Директор Департамента управления ИТ-проектами и интеграцией Концерна «Росэнергоатом» Олег Шальнов рассказал о роли департамента в повышении эффективности деятельности Концерна
– Олег Евгеньевич, что вы считаете главным результатом работы ИТ-подразделений в 2017 году?
– Самым главным в 2017 году, на мой взгляд, был запуск стратегии ИТ и получение первых результатов проектов, которые мы запланировали. Состоявшееся внедрение ERP-системы на 16 ключевых филиалах Концерна, в том числе всех десяти АЭС, дало, по оценкам заказчиков системы, эффект более 3 млрд руб. за счет повышения управляемости холдинга. Дополнительный эффект можетт принести сравнение с помощью системы схожих операций на различных АЭС, чтобы выявить и устранить отклонения или, напротив, распространить полезные практики. Безусловно, без активной позиции заказчиков и пользователей системы такого масштабного внедрения и результата не получилось.
В 2017 году нам удалось запустить не менее масштабный проект – Систему Сводной Отчетности (ССО), который позволяет формировать всю бухгалтерскую и управленческую отчетность, в том числе и формы сбора данных Госкорпорации «Росатом», в автоматизированном режиме из SAP ERP. В проекте участвуют все филиалы Концерна. Наша задача в этом году стабилизировать решение и расширить его функциональность для того, чтобы использовать формируемые данные в другом не менее важном проекте – «Инфопанели подразделений». Пилотный проект по построению инфопанелей мы запустили с департаментами финансового блока, сбыта и ПСР. Автоматизация инфопанели «Затраты» позволяет получать выверенные данные из систем Росэнергоатома в момент их появления, а значит, оперативно принимать решения, реагировать на проблемы.
Совместно с производственным блоком мы продолжаем внедрение созданной системы NPP Experience – комплекса сбора и анализа информации об опыте эксплуатации блоков. При отказах, отклонениях в работе оборудования получаем возможность в разы быстрее находить в несистематизированном электронном архиве (поскольку ведется в разных информационных источниках с 1992 года) данные о сходных ситуациях на этом же и других блоках, о ранее найденных способах локализации проблемы, оценивать причины, обеспечивать обратную связь и т. п. Быстрый поиск позволяет экспертам в отведенное им регламентами время сосредоточиться на анализе данных, дополнительной экспертизе, выработке дополнительных мер и рекомендаций. С производственным блоком мы продолжаем работу по внедрению системы управления технической документацией – одной из основных баз знаний Концерна.
На Балаковской АЭС стартовал пилотный проект сквозной автоматизации процессов планирования ремонтов с высокой степенью интеграции между дивизиональными и корпоративными системами. Вот как это должно работать: ремонт планируется на 10 лет; информация о мероприятиях долгосрочной ремонтной программы, которые должны быть выполнены в текущем году, автоматически переходит в SAP ERP. С учетом информации о фондах формируется задача: что можно взять со складов, а на какие позиции начать закупочные процедуры. Изменение статуса закупок видно в системе ремонтов, что позволяет оперативно оценить готовность к проведению каждого ремонта и принять корректирующие решения. После того как ремонт проводится, информация о затратах попадает в SAP ERP, итоговая стоимость ремонта «расписывается» либо на увеличение основных средств, либо на текущие расходы. Накопленный в системе опыт позволит аргументировать переход от «ремонта по регламенту» к «ремонтам по состоянию» для части оборудования, а это уже экономия затрат. Проект очень сложный, но при условии его внедрения на всех АЭС эффект будет сопоставим с эффектом внедрения SAP ERP.
Перечисленные системы являются элементами масштабируемого «Цифрового шаблона эксплуатации АЭС». После отработки пилотных проектов шаблон будет внедряться на остальных АЭС Концерна, что позволит осуществлять сравнения (бенчмарки) тех или иных процессов, тех же ремонтов, собирать информацию о наработке на отказ эксплуатируемого оборудования на разных станциях, анализировать статистику этих отказов, обмениваться положительным опытом.
После внедрения в Росэнергоатоме мы готовы будем предложить шаблон как новый продукт Госкорпорации «Росатом» для внедрения за рубежом.
– Каким образом, с опорой на NPP Experience изменится порядок взаимодействия с промышленностью?
