Являясь основой экономики любой развитой страны, малый и средний бизнес создает новые рабочие места, новые виды товаров, создает предпосылки для здоровой конкуренции. Все это актуально для атомных городов, где в настоящее время выявляются перспективные проекты для поддержки со стороны отрасли. Подбор этих проектов ведут представители бизнеса, органов местного самоуправления и Фонда «Социально-экономическое развитие атомградов» (СЭРА). Наш собеседник – председатель Фонда СЭРА, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Юрий Тебин
– Юрий Борисович, несколько слов о вашем Фонде.
– Фонд СЭРА зарегистрирован недавно, в июне нынешнего года, его учредителями стали Фонд «АТР АЭС» и Ассоциация ЗАТО атомной промышленности. Задача Фонда – в вовлечении предпринимателей атомградов в реализацию концепции Госкорпорации «Росатом» по превращению территорий своего присутствия в самодостаточные субъекты с наилучшими условиями жизни и ведения бизнеса.
Сама по себе эта идея не нова, четыре года в Общественном совете Госкорпорации действовала рабочая группа по развитию территорий, которую возглавлял я. В сентябре прошлого года Общественный совет выступил с инициативой по созданию оператора в форме некоммерческого фонда с целью координации программ развития малого и среднего бизнеса в регионах присутствия Росатома. Эта инициатива была поддержана руководством Госкорпорации.
В чем суть нашей работы? Основной механизм развития предпринимательства на местах, который мы стараемся сейчас сделать высокоэффективным, – это создание нового или развитие уже имеющегося бизнеса за счет кооперации между предпринимателями – резидентами атомградов и предприятиями Госкорпорации. В случае с Концерном «Росэнергоатом» основными партнерами для такого взаимодействия являются ООО «Энергоатоминвест» и АО «Атомэнергоремонт». В ближайшей перспективе – развитие сотрудничества и с АО «Атомтехэнерго».
Энергоатоминвест – холдинг, объединяющий сервисные организации Концерна, который готов к тому, чтобы входить в бизнес-отношения с независимыми участниками рынка на территориях присутствия Росэнергоатома. Сейчас несколько проектов с участием холдинга находятся на стадии рассмотрения.
Возможностям Атомэнергоремонта (АЭР) отвечают два основных направления развития предпринимательства – это, во-первых, реализация работ, схожих с теми, которые организации АЭР на атомных станциях выполняют для независимых заказчиков, и, во-вторых, это развитие производства товаров (вначале тех, что традиционно используются при работе АЭР).
Большую роль в успешной реализации программы играют муниципальные власти. На сегодняшний день уже заключены три соглашения о партнерстве между администрациями атомградов и Фондом СЭРА (Заречный, Полярные Зори, Балаково) с обозначением конкретных проектов. Уверен, что рано или поздно такие соглашения мы подпишем и с другими нашими муниципальными образованиями.
– Развитием предпринимательства на территориях присутствия Концерна решается проблема занятости?
– И занятости, и пополнения бюджетов муниципальных образований, и повышения эффективности функционирования городского хозяйства, и расширения набора услуг для населения. Госкорпорация «Росатом» и Концерн «Росэнергоатом» – очень эффективные организации, выручка на одного человека у нас намного больше, чем в среднем по России. При этом идут процессы оптимизации персонала. Это не означает, что увольняются ненужные люди, просто регламенты, которые существовали в СССР, отличаются от современных. Но практически все атомграды, за исключением Волгодонска и Балакова, – это моногорода. Если человек уже не связан трудовыми отношениями с атомной станцией, как сложится его судьба? Наиболее приемлемое для него решение – найти работу у себя дома, где все привычно и где обеспечивается более высокий уровень жизни, более высокая зарплата, чем на соседних территориях. Бизнес, малый и средний, дает такую возможность.
– Как определяются партнеры Концерна – перспективные для сотрудничества предприятия на территориях?
– Одной из основных задач нашего Фонда как раз и является нахождение «точек роста» на территориях. В поиске предприятий-партнеров мы ориентируемся на наличие перспективных ресурсов и задач. Сбор информации предусматривает постоянное общение с предприятиями, организациями, владельцами компаний. Сейчас разрабатывается методика выявления точек роста, она будет оформлена как отдельный документ. Для упрощения процедуры и достижения максимального результата готовится ресурс для подачи электронной заявки через сеть «Интернет».
