О роли ВАО АЭС в повышении безопасности атомных станций и о взаимодействии с ЦИПК рассказали директор Московского центра ВАО АЭС Василий Аксенов и советник ВАО АЭС Вадим Тарыкин.
Всемирная ассоциация операторов атомных станций (ВАО АЭС) создана в 1989 году. Предпосылками для ее основания явились серьёзная авария на АЭС Три-Майл-Айленд в 1979 году и, в особенности, беспрецедентная по масштабам катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которая, помимо непосредственных последствий, серьёзно отразилась на всей ядерной энергетике в целом. Она вынудила специалистов всего мира переоценить проблему безопасности АЭС и задуматься о необходимости международного сотрудничества.
Миссия организации состоит в максимальном повышении надежности и безопасности атомной энергетики во всем мире за счет оценки, сравнения с лучшими достижениями и совершенствования эксплуатации АЭС. Все это обеспечивается посредством взаимной поддержки, обмена информацией и использования положительного опыта. В настоящее время ВАО АЭС включает четыре региональных центра: Атлантский, Московский, Токийский и Парижский; Гонконгский офис для координации действий и Гонконгский офис для работы с новыми членами и новыми энергоблоками; 125 организаций.
Деятельность ассоциации основывается на четком понимании, что эксплуатирующая организация в первую очередь должна удовлетворять требованиям Регулятора, которые для нее являются обязательными. Стремясь соответствовать стандартам МАГАТЭ, которая формирует требования к атомной энергетике, мы перенимаем лучшую мировую практику. В своей деятельности ВАО АЭС использует программы, предусматривающие обмен опытом эксплуатации, партнерские визиты, профессионально-техническое развитие, техническую поддержку. Отдельная программа – это сотрудничество по линии регионального кризисного центра, включая информирование и экспертную помощь при возникновении нештатных ситуаций на объектах гражданской атомной энергетики.
Основной инструмент ВАО АЭС – партнерские визиты, во время которых, с учетом опыта эксплуатации и производственных показателей, обсуждаются области улучшения, корректирующие мероприятия, а также меры поддержки со стороны ВАО. Регулярные отношения с эксплуатирующими организациями основаны на четырехлетнем цикле. Выходят специальные отчеты о значимом эксплуатационном опыте, документы с рекомендациями по улучшению состояния дел в той или иной области деятельности конкретной атомной станции. Ежеквартально отслеживается состояние площадки атомной станции по определенному количеству производственных показателей. Есть также итоговый индекс ВАО, который наглядно показывает руководителям тенденции к улучшению или ухудшению состояния дел.
Если в региональных центрах наблюдаются тенденции к ухудшению, мы стараемся работать с руководителями эксплуатирующих организаций для того, чтобы понять, почему это происходит. В период партнерских визитов сравниваем показатели каждой площадки с лучшими отраслевыми показателями по разным направлениям (их достаточно большое количество, поэтому можно всесторонне рассмотреть деятельность каждой АЭС).
Кроме эксплуатационных визитов, эксперты осуществляют также предпусковые и корпоративные визиты. Предпусковые визиты производятся во время загрузки ядерного топлива: мы посещаем площадку, оцениваем состояние дел, обсуждаем положение с партнерами, подсказываем какие-то конкретные решения. Корпоративные партнерские визиты – это управление на уровне корпорации.
Чрезвычайно эффективным инструментом являются миссии технической поддержки. В результате их проведения на основании производственных показателей или произошедших событий выявляются области, в которых следует улучшить деятельность АЭС. Приглашенные мировые эксперты из четырех региональных центров выезжают на площадки и работают на обучающих семинарах или на мероприятиях по обмену информацией.
Обмен опытом предусматривает выезд на площадку, где какая-то область деятельности наиболее хорошо развита. Например, есть АЭС, где с высоким качеством проводятся ремонты. В короткие сроки формируется команда атомной станции, которая хотела бы улучшить свои показатели в этой области. Эта команда выезжает на предложенную для обмена опытом АЭС, где взаимодействует с местными ремонтниками или получает уже готовый опыт.
Программа профессионального технического развития и поддержки включает конференции, семинары, рабочие встречи, совещания экспертов, обучающие курсы. Учитывая, что появляются новые страны, которые не имеют атомной инфраструктуры, но на их территории строят новые энергоблоки, очень большая поддержка оказывается именно этим странам-новичкам. В 2017 году прошла конференция Московского центра ВАО АЭС «Поддержка новых энергоблоков» с участием председателя ВАО АЭС Жака Регальдо.
Мы знаем, как работать с новыми блоками, и поэтому стараемся на ранней стадии подключаться к этой работе. При этом активно используется разработанный МАГАТЭ модуль, включающий 19 направлений деятельности. На основании этих направлений мы разрабатываем свои модули и взаимодействуем с новыми АЭС.
Следует отметить, что в ВАО АЭС уже есть готовые обучающие курсы по лидерству, культуре ядерной безопасности. Имеется достаточно полезный курс по правильности принятия эксплуатационных решений; в следующем году будет завершен курс по обходам рабочих мест руководителей на АЭС. Этот новый обучающий курс будет приспособлен к потребностям АЭС, и его можно будет использовать в реальном времени.
