Ленатомэнергоремонт – предприятие, которому выпала особая задача: сохраняя многолетний опыт работы на РБМК, научившись работать на объектах флота и фундаментальной науки, переключиться также на новейший блок ВВЭР-1200 поколения «3+», который готовится к приему в промышленную эксплуатацию на Ленинградской АЭС. О том, как «ленинградцы» встречают юбилей Атомэнергоремонта, мы беседуем с директором филиала Василием ЮСУПОВЫМ
– Василий Петрович, каковы изменения, которые происходят в ЛенАЭР? Что предстоит сохранить, а в каких направлениях развиваться?
– Основная задача, которую мы продолжаем выполнять, – это своевременное выполнение работ на действующих блоках Ленинградской АЭС с реакторами РБМК. Даже останов блока № 1, который планируется в конце этого года, предполагает дальнейшую эксплуатацию целого ряда систем, поэтому наш труд будет востребован. Остальные блоки РБМК планируется последовательно выводить из эксплуатации до 2024 года. Но уже пришло время и для новой задачи – на Ленинградской АЭС в опытно-промышленной эксплуатации действует блок № 5 с современным, инновационным реактором ВВЭР-1200. Конечно, это совсем другие технологии, другие требования, другое поколение. Если первые четыре блока Ленинградской АЭС мы знаем как родных и даже можем предсказать их «поведение», то блок № 5 – это новейшие системы, которые требуют столь же высокой квалификации, умного труда. Хотя в целом суть технологии меняется не так значительно, требования к нашему персоналу, который будет ремонтировать это оборудование, меняются. Понимая это, мы в последние годы уделяли много внимания обучению и повышению квалификации, чтобы трудиться не хуже, чем на РБМК. Поработать с новым оборудованием нам уже довелось: в прошлом году мы выполнили ревизию после холодно-горячей обкатки. В настоящий момент вместе с эксплуатирующим персоналом занимаемся обслуживанием нового железа, и каждый раз что-то нужно изучать. Но это не работа методом проб и ошибок, мы используем единую электронную систему с Ленинградской АЭС-2, которая позволяет в режиме онлайн обращаться ко всем необходимым чертежам, регламентам, описаниям. По каждой единице оборудования детально расписана и легко находится вся необходимая информация – начиная от паспорта завода-изготовителя и заканчивая описаниями программ проведения технического обслуживания и ремонта. Это очень удобная система, и надеюсь, в дальнейшем на всех рабочих местах нашего инженерно-технического персонала эта система будет работать. Тогда любой допущенный работник в режиме онлайн сможет открыть и сразу просмотреть чертежи, а только потом увидеть это уже на рабочем месте.
Новое для нас – это работы на парогенераторах всего первого контура. Мы в целом понимаем принципы этой системы, но, напомню, на РБМК этот контур не первый, а единственный, КМПЦ, комплекс многократной принудительной циркуляции. Мы разбираемся в ГЦН, проводим диагностику и ремонт, но двухконтурная схема, теплообменники, компенсатор давления, гидроемкости, сам реактор ВВЭР-1200 – это все существенная разница. В освоении нам существенно помогает опыт других филиалов, которые имеют опыт работы как на прежних сериях ВВЭР, так и особенно на блоке № 6 Нововоронежской АЭС. Мы успешно, даже с хорошим выигрышем по времени, выполнили с их участием ревизию оборудования на этапе пусконаладки. В настоящее время готовимся к ремонту, который будем проводить уже в 2019 году. Планируем нововведения у себя: осваиваем виды работ, готовим структурную реорганизацию. Учитываем, что приближается этап пусконаладочных работ и на блоке № 2 Ленинградской АЭС-2, где также без нас не обойдется. Таким образом, мы уже живем в русле ухода от привычных нам РБМК, хотя и на них предстоит еще работать до 2025 года, долго и безаварийно.
– Сложно ли переучиться людям, наработавшим 45-летний опыт работы на реакторах почти первого поколения, на поколение «3+»?
– Это получается, поскольку РБМК требует высочайшей квалификации, и это обозначает изначально хорошую инженерную подготовку, постоянный рост квалификации. Поэтому мы даже не рассматриваем какое-либо искоренение имеющегося кадрового состава, рассчитывая набрать новых. Наш коллектив – самая большая ценность. Их знания, опыт, квалификация в кратчайшие сроки позволяют адаптироваться и не менее качественно выполнять работы на ВВЭР-1200.
