ВНИИАЭС – головная организация отрасли по научно-технической поддержке АЭС на всех стадиях их жизненного цикла. О том, как специалисты института анализируют нарушения в работе станций с ведением баз данных по отказам, разрабатывают регламенты, экспертные заключения, новые направления поддержки, рассказывает Сергей Петров, заместитель директора ВНИИАЭС-НТП, директор отделения опыта эксплуатации
– Сергей Сильвестрович, можно ли сказать, что анализ опыта эксплуатации, которым занимается институт, занимает ключевое место в системе научно-технической поддержки АЭС?
– Именно так. Систематический сбор, накопление, анализ и распространение информации об опыте эксплуатации атомных станций – это, безусловно, ключевой аспект деятельности ВНИИАЭС. Ведь именно использование базы данных позволяет выявлять оптимальные решения с целью повышения безопасности и эффективности работы атомных станций.
В ведении ВНИИАЭС находится отраслевая база данных по эксплуатации, которая пополняется как по итогам негативным событий (по результатам нарушений, отклонений, дефектов в работе, отказов оборудования), так и на основании положительных практик (полученных в том числе за счет применения Производственной системы «Росатом»). По заказу Концерна «Росэнергоатом» на этой базе выявляются тренды, тенденции развития атомной энергетики России и зарубежных стран, анализируется сотрудничество эксплуатирующих организаций с ВАО АЭС и МАГАТЭ. В итоге появляется возможность что-то сделать еще быстрее, лучше, безопаснее, конструктивнее.
Большой пласт работ сегодня связан с составлением отчетов по результатам отклонений и нарушений. В этих отчетах приводятся корректирующие меры, реализация которых может привести и, как правило, приводит к положительным результатам в работе АЭС.
Пополнением отраслевой базы данных, на основе которой осуществляются самые разнообразные работы, во ВНИИАЭС-НТП занимается департамент анализа опыта эксплуатации. Большинство подразделений ВНИИАЭС по мере необходимости также активно используют эту базу, опираются на нее при решении большинства вопросов. На ее основе разрабатываются различные регламенты, стандарты, экспертные заключения. Она также является одним из ключевых элементов системы ядерных знаний, которые сегодня активно экспортируются Госкорпорацией «Росатом».
Система управления ядерными знаниями, основанная на опыте эксплуатации АЭС, дает, в частности, возможность поднимать «с нуля» ядерную инфраструктуру в странах, только еще вступающих на путь развития атомной энергетики.
– А у ВНИИАЭС есть опыт подобного сотрудничества?
– Да. Недавно мы поработали с правительством Боливии, которое обучали, как развивать ядерную инфраструктуру в этой стране. Сотрудничаем в том же направлении с Замбией и Ганой.
Отмечу, что ВНИИАЭС разработал все методические документы Концерна «Росэнергоатом» по сохранению ядерных знаний. Мы оказываем основное методическое сопровождение при реализации проектов АЭС российского дизайна на зарубежных площадках.
– Какие еще направления реализуются на основе накопленного опыта эксплуатации АЭС? Что находится в зоне особого внимания?
– Если продолжить тему международного сотрудничества, работами по поддержке развития ядерной инфраструктуры стран – партнеров Госкорпорации «Росатом» занимается во ВНИИАЭС соответствующий департамент ядерной инфраструктуры, обеспечения надежности человеческого фактора и подготовки персонала. Наши специалисты регулярно участвуют в экспертных миссиях, организуемых проектным офисом по ядерной инфраструктуре Госкорпорации «Росатом», проводят обучение персонала стран-партнеров, реализующих проекты по российским ядерным технологиям, оказывают услуги по разработке и экспертизе документов.