– В рамках программы цифровой экономики в России уже сегодня предлагаются единые форматы технической документации, чертежей, результатов испытаний и протоколы обмена. Когда мы, эксплуатирующая организация, включимся в такую систему, это позволит нам вывести обратную связь с производителями на новый уровень. Росатом формирует в 2018 году стратегию по цифровой трансформации отрасли. Важная составляющая этой стратегии – внутренняя цифровизация, перевод взаимодействия между дивизионами и компаниями на цифровые рельсы. Будет предложено решение проблемы коммуникаций между зонами ответственности: чтобы дивизионы, проектно-конструкторские организации, заводы-изготовители передавали друг другу в цифровом виде данные об оборудовании начиная с этапа проектирования, строительства до пуска в эксплуатацию. Мы будем накапливать и хранить информацию о параметрах работы агрегатов с момента их «рождения». По запросу мы получим информацию о тестовых заводских испытаниях, результатах работы в определенных режимах. Эта информация будет попадать в наш информационный контур, автоматически анализироваться. А наш опыт эксплуатации оборудования (в каких режимах как вел себя агрегат, каковы были отклонения и пр.) будет передаваться и проектировщикам, и на заводы-изготовители, что позволит Росатому продолжать совершенствовать свой главный продукт – АЭС.
– Уходит ли в прошлое после внедрения, например, SAP ERP имевшаяся система фрагментарной автоматизации управленческих, учетных и других. процессов на филиалах?
– При внедрении дивизиональных систем мы стараемся вывести из эксплуатации локальные системы, функциональность которых дублируется. Это происходит не всегда безболезненно. Во-первых, потому, что пользователи привыкли к своим, уже понятным системам и интерфейсам. Это вариант простой и решается обучением пользователей. Во-вторых, а это более важно, часто локальные системы делают еще что-то, помимо тех функций, которые внедряются в общих системах. Отказ от локальной системы приводит к тому, что пользователям приходится вручную формировать недостающие данные или отчетность, и это вызывает недовольство результатами внедрения дивизиональных проектов. В этом случае мы стараемся оперативно доработать централизованные решения, в крайнем случае интегрировать локальные системы с дивизиональным решением до момента доработки общих систем. Значимый эффект от исключения «лоскутной автоматизации» мы увидим, полностью выполнив дивизиональную программу по автоматизации.
– Как оценивается прямой финансовый эффект от внедрения систем управленческого учета и систем опыта эксплуатации и иных результатов деятельности Департамента?
– На этапе внедрения систем автоматизации неизбежны затраты, и наша задача – координировать разработку и внедрение так, чтобы средства были потрачены с максимальной эффективностью, соответствовали поставленной задаче. Но создаваемая автоматизация – это инструмент для руководителей, и получение прямого финансового эффекта – задача пользователей, которые управляют бизнесом через предоставленные им системы.
Есть, впрочем, и такие составляющие ИТ, где очевиден прямой финансовый эффект. Например, значительный эффект получен от оптимизации телефонной связи в центральном аппарате Концерна. Уже в будущем году от проведенных мероприятий мы получим экономию более 10 млн руб. В 2016 году был проведен конкурс по услугам мобильной связи для предприятий московского региона, эффект по отношению к предыдущему тарифу составил 78 % экономии от расходов на одного абонента. В 2017 году аналогичные мероприятия проводились по регионам, мы получили беспрецедентные скидки до 86 % от тарифов Росэнергоатома 2016 года.
В целом по Программе оптимизации расходов (ПОРА) департамент принес в копилку Электроэнергетического дивизиона более 60 млн руб. И это огромный успех работников всех ИТ-подразделений Концерна и его дочерних предприятий.
Еще одно важное направление нашей работы – недопущение ущерба в результате компьютерных атак. Департамент уделяет приоритетное внимание обеспечению информационной безопасности. В 2017 году Концерн отразил три крупнейшие за всю историю вирусные атаки: в мае была пресечена атака вируса-шифровальщика WannaCry. Для понимания масштаба атаки: в некоторые часы интенсивность на инфраструктуру Росэнергоатома составляла более 6 атак в секунду. После мы успешно противодействовали вирусам PetyaA и BadRabbit. Нам удалось избежать как материального, так и имиджевого ущерба благодаря слаженным действиям специалистов всех уровней управления. Ущерб от проникновения таких вирусов и заражения даже «офисной» части инфраструктуры мог исчисляться миллиардными потерями для Концерна.
– Какие возможности информационной составляющей даст развитие центров обработки данных на инфраструктуре АЭС?
