В этом году исполняется десять лет компании «Энергоатоминвест», дочернему обществу Концерна. Задача компании – управление сетью 14-ти дочерних и управляемых обществ на площадках АЭС, которые оказывают транспортные, клининговые, санаторно-курортные, аутстаффинговые услуги, обеспечивают лечебно-профилактическое и общественное питание. О том, как работает и развивается всё «беспокойное хозяйство» Концерна, рассказывает генеральный директор ООО «Энергоатоминвест» Игорь Бутько
Игорь Витальевич, как эволюционировала организация с 2009 года?
– В 2009 году в Концерне было принято решение о выводе непрофильных видов деятельности на аутсорсинг. Чтобы не потерять компетенции, которые требовались на АЭС, было решено создать систему региональных дочерних обществ на базе «Энергоатоминвеста». Главный эффект этой идеи – чтобы работники, трудившиеся на АЭС долгие годы, не отправлялись «на вольные хлеба», тем более в небольших городах, где с работой было непросто. Был организован плановый перевод обслуживающих функций в дочерние общества, подконтрольные головной компании – «Энергоатоминвест». Первым делом были выведены услуги автотранспортные и лечебно-профилактического питания. Сегодня день в «Энергоатоминвесте», включая дочерние общества, работает больше 8 тыс. человек. Это работники нужных нам специальностей, от водителей, поварами и уборщиц, до промышленных альпинистов. До недавнего времени мы заключали на рыночных условиях договоры с АЭС, проходили все конкурсные процедуры, потому что на этот рынок заходили конкуренты с внешнего рынка. Не всегда это бы
ло на пользу – снижение цены, особенно компаниями, не планирующими работать качественно, имеет общеизвестные последствия. С 2018 года нам удалось получить статус «единственного поставщика», свое право оказывать эту услугу атомной отрасли, безопасно и на высшем уровне. Добавлю, что «Энергоатоминвест» и все наши дочерние общества тесно связаны с корпоративной и социальной жизнью АЭС. Мы участвуем в Спартакиадах, Atomskills, организуем конкурсы лучших по профессии. Впервые в этом году на Курской АЭС проведен конкурс поварского искусства.
Полученный статус «единственного поставщика» не означает, что мы замыкаемся в корпоративной работе, и уходим из рыночной специфики. Наоборот, развитие компании планируется за счет увеличения наших компетенций, создания новых продуктов, которые мы сможем предложить как Концерну, так и внешним потребителям. Наш потребитель – это не только работники АЭС, и даже не только жители «атомных» городов присутствия – мы можем развиваться в целом в субъектах федерации, где находятся АЭС.
В качестве одного из новых направления мы рассматриваем возможность швейного производства, пошив спецодежды для Концерна и Росатома в целом. Идет выпуск высококачественных продуктов питания: это сыр, мясные деликатесы, поставка рыбы. Развиваем услуги в области туризма: услугами предприятия «Атом-тур» активно пользуются работники Концерна и Госкорпорации. Наши предложения конкурентоспособны на рынке, и мы снимаем риски невыполнения обязательств, свойственные «рыночным» туроператорам.
По итогам 2018 года дочерние общества Энергоатоминвест, которые обслуживают атомные станции, работают с прибылью, это важно. Все показатели на уровни тех, которые нам назначал Концерн.
– Есть ли возможность и целесообразность выхода на зарубежный рынок – в регионы, где будут работать АЭС российского дизайна?
-В прошлом году мы впервые проявили себя на международном уровне, организовав качественное питание для работников Армянской АЭС: построена и оборудована столовая, набран персонал. Опыт признан удачным: работники «Атомэнергоремонта», которые выполнили всю основную работу в Мецаморе, признали, что кормим их так же хорошо, как в России. В 2019 году стараемся развернуть дополнительные услуги, в том числе транспортные, – например, на Аккую. У нас нет задачи работать «ради работы», мы внимательно отслеживаем наличие экономических оснований, нужного нам уровня прибыли. Как минимум, наши вложения должны быть обеспечены возвратом. Тот же подход и внутри страны. Мы не только обслуживаем АЭС, но и население в городах присутствия. Например, наши автобусы возят жителей Удомли; питание в четыре школы готовят наши работники столовой Калининской АЭС. Проект не весьма прибыльный, но нас устраивает безубыточность, поскольку это задача социальной направленности.
– Какова численность и планируется ли ее менять? Например, выводя какие-то из функций на аутсорсинг?