– В чем будет заключаться реструктуризация под задачи ВВЭР?
– Мы ожидаем, что до конца 2018 года блок № 1 ЛАЭС-2 будет введен в промышленную эксплуатацию, и мы приступим к регулярному проведению технического обслуживания и ремонта. Там будут на постоянной основе развернуты участки, а впоследствии цеха. Определенный период будет набираться опыт, повышаться квалификация на новых блоках. Пока же блоки будут находиться в режиме эксплуатации, в межремонтный период мы сможем работать на других блоках ВВЭР в стране и не только, также и на всех зарубежных станциях, которые строит Росатом. Мы уже принимаем активное участие в работах на АЭС «Бушер», готовимся к активному развороту деятельности в Белоруссии, учитываем и другие будущие зарубежные объекты, которые также с большой степенью вероятности окажутся под нашим техническим обслуживанием. Таким образом, освоение технологии ВВЭР пройдет весь наш коллектив.
– В какой мере можно будет задействовать возможности и умения ЛенАЭР на печальной, но необходимой задаче вывода из эксплуатации РБМК?
– Это огромная работа, но не по принципу «вырвали и выбросили». Выводимые РБМК потребуют еще многих лет поддержки необходимых режимов, поэтому работать на них предстоит еще долго. Под это уже заложено финансирование, мы учитываем эти работы в плане на 2019 год. Ближайшие годы топливо будет оставаться в блоке, а соответственно, мы будем поддерживать все оборудование, которое обеспечивает безопасную эксплуатацию. Затем топливо из реактора поступит в бассейн выдержки, то есть требуется поддерживать и все его системы. Часть оборудования будет демонтирована для использования на действующих блоках. Что же касается демонтажа самого аппарата, это однозначно дело не завтрашнего дня, а перспективы нескольких лет. Какое-то время топливо будет оставаться в остановленном реакторе, затем потребуется время на усадку графитовых колонн, снижение активности, и лишь после того, как будет принципиально определена технология, начнется разбор и утилизация кладки. У нас есть желание и возможность освоить эту технологию, полагаю, мы сможем опереться на опыт наших коллег из других дивизионов Росатома, которые уже выполняли подобную работу на графитовых промышленных реакторах. Главное, мы очень быстро учимся; компетенция людей такова, что позволяет научиться любой сложной и высококвалифицированной работе. Хотя вы и называете эти работы «печальные», и блок действительно нам как родной, мы с удовольствием освоим и демонтаж.
– Поскольку атомная жизнь неизбежно продолжится, какое дополнительное участие в пусконаладочных работах вы сможете освоить и здесь, и в мире?
– На первом блоке ЛАЭС-2 мы сопровождали Атомтехэнерго: настройка арматуры, насосов, вентиляционного оборудования, регулирование вибросостояний в случае невозможности устранения дефектов за монтажниками выполнялась нашим персоналом. Каждый раз наши люди разбирались, доводили оборудование до требований ГОСТ, например, по вибрации. В дальнейшем по пусконаладочным работам мы готовы в полном объеме все сопровождение пусконаладочных работ выполнять вместе с Атомтехэнерго. Должен отметить, что у нас замечательные отношения с филиалом Атомтехэнерго в Сосновом Бору и на уровне руководства, и на уровне непосредственных исполнителей. Безусловно, будем участвовать в конкурсных процедурах на эти работы.
– Сосновый Бор становится одним из опорных пунктов для обучения зарубежного персонала. В какой мере эта активность отразится на вашей работе?