Формирование информационной базы по территориям, безусловно, облегчает то, что в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в каждом муниципальном образовании существует инфраструктура развития предпринимательства, созданы соответствующие программы поддержки малого бизнеса. Из анализа отчетов по этим программам вполне можно понять, кто из получателей мер поддержки способен за счет кооперации с предприятиями Росатома к перспективному развитию.
В качестве примера приведу предприятие «Балаково карбон продакшн». Информация об этом предприятии у нас появилась именно благодаря тому, что оно получало господдержку. Предприятие имеет сравнительно небольшой оборот, тем не менее является носителем компетенции, которая находится в русле утвержденной продуктовой стратегии Росатома. Эта компетенция заключается в производстве композитных материалов из вискозного волокна, конкурирующих с самыми прочными и жаростойкими материалами. На балаковском предприятии уже установлена опытная линия, задача в том, чтобы «довести» ее до промышленного масштаба.
Замечу, что, когда Госкорпорация утверждает продуктовую стратегию, она всегда стремится к занятию существенной доли на рынке. Интегрирующим оператором по композитной тематике в Росатоме является АО «НПК Химинжиниринг». Теперь, благодаря наличию перспективного ресурса в лице балаковского предприятия есть возможность расширить отраслевые компетенции. Между АО «НПК Химпроминжиниринг» и «Балаково карбон продакшн» уже подписано соглашение, цель которого – создание совместной инжиниринговой компании по разработке технологий и организации производства перспективных композиционных материалов на базе совместных разработок.
Этот пример наглядно показывает «схему» работы Фонда: мы выявляем предприятие, способное к развитию, находим ему компаньона внутри Госкорпорации, соединяем интересы, в результате рождается новый бизнес.
– На территориях присутствия Концерна находятся предприятия, которые признаны стратегически важными для субъектов РФ. Будет ли оказываться этим предприятиям первоочередная поддержка?
– К сожалению, проекты, которые в субъектах Федерации названы стратегически важными, далеко не всегда развиваются успешно. К таким проектам, например, относится тепличный комбинат «Полярные Зори», включенный в перечень экономически важных объектов Мурманской области. Комбинат был бы, наверное, уже построен благодаря польско-голландским инвестициям, но этому помешали санкции со стороны Европейского Союза. Безусловно, мы будем искать способ, чтобы разрешить эту ситуацию.
К подобного рода стратегической инфраструктуре можно отнести также индустриальный парк в городе Заречном, куда уже инвестированы значительные бюджетные средства. Этот технополис надо насыщать предприятиями-резидентами, поэтому с администрацией города при участии Белоярской АЭС мы уже подписали ряд соглашений, где содержится перечень предлагаемых к реализации проектов. В качестве одного из проектов для тиражирования Энергоатоминвестом в настоящее время рассматривается находящееся в Заречном предприятие по производству поверочных газовых смесей.
Вообще, фронт деятельности для Фонда очень широк. Я назвал Химпроминжиниринг с его задачами, но ведь всего в отрасли 40 с лишним продуктовых стратегий и новых направлений бизнеса! Очень часто при развитии этих новых направлений возникает потребность в знании местного рынка, в наличии локализованного партнера, а то и инфраструктуры бизнеса данного типа.
В связи с этим приведу еще один пример. В Госкорпорации есть АО «ОТЭК», управляющее активами неатомного энергетического и коммунального комплекса. Компания сейчас преобразуется, чтобы очень серьезным образом расширить зону своего влияния на объекты коммунального хозяйства. Проблем в коммунальной сфере много. Например, в том же Балаково городской водоканал разделен на две части, между которыми, к сожалению, нет мира. Поэтому с правительством Саратовской области и соответствующим оператором (пока это Атомэнергомаш, но будет создано специальное предприятие) мы подписали соглашение о том, что Росатом выступит с инициативой о консолидации этих двух «половинок». А потом в установленном порядке мы хотим взять водоканал в концессию.