– Значимое событие – ввод в декабре 2017 года в эксплуатацию первого этапа ЦОД «Менделеев» на площадке Калининской АЭС. В настоящее время мы передаем объекты первого этапа в аренду Ростелекому. Опираясь на возможности этого пилотного ЦОДа, мы уже можем предложить на рынке ряд услуг: аренду площадей, стоек, развитие облачных технологий, облачные вычисления и т.п. Планируется задействовать IT-компетенции дивизионов Госкорпорации. Прорабатывается передача свободных мощностей ЦОД в аренду как предприятиям Росатома, так и внешним, коммерческим клиентам. Мы готовим возможность оказания ряда сопутствующих услуг, таких как smart hands, «умные руки», когда клиент устанавливает одну или несколько стоек на арендованных площадях ЦОД, но при необходимости провести техническое обслуживание не направляет собственного специалиста в Удомлю, а поручает провести работу дежурным специалистам компании «Консист-ОС» (мы создаем дополнительные рабочие места для технических специалистов). В целом развитие системы ЦОДов видится востребованным уже в ближайшей перспективе, поскольку на инфраструктуру подобных центров опирается развитие всей современной цифровой экономики: это и управление городской инфраструктурой, и экономическая безопасность, и облачные вычисления для нужд бизнеса. Мы не являемся монополистами и первопроходцами на этом рынке, но наше преимущество – это обеспечение высокой надежности, физической защиты, гарантированного энергоснабжения. Когда у нас появится возможность опереться на сеть наших опорных ЦОДов, распределенных по территории страны, мы создадим отказоустойчивую систему, обеспечим высоконадежный, практически бесперебойный доступ к данным. При выпадении по тем или иным причинам одного «узла», центра обработки (причинами могут быть и энергетический блэкаут, и повреждение линейных коммуникаций) в кратчайшее время будет задействована инфраструктура других регионов. Комплексное предложение по созданию катастрофоустойчивой системы хранения информации уже спроектировано; в 2019 году подобная модель будет запущена в эксплуатацию для нужд Концерна. Наш ЦОД включен в программу «Цифровая экономика Российской Федерации» как один из опорных ЦОДов федерального значения.
– Как развивается автоматизация учета строительных процессов?
– В Росатоме в 2016 году стартовал проект по анализу услуг и стоимости строительства АЭС. Мы изучили предложенное решение и сделали вывод, что реализованные в этом проекте процессы рассчитаны в большей степени на строительство зарубежных объектов и не учитывают особенности российского законодательства, системы планирования и учета. Поэтому в рамках предложенного проекта мы выделили отдельный сегмент – автоматизированную систему управления сроками и стоимостью строительства АЭС в РФ. Изучив ее особенности, мы обнаружили, что предложенные подходы позволяют не только описывать строительные процессы, но также пригодны для процессов модернизации, продления сроков эксплуатации. И тогда мы включились в трудоемкий процесс доработки этой системы, которая учитывала бы специфику нашей деятельности. Это базисно-индексный метод, предписанный законодательством РФ на этапе строительства, а затем – учет других процессов, свойственных нам как эксплуатирующей организации. Совместно с ФРКП, дирекцией по строительству Курской АЭС-2 и финансовым блоком к концу года рассчитываем получить результат – систему с возможностями планирования и прогнозирования с высокой точностью. Опираясь на нее, мы сможем четко прогнозировать (и на строительстве, и на модернизации, и на ПСЭ), сколько стоит решение задачи и сколько времени это займет. Мониторинг этих процессов будет выстроен на основе систем, уже имеющихся в нашем распоряжении, – SAP ERP и АДИП ( автоматизация долгосрочной инвестиционной программы). Мы сможем формировать краткосрочные инвестиционные заявки и затем вести фактический учет затрат и сроков.
Эта система реализуется как часть общей системы Госкорпорации; собственно, это первый такой опыт. Мы будем получать информацию из систем отраслевого уровня (это не только SAP ERP, но и некоторые другие системы по управлению стоимостью). Взятые данные будем обрабатывать по алгоритмам (их утверждает ОЦКС) и далее заносить в наши базы SAP ERP для ежегодной отчетности на протяжении всего строительного цикла. Работать будем с учетом базисно-индексного метода и одновременно с учетом тех алгоритмов, которые используются в Госкорпорации. Этот проект забирает много времени, но он очень важен для Росатома: не случайно у ряда сотрудников вес КПЭ на исполнение этого пункта составляет до 40 %.
Алексей Комольцев для журнала РЭА