В ведении департамента находится еще одна обширная тема – совершенствование и развитие системы подготовки персонала, включая разработку и внедрение современных методик с использованием технических средств обучения. Человеческий фактор крайне важен при управлении ядерными знаниями. ВНИИАЭС осуществляет подготовку персонала совместно с учебно-тренировочными подразделениями атомных станций. Особенно яркие достижения на сегодня в области подготовки к международным проверкам: миссиям ОСАРТ, партнерским проверкам ВАО АЭС. Это работа на мировом уровне. В частности, одной из станций, успешно подготовленных к миссии ОСАРТ и прошедших ее с хорошим результатом, стал такой труднейший с точки зрения его предыстории объект, как иранская АЭС «Бушер». Проходили подготовку с помощью наших специалистов и эксплуатационники финской АЭС «Ханхикиви».
Многие направления в работе этого подразделения напрямую соотносятся с обеспечением безопасности АЭС. Несколько лет назад была разработана и успешно внедрена на атомных станциях Концерна компьютерная система мониторинга безопасности (СКПБ), позволяющая осуществлять сбор данных по проверкам, проведенным комиссиями АЭС, эксплуатирующей организации, Госкорпорации и органов государственного надзора. Эта система постоянно развивается, добавляются новые возможности и режимы. В настоящее время в режиме текущего времени успешно работают подразделения центрального аппарата и АЭС Концерна «Росэнергоатом».
Один из отделов департамента занимается событиями низкого уровня (СНУ), то есть теми, которые раньше назывались предвестниками более серьезных событий. Их нужно отфильтровать, реально выявить те, которые могут повлечь за собой более серьезные последствия, влияющие на безопасность. На АЭС внедрен разработанный нашими специалистами программно-технический комплекс по сбору и анализу событий низкого уровня (ПТК СНУ). Анализ на его основе позволяет выявить те области, в которых наблюдаются негативные изменения и требуются корректирующие меры.
Кроме этого, в департаменте есть отдел, который по договору с Концерном занимается сопровождением эксплуатации электротехнического оборудования. Как известно, сегодня половина дефектов на АЭС – это отказы в работе электрооборудования. Проблема в том, что большинство наших энергоблоков перевалило за 30-летний срок службы. Оборудование не вечно, повышенного внимания требуют кабели, трансформаторы, генераторы. Поэтому есть все резоны в продолжении этой работы.
Значительным функционалом обладает департамент технологии и контроля водно-химических режимов АЭС. Это один из признанных ведущих научных центров страны в области решения данных проблем. Основные направления его работы сегодня – создание экспертной системы обеспечения ранней диагностики нарушений химической технологии: уменьшение облучаемости персонала средствами водно-химического режима (ВХР), снижение скорости коррозии конструкционных материалов АЭС. В состав департамента входит отдел по ведению ВХР и испытательная лаборатория, прошедшая в 2018 году проверку состояния измерений в организациях Госкорпорации «Росатом».
В департамент стекаются данные со станций о состоянии водно-химических режимов, этой информацией мы обмениваемся со всеми АЭС. Работа рутинная, но на самом деле сейчас очень актуальная, особенно в связи с повышенным вниманием общественности к работе градирен новых энергоблоков. Наши специалисты находятся на самом острие проблемы, они дают весьма полезные рекомендации по этой теме; в дальнейшем у нас будет несколько посвященных ей научно-исследовательских работ. Надеемся, в частности, подобрать новый реагент для обработки воды. Его достаточно сложно «провести» через Минприроды, доказав безвредность этого продукта для окружающей среды, поэтому для его внедрения на АЭС потребуется еще некоторое время.
– Направление работ, которое постепенно выходит на первый план, – кибербезопасность. Какова история вопроса, что уже сделано и делается?
– В составе отделения опыта эксплуатации в 2016 году был сформирован департамент систем контроля и управления и контрольно-измерительных приборов и автоматики, который впоследствии был преобразован в департамент функциональной и кибербезопасности АСУ ТП АЭС. Создан был этот департамент во время передачи бизнеса в АО «РАСУ». Концерн сохранил за нами этот функционал, поэтому во ВНИИАЭС есть подразделение, которое занимается вопросами защищенности систем автоматизации АЭС от компьютерных атак, прочих возможных воздействий, в основном на программном уровне.
