современных автоматизированных инструментов управления предприятием. Все это создает условия для совершенствования организации и информатизации бизнес-процессов, создания единой автоматизированной и информатизированной платформы мониторинга, анализа и управления предприятием.
На следующем этапе мы планируем перевести в цифровой автоматизированный формат управление производственными ресурсами. Эта работа включает: развертывание системы учета хранения и перемещения товарно-материальных ценностей, инструмента и оснастки на основе штрих-кодирования; запуск системы планирования и управления ресурсами предприятия при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту (персонал, оборудование, материалы), построенной на мобильной онлайн-платформе взаимодействия. По нашим оценкам, запуск платформы планирования и управления ресурсами предприятия даст качественный скачок в развитии, а главное – мы ожидаем существенный экономический эффект.
– На чем построены эти ожидания?
– При оценке экономического эффекта за основу брались достаточно простые и понятные факты: АО «Атомэнергоремонт» – компания с коллективом 9 тыс. человек; среднемесячное количество персонала, находящегося в командировках, составляет 500 человек. За 8 месяцев 2017 года количество времени, проведенного сотрудниками Атомэнергоремонта в командировках на других филиалах и внеотраслевых объектах, составило более 100 тыс. человеко-дней. Один день в командировке формирует затраты порядка 4 тыс. руб. Повышение качества планирования загрузки персонала исходя из фактического наличия, квалификации, понимания реальной трудоемкости выполнения видов работ, возможностей интенсификации техпроцессов позволит снизить потребность привлечения командированного персонала не менее чем на 10 %, что даст экономию свыше 50 млн руб. в год только на командировочных расходах. И это достаточно сдержанная оценка ожидаемого экономического эффекта, так как она не учитывает эффекты от роста производительности труда, оптимизации логистики и использования товарно-материальных ценностей и оснастки, ну и главное – эффект от сокращения сроков ремонта, а соответственно, увеличения выработки электроэнергии.
– В чем вы видите цель «цифровизации», и что она дает конкретно вашей компании? Как это соответствует стратегическим целям Концерна и Госкорпорации?
– «Цифровизация – это переопределение технологий и бизнес-процессов для усовершенствования рабочей среды сотрудников, взаимодействия с заказчиками и другими участниками деятельности современного распределенного предприятия» – такое определение дает Google.
Важно отметить, что цифровизация предприятия – это уже не модный тренд, а объективная необходимость. Мир бизнеса вокруг нас меняется с колоссальной скоростью, те изменения, что раньше проводились годами, а иногда десятилетиями, сейчас внедряются и коммерциализируются за месяцы, скорость взаимодействия с заказчиком и реакции на изменения бизнес-среды уже измеряются минутами. «Четвертая промышленная революция» («Индустрия 4.0»), построенная на «Интернете вещей» (IoT), набирая темп, формирует новые требования к продуктам, технологиям и сервисному обслуживанию, задает иные требования к бизнес-модели и продуктовому предложению.
Большое количество изготовителей оборудования, закладывая в конструкцию своих изделий датчики, отслеживающие параметры работы, состояние и даже уровень износа частей оборудования, создают пространство экосистемы «Интернета вещей». И это уже не будущее – настоящее.
За рубежом уже успешно функционируют бизнес-модели, построенные на основе e-commerce (электронная коммерция), когда встроенные в оборудование датчики подают сигнал о критическом износе, а электронные алгоритмы обрабатывают данные, комплектуя заявку на поставку ЗИПа, и синхронизируют их с графиком ремонта.
Рынок «Сервиса энергетического и тепломеханического оборудования» за последние годы из рынка продавца трансформировался в рынок покупателя. Изменилась и конкурентная среда. В качестве примера приведу компанию «Северсталь», в которой уже реализовано управление техническим обслуживанием и ремонтом с использованием технологий «Интернета вещей» (IoT) – сбора информации с большого количества датчиков, обработка которой позволяет сделать выводы о состоянии оборудования и агрегатов, оценить риски аварийных остановов, учесть экономическую обоснованность проведения ремонта.
Еще один пример: известная в отрасли компания «Силовые машины» в настоящий момент формирует новое продуктовое предложение для рынка покупателей своего оборудования – «сервисное обслуживание», построенное на основе Predictive Maintenance. В этом настоящем Атомэнергоремонту нужно сохранить свои позиции, свой статус ведущей компании по техническому обслуживанию и ремонту.
Конечно, мы понимаем, что необходимо пройти большой путь в развитии, чтобы стать цифровым предприятием: решить большой комплекс задач по автоматизации, планированию и управлению оптимизированными производственно-технологическими процессами, учетом и перемещением ТМЦ, инструментов и оснастки, объединить все на онлайн-платформе для оперативного управления производственными процессами. Мы также должны запустить проект «Цифровая панель руководителя», изменить формат и каналы в общении между работником и предприятием, социализировать это взаимодействие – все это большая, сложная, но очень интересная задача!
Важно отметить, что реализуемый комплекс мероприятий по внедрению в систему менеджмента современных инструментов управления существенно сократит сроки протекания процессов и позволит значительно оптимизировать и снизить затраты, что строго соответствует стратегической цели Госкорпорации «Росатом» – «Снижение себестоимости продукции и сроков протекания процессов».
Сегодня сервис энергетического и тепломеханического оборудования – это не обеспечивающая функция, а перспективное бизнес-направление, ключевым фактором успеха которого является умение создавать под каждого заказчика ту модель управления техническим обслуживанием и ремонтом, которая в наибольшей степени обеспечивает достижение экономической эффективности бизнеса и способствует росту капитализации бизнеса в широком смысле. Это полностью соответствует еще одной стратегической цели Росатома: «Новые продукты для российских и зарубежных рынков». Таким образом, руководство АО «Атомэнергоремонт», реализуя программу трансформации предприятия, обеспечивает вклад в достижение стратегических целей Электроэнергетического дивизиона и в целом Госкорпорации «Росатом».
Алексей Комольцев для журнала РЭА