В этом конкретном случае мы отталкиваемся от задач, которые необходимо решать, в других случаях, как я уже сказал, исходим из наличия перспективных ресурсов. В городе Полярные Зори, например, таким очевидным ресурсом, который требует «активации», является недозагруженность атомной станции: сегодня на Кольской АЭС имеются свободные мощности по генерации, исчисляемые сотнями мегаватт. У нас есть проект создания вблизи АЭС крупнейшего вычислительного центра. Я специально не употребляю в данном случае термин «центр обработки данных», потому что создаваемый центр не будет подобен тому ЦОДу, что строится в Удомле с использованием мощностей Калининской АЭС. Центр в Полярных Зорях будет создаваться не для хранения данных на серверах, а для предоставления расчетных услуг. Уже проведены переговоры с крупнейшими участниками рынка, развивающими бизнес на основе информационных технологии. Если люди хотят вкладываться в новые компьютерные технологии, то почему бы не предоставить им инфраструктуру, необходимую для размещения дополнительных вычислительных мощностей? Есть ресурс, нам нужно продать электричество – мы занимаемся подбором тех, кто может его потребить.
В Нововоронеже имеется малое предприятие «Альгобиотехнология», которое производит суспензию на основе зеленых водорослей хлорелла. Существуют два вида водорослей – зеленые и сине-зеленые. Первые отличаются от вторых тем, что они насыщают воду кислородом; сине-зеленые водоросли, напротив, отмирая, начинают гнить и потреблять кислород. Поэтому цветение водоемов – это умирание сине-зеленых водорослей; в то же время зеленые водоросли, доминируя, способствуют реабилитации водоемов.
Так вот, есть очень простой способ реабилитации водных объектов, когда мы баланс водорослей меняем путем внесения адаптированного штамма хлореллы в водоем. Это высокоэффективный способ реабилитации водного объекта, который не просто создает условия для разведения рыбы или рекреационных целей, в первую очередь для Росатома и Концерна «Росэнергоатом» этот способ интересен тем, что с созданием нормального баланса водорослей в водоеме решаются многие проблемы по обслуживанию водозаборных систем. К настоящему времени уже три атомные станции, Белоярская, Ростовская и Курская, применяли эту технологию, и предприятиям Госкорпорации рекомендовано внедрять наработки фонда. Я надеюсь, что опыт Альгобиотехнологии, предприятия, зарегистрированного в Нововоронеже, будет востребован в полной мере. Сначала мы отработаем его на объектах использования атомной энергии, а потом договоримся и о предложении на рынок. Лично мне эта технология представляется очень интересной для использования вне контура Росатома.
– Какие атомграды на сегодня имеют лучшие возможности для развития малого и среднего предпринимательства, если иметь в виду сочетание разных видов поддержки?
– Вовлечение в наши программы уже существующих в государстве институтов поддержки малого и среднего бизнеса – еще одно направление деятельности Фонда, которое поддерживает Концерн. Есть, например, государственная программа поддержки моногородов. Создан Фонд развития моногородов, который предоставляет деньги на условиях, которые мы не найдем ни в банках, ни в инвестиционных фондах: 15 % «своих» денег, из остальных 40 % можно привлечь в рублях на восемь лет под 5 % годовых, да еще с трехлетними каникулами по «телу» займа.
Единственным атомградом, сумевшим попасть в программу поддержки моногородов, стала Удомля. Другое дело, что в городе пока недостаточно проектов, отвечающих критериям программы. В связи с этим по моей инициативе проведено совещание с заместителем руководителя Фонда развития моногородов и руководством Удомли, намечены определенные шаги по улучшению ситуации.
В частности, в свое время в городе было заложено строительство дома ветеранов отрасли. Мы хотим реанимировать этот проект. Уже пригласили одного инвестора с высочайшим уровнем сервиса. Есть в Удомле и частный индустриальный парк. Планируется развивать рыбное хозяйство. К сожалению, других «точек роста» пока не видно, но, может быть, подключатся читатели вашего журнала? В Курчатове Атомэнергоремонт создал участок по ремонту запорной арматуры. Очень надеюсь, что теперь арматура, списываемая со станций не по фактическому состоянию, а по регламенту, будет поступать в тот же АТЭК, на наши коммунальные предприятия. Это вполне реально. А потом можно предложить такую услугу и на рынок.