Задача номер один – проанализировать проекты действующих АЭС с целью выявления возможных каналов, по которым может состояться проникновение в информационную систему атомной станции. Кроме того, мы пытаемся договориться о таком аудите по новым энергоблокам. В прошлом году глава Росатома подписал приказ о создании на базе департамента отраслевого центра. Этот статус ко многому обязывает. В настоящее время заключен контракт по анализу АСУ ТП на АЭС «Аккую» в Турции. Это тоже наш, российский проект, на котором мы попытаемся обкатать свои компетенции. В конце 2019 года должны приступить к аудиту безопасности четырех российских АЭС, выбранных эксплуатирующей организацией в качестве пилотных.
Получив статус отраслевого центра по кибербезопасности, ВНИИАЭС в настоящее время занимается согласованием программы действий со всеми заинтересованными дивизионами Госкорпорации «Росатом». Уже получена поддержка со стороны топливной компании ТВЭЛ, ФГУП «Атомфлот», Инжинирингового дивизиона. После аудита атомных станций ожидаем более пристального внимания к этому вопросу со стороны Концерна.
– Кроме обеспечения кибербезопасности, какие работы для отделения опыта эксплуатации являются для вас совершенно новыми, нетрадиционными или значительно активизировались в последнее время?
– Департамент анализа опыта эксплуатации, одно из старейших наших подразделений, сегодня совместно с Концерном и его подрядчиком принимает участие в создании нового программного средства NPP Expirience. Эта программа позволяет достаточно гибко анализировать не только базы данных, которые мы создаем, но и все сопутствующие базы дивизиона – технического обслуживания и ремонта, документации и т. д. В настоящее время все базы данных, которые разработали Концерн, ВНИИАЭС и другие организации, интегрируются в единую базу. Это позволит еще более эффективно находить новые и неожиданные решения даже в хорошо знакомых до этого материях. Сильно активизировалось в последние два года управление ядерными знаниями за счет экспорта наших знаний в страны-новички. Ну и конечно, кибербезопасность: здесь все в процессе становления и развития.
– Можно ли сказать, что ВНИИАЭС все более вписывается в международный рынок с точки зрения персонала, технологий?
– Да. В последнее время мы заметно расширили контакты с проектными организациями. Экспортный вариант на сегодня – энергоблок № 5 Ленинградской АЭС, его аналоги планируется поставлять по контрактам в Венгрию, на АЭС «Пакш», и в Финляндию, на АЭС «Ханхикиви». Для этих блоков заказчики выставили очень высокие требования. Например, коэффициент готовности венгры поставили 0,92, а финны – 0,93. Даже на Балаковской станции, которая работает как часы, он составляет за 2018 год в среднем 0,9161. Таким образом, необходимо не просто «показать» проект, но и подобрать такой режим работы, чтобы он удовлетворял требованиям заказчика. Сегодня мы плотно работаем с санкт-петербургским Атомпроектом, чтобы доказать документально, что этот энергоблок достоин конкурировать с зарубежными аналогами.
– Какие вопросы, касающиеся ВНИИАЭС, по вашему мнению, пока не удалось решить или они решены не в полной мере?
– Во-первых, хотелось бы более полной востребованности наших компетенций. Есть знания и опыт, которые сейчас по разным причинам недостаточно используются на отраслевом уровне. Существуют проблемы с материальной базой и приобретением новых приборов и оборудования. Это достаточно больной вопрос, учитывая, что хорошие приборы, которые дают возможность получить максимально точный научный результат, дороги, а покупка их связана с большим бюрократическим обременением. Наконец, не могу не упомянуть о том, что сегодня нам в институте очень не хватает людей со станций, технологов, которые были бы готовы делиться своим богатым опытом эксплуатации. Для этого, очевидно, нужно как-то решать проблему с их проживанием в Москве.
Думаю, что решение этих вопросов в огромной степени способствовало бы выполнению основных задач ВНИИАЭС в области эксплуатации атомных станций – совершенствованию базы данных, сопровождению эксплуатации электротехнического оборудования, обеспечению надежности человеческого фактора и подготовки персонала.
Алексей Комольцев для журнала РЭА