– Сегодня в наших дочерних обществах больше 8 тыс. человек. 90% из них – бывшие работники АЭС, которые работали в транспортных, строительных подразделениях, столовых и так далее. Производительность труда у нас на должном уровне; показатели, которые устанавливает Концерн, мы выполняем. Коррекция численности зависит от работы – нужно ли зависит нужно ли это основному заказчику, АЭС, или в целях развития нового бизнеса. Без необходимости, на работу не берем, и большой текучки нет; устроиться на наши предприятия немало желающих. Зарплата в наших дочерних обществах выше, чем средняя в регионах присутствия. Численность увеличивается под новый проект или новые объемы.
Что касается возможности использования аутсорсинга, практика показала, что АЭС как заказчику выгодно нанимать единую компанию, которая может выполнить необходимые функции, и с которой можно спросить за качество. По нашим основным услугам на АЭС в свое время было несколько подрядчиков; но оказалось, что «единое окно» выгодней с точки зрения качества, безопасности, да и экономики. Мы используем субподряд только на тех направлениях, по которым не имеем своих компетенций: например, если речь идет о значительных строительных работах. Еще один аргумент против субподряда, если можем справляться сами – это риск, что подрядчик упрощает себе жизнь, не обеспечивая охрану труда, страховку, белую заработную плату. Качество услуг в таком случае не будет соответствовать нашим стандартам.
– Какова обновляемость коллектива, есть ли «текучка»?
– Коллектив у нас стабильный; основной конкурент-работодатель, куда от нас могут уходить люди – это сама АЭС. Но переход туда скорей исключение, чем правило. Когда создавался «Энергоатоминвест», к нам переходили целые трудовые династии. Пополнение, в случае ухода например по возрасту, дается нелегко: дефицит рабочих профессий в стране достаточно заметен, и даже чтобы нанять хорошую уборщицу, грузчика, сторожа – нужно искать. Впрочем, с поиском по этим позициям тоже справляемся – потому что предлагаем хоть и не самые большие зарплаты, но есть полный комплекс социальной защиты. По основным для нас профессиям, компетенциям – таким как водители, повара – мы закрываем свои потребности благодаря сотрудничеству с колледжами. Назначаем стипендии, приглашаем на практику, и таким образом ориентируем на последующее трудоустройство. В последнее время на рабочие специальности стало приходить больше людей.
– Какие услуги оказывают предприятия «Энергоатоминвеста» за пределами АЭС?
– Примеров немало. Так, это услуги уборки на предприятии «Атоммаш» в Волгодонске: выиграли эту работу на конкурсе, который проводился машиностроительным дивизионом. Другой пример – пассажирские перевозки в Сосновом Бору. Осуществляем также транспортное обслуживание, оказываем услуги общественного питания в Заречном. Пробуем множество других направлений. Например, успешно развиваем туристические услуги. Восстанавливается пансионат «Литфонд» в Пицунде, Абхазия: мы реконструируем здание; в нем который год отдыхают ветераны Концерна и отрасли. Развивается спортивная база при этом санатории; в прошлом году там состоялись юношеские соревнования по баскетболу на кубок президента Абхазии. Если говорить о перспективе, то востребованная услуга – организация детского отдыха. Мы ищем варианты, которые по цене и по качеству будут соответствовать уровню нашей отрасли. Создавать свой детский лагерь было бы неправильно, потому что существует много уже готовых предложений. Наша задача – «упаковать» такую услугу для работник
ов отрасли, в соответствии с нашими стандартами.
– Как рассматриваются перспективные проекты?
– Мы хорошо знакомы с производственной системой Росатома, поэтому все предложения по улучшениям, что приходят с мест, рассматриваются, и самые значимые получают поддержку. Мы настраиваем руководителей дочерних предприятий не замыкаться в рамках должности, а искать возможности для своего предприятия и всей структуры «Энергоатоминвеста». Некоторые регионы видят перспективу в овощеводстве – возможно, строительство теплиц окажется интересным, выигрышным направлением, тем более что продукция может быть использована в наших столовых. Один из таких проектов, со строительством 20 гектар теплиц, проходит оценку. Такие предложения изучаются коллегиально, есть правовая и экономическая экспертиза, оценка возможностей сбыта, конкуренции. Практически на каждом предприятии есть коммерческие отделы, которые изучают свой регион. Если очевидно, что по заявкам жителей города можно заняться клинингом – то предприятие выходит с соответствующим предложением и работает. Мы достаточно часто обсуждаем такие инициативы и в онлайн-режи
ме, и на директоратах. Некоторые компетенции, идеи могут масштабироваться на другие площадки, но опять же после грамотной оценки.
– Что можно добавить к нашему разговору?
– Мы устойчиво работаем на рынке, и при этом готовы к новым идеям, предложениям. Готовы рассматривать проекты и с ними работать.
Алексей Комольцев для журнала РЭА