В Москве 13–15 февраля прошла организованная Концерном «Росэнергоатом» 27-я Конференция начальников турбинных цехов российских и зарубежных АЭС. В ней приняли участие представители 20 атомных станций и 42 поддерживающих организаций из России, Китая, Германии, Франции, Финляндии, Болгарии, Украины, Армении, Ирана, Чехии и Белоруссии. В течение трех дней турбинисты обсуждали актуальные проблемы обеспечения надежности и эффективности тепломеханического оборудования (ТМО) АЭС. Ряд докладов был посвящен современным техническим решениям для турбоустановок. Подробно анализировались итоги работы оборудования в 2017 году и задачи на 2018 год.
– Формат международного форума позволяет нам более широко, чем обычно, подойти к обсуждению вопросов, касающихся работы тепломеханического оборудования, привлечь к нему не только «внутренних», отечественных, но и зарубежных экспертов, – рассказывает главный технолог Технологического филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Владимир Соломеев. – Этот диалог особенно важен в нынешних условиях, когда Госкорпорация «Росатом» все активнее работает на международном рынке.
– Владимир Александрович, большинство тем, которые включаются в повестку конференции, носят «долгоиграющий» характер, из года в год пребывая в центре внимания специалистов. Вместе с тем появляются и новые вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения. Какие темы на этот раз удостоились особенного внимания российских и зарубежных турбинистов?
– Одной из тем этой конференции, например, была эксплуатация башенных испарительных градирен. Причина внимания к ней – вопросы, возникшие при эксплуатации некоторых блоков АЭС в период летнего пика температур. Работать с градирнями в теплых регионах России непросто, поэтому для Концерна очень актуален опыт тех стран и тех организаций, которые давно эксплуатируют системы охлаждения при помощи башенных испарительных градирен. К этим организациям относится прежде всего французская эксплуатирующая организация атомных станций – «Электрисите де Франс» (EDF), где примерно половина АЭС работает по аналогичной схеме. В рамках ежегодной программы сотрудничества Концерна «Росэнергоатом» и EDF с презентацией перед участниками конференции выступил эксперт по испарительным градирням из Франции Паскаль Хоффман, который рассказал, как решаются эти вопросы на местных атомных станциях. Считаю, что этот опыт мы обязательно должны проанализировать и по возможности учесть в дальнейшей работе.
Большой интерес вызвал доклад наших китайских коллег о развитии Тяньваньской АЭС. Мы в свое время импульс развитию Тяньваньской АЭС, поставив российское оборудование для блоков № 1, 2. На блоках № 3, 4 используется российское оборудование первого контура, а оборудование второго контура и электротехническое – уже китайского производства. На строящихся блоках № 5, 6 применено также оборудование китайского производства с использованием современных, прежде всего, японских технологий. Мы ознакомились с характеристиками генератора и турбины Тяньваньской АЭС-2, изготовленных на заводах в Харбине. Оборудование производится с использованием японских технологий компаний Toshiba и Mitsubisi. Заявленные показатели амбициозны, и нам необходимо будет учитывать опыт китайских коллег, требовать от российских заводов внедрения новых технологий, новых проектных решений, повышения надежности и эффективности.
В центре внимания оказалась также тема огнестойких масел, которые применяются на турбинном оборудовании в Концерне. Сегодня мы их закупаем у зарубежных производителей. Стратегически важной задачей в рамках импортозамещения стало обеспечение энергетической отрасли России отечественными огнестойкими турбинными маслами. В 2017 году имели место проблемы с обильным пенообразованием последних партий огнестойких жидкостей (ОЖ) Fyrquel L. По информации АО «ВТИ», есть проблемы с ОЖ Reolube-OMTI на ТЭС. Отмечается снижение качества импортных ОЖ на основе триксиленилфосфата. Компания ICL IP в 2018 году прекращает выпуск ОЖ Fyrquel L и в сотрудничестве с АО «ВТИ» приступает к производству ОЖ «ОМТИ/OMTI» с ожидаемо лучшими эксплуатационными и ресурсными характеристиками.
К обсуждению и решению этой задачи год назад, на предыдущей конференции, мы пригласили специалистов ПАО «НК Роснефть», и в этот раз представитель Роснефти Иосиф Любинин выступил с информацией о первых результатах проведенной работы. ПАО «НК «Роснефть» заявило о готовности к производству ОЖ в России. Испытания опытной партии запланированы в мае–июне 2018 года в системе регулирования турбины на одной из ТЭС Башкирии. Основное требование к новой ОЖ – полная совместимость с эксплуатирующейся ОЖ Fyrquel L. ПАО «НК «Роснефть» решает вопрос утилизации отработанных ОЖ. В настоящее время ПАО «НК «Роснефть» разработана технология производства ОЖ на основе бутилированного фенола вместо триксиленилфосфата. Запуск производства полного цикла планируется выполнить в 2022 году.
Обсуждались также вопросы экономичности, повышения КПД атомных энергоблоков. В 2017 году в Концерне осуществлялись две большие программы. Первая из них – модернизация турбинного оборудования на энергоблоке № 4 Балаковской АЭС. Реализация этой программы закончится в 2019 году, когда блок перейдет на тепловую мощность 107 % (мощность энергоблока № 4, таким образом, превысит 1100 МВт).