– В атомной отрасли традиционно уделяется большое внимание подготовке кадров. А следует ли заниматься «выращиванием» молодых предпринимателей?
– В типовых программах развития малого бизнеса Министерства экономического развития РФ есть стандарт «Молодежное предпринимательство», любой предприниматель может получить за счет этого стандарта поддержку. Другое дело, что это символические суммы. Но, с моей точки зрения, таланты растить не надо, талант легко пробивается сам, если есть система лифтов. А в реализацию программ развития Госкорпорации мы должны вовлекать наиболее перспективных участников рынка, уже обладающих необходимыми компетенциями и ресурсами.
Как человек, имеющий опыт предпринимательской деятельности, занимавший пост вице-президента Торгово-промышленной палаты Московской области, могу сказать, что малый бизнес сегодня предоставляет огромные возможности способным людям. Например, я упоминал про блокчейн и криптоденьги. Кроме всем известного биткойна, на этом рынке есть еще одна технология – эфириум. Создатель этой технологии живет в Сингапуре, до этого проживал в Канаде, но зовут его Виталий Бутырин, он русский, родился в Коломне. В 16 лет юноша занялся программированием по технологии блокчейн. Ему 23 года, а капитализация его фирмы составляет более 20 млрд долл. Он по-прежнему работает дома, а с несколькими десятками своих сотрудников общается по Интернету.
Успех предпринимателя, конечно, далеко не всегда связан с высокими технологиями. И не только они востребованы в процессах Росатома. Хочу привести уже хрестоматийный пример – решение проблемы доставки произведенных парогенераторов из Подольска на Ленинградскую АЭС-2. Вопрос решался на уровне руководителя Госкорпорации, дважды заключались контракты на доставку этого крупногабаритного оборудования по железной дороге, и дважды подрядчики не справлялись. Пока один предприниматель, ведущий бизнес недалеко от Подольска, не сказал: привезите свои парогенераторы ко мне, от Подольска до Серпухова доставим груз по железной дороге, а оттуда в Санкт-Петербург – по воде. Ничего по пути сносить или перестраивать не придется, а на воде ограничений по весу и габаритам нет. Эта логистическая цепочка доставки была создана и действует до сих пор. А выводы из двух вышеприведенных «историй успеха» каждый читатель может сделать сам.
– Фонд СЭРА только начал работу. Как вывести его деятельность на оптимальный уровень?
– Во-первых хотелось бы отметить, что Фонд старается развивать системные подходы к развитию бизнеса в атомградах. Основной метод – кооперация местного бизнеса с предприятиями отрасли – я уже называл. Но есть и другие. Например, выстраивание отношений с системными интеграторами, действующими по всей территории РФ, с бизнес-структурами в атомградах. В частности, Фонд инициировал включение всех рекреационных учреждений атомградов в систему КАСП, созданную Институтом развития туризма и курортного дела. Таким образом, есть надежда, что, например, горнолыжный курорт Салма в Полярных Зорях получит серьезный приток посетителей.
В целом нужны люди, финансирование. Не все может держаться на голом энтузиазме. Сегодня в Госкорпорации есть управление по работе с регионами, в Концерне – управление коммуникаций с органами государственной власти и общественностью. Они выполняют огромную работу. Но в перечне их задач развитие предпринимательства в городах отсутствует. Мне лично хотелось бы, чтобы в управлении коммуникаций Концерна появился человек, у которого развитие бизнеса в городах было бы зафиксировано как задача в КПЭ. Кроме того, необходимо профинансировать работу по созданию информационной базы, по доведению имеющихся бизнес-планов до стадии реализации.
А что касается отдачи со стороны малого и среднего бизнеса… Я упоминал, например, про реабилитацию водных объектов. Если мы сейчас внедрим этот способ на всех предприятиях, докажем его эффективность, если применим авторитет Росатома для того, чтобы данная технология использовалась, по крайней мере, в государственных проектах реабилитации, то предприятие в Нововоронеже «вырастет» в сотни раз, такой у него потенциал. Рабочие места, налоги – все плюсы для территории здесь очевидны. И таких «точек роста», раздвигающих горизонты будущего, в наших атомградах может оказаться немало.
Алексей Комольцев для журнала «РЭА»