– Для нас это вопрос на среднесрочную перспективу, поскольку ближайшая задача, которая будет решаться в Росатоме, – это подготовка эксплуатационного персонала, и мы видим активность именно в этом направлении. Но через два-три года с такими темпами, которыми разворачивается строительство за рубежом, начнет возникать и нехватка в том числе ремонтного персонала. Сейчас основные усилия Технической академии направлены на подготовку и обучение эксплуатационного персонала. Следует учитывать, что усилия ремонтного персонала будут востребованы на начальных этапах эксплуатации новых зарубежных блоков – первые ремонты, особенно по реакторному отделению, вероятнее всего, будут проводиться персоналом Атомэнергоремонта. Затем встанет вопрос о передаче наших компетенций, обучению и на учебных комбинатах, и на действующих блоках. Благодаря наличию здесь, в Сосновом Бору, хорошей учебной базы мы добьемся симбиоза в подготовке зарубежных ремонтников: мы сможем учиться технологиям новых блоков и, в свою очередь, учить наших зарубежных коллег-ремонтников. На базе нашего филиала можно создать свои учебные классы – есть и площади, и необходимые механизмы, например, грузоподъемные. Передача опыта по методу наставничества отработана годами, наше пополнение проходит и теоретическую подготовку в учебном классе, изучает видеоматериалы, затем – практическое обучение. Эту задачу в масштабах Атомэнергоремонта решают два наших филиала – в Курчатове и Нововоронеже.
– Чему научили новые проекты за пределами Концерна: проект ПИК в Гатчине, ПАТЭС и все флотское, есть ли интерес к работам за пределами отрасли?
– Компетенции и знания, которые мы приобрели на Балтийском заводе и в Гатчине, очень значимы. Раньше только Кольский филиал работал с Морским регистром (по линии Атомфлота). Мы полагали, что нормы Росатома по безопасности – самые жесткие из возможных; оказалось, что Морской регистр в аспектах безопасности выдвигает сопоставимые требования. Освоить их нам помогла культура производства, наработанная в нашей отрасли, поэтому судостроители были приятно удивлены и уровнем профессионализма, и самим отношением наших работников к делу. Задачи, которые перед нами ставились, выполнены, люди проявили высочайшую тщательность. То же самое – на реакторе ПИК в Гатчине; полагаю, что любая «коммерческая» ремонтная организация не выдержала бы и двух месяцев. Благодаря этим двум проектам активное развитие в нашей структуре получило проектное управление – компетенции формирования временного коллектива под конкретную задачу, планирование, бюджетирование и так далее; раньше нам приходилось мыслить в пределах одного хорошо знакомого блока РБМК, изученного десятилетиями. Теперь мы рассматриваем возможность применить опыт проектного управления и на нашей основной задаче – в ремонте энергоблоков Концерна.
Что касается внешнего рынка, в будущем рассматриваем выход в сферы нефтегазового комплекса, мостового строительства. Думаю, в среднесрочной перспективе такие объекты тоже появятся, тем более что ставятся очень амбициозные задачи по освоению объемов за пределами Росатома, диверсификации основного нашего рынка.
– Что делается для повышения культуры безопасности на производстве?
– Эту работу мы ведем планомерно и постоянно; в некоторых ситуациях она выглядит как рутина, но жизнь показывает, что нужно обязательно обновлять приемы информирования, не превращать контроль в формальность. Планомерная работа ведется с каждым – от новичка до меня, руководителя филиала. Дело каждого инженерно-технического работника от мала до велика показывать собственным примером, как и что надо делать. Постоянно проводим проверки, инспекции. Какие бы жесткие сроки выполнения работ ни стояли, люди научились удерживать безопасность в приоритете. Если кто-то совершает ошибку, но сообщает о ней сам, мы не наказываем в этом случае, а этот опыт распространяем по другим бригадам и цехам.
– Назовите, пожалуйста, пять основных качеств сегодняшнего, а возможно, будущего работника Атомэнергоремонта?
– Первое – это ответственность; второе – это трудолюбие; третье – это чувство плеча; четвертое – эффективность; и пятое, одно из самых главных, наверное, – это учиться, учиться и еще раз учиться. Чтобы быть более эффективными и компетентными.
– Что было бы правильно добавить к нашему разговору?
– Тридцать пять лет Атомэнергоремонту – это очень значимая дата. За этот период было достигнуто многое: тысячи людей прошли через Атомэнергоремонт, достигли высочайших результатов – и личным трудом, и благодаря кооперации всех служб, филиалов, подразделений. Все мы благодарны жизненному опыту, который получили здесь. Сегодня компания не только выполняет план по товарной продукции, но и участвует в таких уникальных задачах, как пуск новейших энергоблоков в мире, – № 6 Нововоронежской, № 1 Ленинградской АЭС-2. Хочу пожелать всем коллегам, работникам Атомэнергоремонта в честь юбилея всего самого наилучшего, успехов, удачи, здоровья, стабильности и дальнейших успехов на работе!
Алексей Комольцев для журнала РЭА