Второй крупной работой по этому направлению в прошлом году стала модернизация лопаточного аппарата с повышением КПД проточной части турбины производства харьковского объединения «Турбоатом» на энергоблоке № 5 Нововоронежской АЭС. В рамках все той же программы импортозамещения мы впервые использовали опыт отечественных производителей. Сейчас мы оцениваем эту работу и целесообразность ее продолжения на следующей машине энергоблока.
Один из важнейших вопросов – повышение надежности и эффективности турбоустановок энергоблоков, реализованных в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ), ввиду особого статуса по цене вырабатываемой энергии и возможным потерям. Так, для блока № 4 Белоярской АЭС актуально выявление и исключение непроектных потерь в турбоустановке, обеспечение оптимального расхода ЦН через КНД, оптимизация работы гидрозатворов ПНД-2, ПНД-3 и др.
На некоторых блоках АЭС в южных регионах требуется обеспечить эффективную работу охлаждающей градирни для поддержания необходимой температуры охлаждающей воды.
Для блока № 4 Калининской АЭС актуальным является обеспечение надежной работы электрогидравлической системы регулирования.
– На конференции продолжительное время обсуждался вопрос вибрационной надежности турбин. С чем связан этот интерес?
– Должен подчеркнуть, что за все время эксплуатации энергоблоков Концерн «Росэнергоатом» не имел серьезных проблем из-за повышенной вибрации, она ни разу не являлась источником каких-то крупных эксплуатационных осложнений, отказа оборудования. Тем не менее есть правила, нормы, которым мы обязаны подчиняться, есть передовой зарубежный опыт. И есть все-таки небольшое количество замеряемых параметров (примерно на уровне 1,5 %), которые находятся на границе нормативных значений. Эту проблему нам объективно надо решать, поэтому на конференцию были приглашены специалисты из наладочных организаций. Кстати, в дни работы нашего форума как раз происходила виброналадка пускового блока № 4 Ростовской АЭС, что еще раз подчеркнуло актуальность данной темы.
– Если вкратце подвести итоги прошлого года в сфере работы ТМО, какие системные проблемы пришлось решать?
– Во-первых, как я уже сказал, мы многого добились с точки зрения повышения экономичности оборудования, модернизировав проточную часть двух турбин с привлечением украинских и российских производителей. За счет этого повысили КПД оборудования и получили дополнительные киловатты электроэнергии. Плюс к этому повысили культуру эксплуатации ТМО, в частности, провели очистку конденсаторов паровых турбин от карбонатных отложений, в два раза сократив потери. Я считаю, что это очень знаменательный факт, так как, обратив внимание специалистов и руководителей атомных станций на решение этой проблемы, мы получили максимум эффективности – эффективная очистка конденсаторов – наименее затратный путь увеличения выработки электроэнергии за счет снижения потерь.
Реализация этих двух направлений обеспечивает повышение выработки электроэнергии и надежности тепломеханического оборудования Концерна.
– Вопрос по конструктивной части оборудования: на конференции прозвучало, что российские компании сейчас активно занимаются тематикой тихоходных турбин. В чем необходимость этой работы?
– В настоящее время в мире примерно 90 % турбин большой мощности от миллиона киловатт и выше – это именно тихоходные машины. Их использование позволяет снизить (прежде всего, за счет применения меньшего по сравнению с быстроходными турбинами количества цилиндров, подшипников и, соответственно, уменьшения площади машинного зала) капитальные затраты на строительство и одновременно увеличить надежность оборудования. Вопросы безопасности, надежности, эффективности для Концерна были и остаются ключевыми. Поэтому создание новых турбин, обеспечивающих наилучшие показатели в работе, мы можем только приветствовать. Современные технические решения для турбоустановок АЭС, кстати, сегодня предлагают и в других производственных компаниях – изготовителях оборудования, в том числе за рубежами нашей страны.
– Насколько актуальна сегодня проблема «обратной связи» с производителями? В частности, на последних атомных форумах немало говорилось о необходимости усиления контроля качества начиная с этапа изготовления оборудования и заканчивая его эксплуатацией.
– Проблема «обратной связи» действительно существует, и надо ее решать. На конференции, например, прозвучало замечание представителя Ленинградской атомной станции в адрес российской компании о том, что со стороны заводов идет очень медленный и зачастую уже неактуальный отклик на поступающие с АЭС обращения. Думаю, что доля истины в этом есть. Но следует сказать о том, что и нам в Концерне надо улучшать эту работу. Тот же производитель, о котором шла речь – огромная компания, у них есть центральный офис. Наверное, туда в первую очередь и нужно обращаться, прежде чем выходить на конкретного производителя в контуре компании. А еще лучше рассылать подобные обращения «веером», чтобы все были в курсе происходящего. Копию запроса желательно направить в центральный аппарат Концерна, чтобы мы в случае задержки со стороны производителя могли ускорить и обратную связь, и реализацию решений.
Обратная связь нам нужна не только внутри страны, но за рубежами России. Поэтому Концерн «Росэнергоатом» и проводит мероприятия, подобные конференциям турбинистов. Нам нужно все знать о процессах, которые происходят в российской тепловой энергетике (учитывая, что турбины на АЭС и ТЭС по основным характеристикам похожи). Вообще, надо использовать любой формат и любые каналы, любые ИТ-технологии для получения дополнительной информации по интересующим нас проблемам.
Алексей Комольцев для журнала РЭА