Информационный обмен всегда полезен, поэтому Московский центр активно взаимодействует с другими организациями, собственными центрами ВАО АЭС, научно-исследовательскими институтами как в России, так и за рубежом. Мы будем привлекать к этой работе наши профильные учебные заведения, в том числе и Центральный институт повышения квалификации Росатома (ЦИПК). Уверен, что только в совместной работе мы достигнем настоящего успеха.
Акценты смещены, фокус неизменен
Вадим Тарыкин, советник Московского центра ВАО АЭС, рассказал о деятельности ВАО АЭС по совершенствованию культуры ядерной безопасности. Он напомнил, что термин «Культура безопасности» впервые появился в итоговом докладе Международной консультативной группы по ядерной безопасности, который был опубликован МАГАТЭ в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС. Определение термина было дано спустя пять лет, в 1991 году. Согласно этому определению, «культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомных станций, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью».
Это определение в настоящее время является основным, оно входит в нормативные документы по ядерной безопасности, которые применяются во всем мире, и в документ, который называется «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций», действующий в настоящее время на территории РФ.
В 2006 году ВАО АЭС приняла концепцию культуры ядерной безопасности. Дело в том, что понятие культуры безопасности в документах МАГАТЭ и в наших руководящих нормативных документах – это достаточно широкое определение, которое имеет отношение не только к атомным станциям. Оно относится ко всем видам деятельности, в которых используются источники радиоактивного излучения (медицина, сельское хозяйство, предприятия ядерного топливного цикла).
Концепция культуры ядерной безопасности возникла в Институте эксплуатации атомных станций США, затем была перенесена в Атлантский центр ВАО АЭС и откуда уже распространилась на всю ВАО АЭС. По мнению создателей этой концепции, человечество не простит атомной энергетике еще одну аварию, подобную тем, что произошли в Чернобыле или на Фукусиме.
В документе «Особенности здоровой культуры ядерной безопасности», который вышел в 2013 году, говорится о том, что для коммерческой атомной энергетики ядерная безопасность (то есть относящаяся к активной зоне реактора, целостности тепловыделяющих элементов) остается первостепенным приоритетом. Хотя те же особенности применимы и к радиологической безопасности, промышленной безопасности, физической безопасности и безопасности окружающей среды, ядерная безопасность рассматривается как первоначально принятая на станциях ценность, не подвергающаяся никакому сомнению. Таким образом, деятельность ВАО АЭС как организации, направленная на повышение безопасности атомных станций, фокусируется на ядерной безопасности.
Установлены три уровня поддержания культуры ядерной безопасности: индивидуальный уровень, приверженность безопасности на уровне руководства и системы управления. С 1 января 2014 года во время партнерских проверок мы пытаемся оценивать состояние культуры ядерной безопасности на АЭС, где проходят эти проверки, в соответствии с 10 критериями, вошедшими в документ, который называется «Производственные задачи и критерии выполнения». Если мы сравним модель культуры безопасности МАГАТЭ образца 1991 года и модель культуры ядерной безопасности ВАО АЭС образца 2013 года, обнаружим, что между ними есть много общего. Разница в том, что между принятием двух моделей прошло 22 года. Модель культуры ядерной безопасности ВАО АЭС учитывает опыт аварии на АЭС «Фукусима», события, связанные с повреждением топлива на АЭС «Пакш» (Венгрия) и другие инциденты. Но все же если попробовать выстроить соответствие между моделью МАГАТЭ и моделью ВАО АЭС, мы увидим, что, несмотря на смещение некоторых акцентов, в целом в фокусе внимания остаются те же вопросы: обучение, критический подход, личная ответственность, ответственность руководства.
Произведенные ВАО АЭС за последние два года партнерские проверки состояния культуры ядерной безопасности показали, что наиболее слабыми чертами являются: выявление наиболее проблемных решений, критический подход и рабочие процессы (организация работ и документация). Среди причин этих недоработок выделяются недостаток лидерства, проблемы в основах руководства и системах управления. Стандарты эффективности зачастую устанавливаются руководством без обсуждения их с работниками, не всегда эффективен и надзор за выполнением стандартов. Это проблемы, на которых ВАО АЭС фокусирует свою деятельность по обучению персонала. В долгосрочный план развития, рассчитанный на пять лет, вошли разделы «Развитие культуры ядерной безопасности» и «Обучение лидерским качествам персонала ключевых станционных должностей». Упор в программе делается на атомные станции – «новички» и на АЭС, которые готовятся выходить из эксплуатации, потому что там наиболее высок потенциальный риск возникновения событий.
Культура безопасности у руководства и лидерство – основные темы программы по поддержке новых энергоблоков. Справедливости ради следует отметить, что ВАО АЭС – это не учебная организация. Мы сосредотачиваем наше обучение в семинарах, миссиях технической поддержки для наших членов, вовлекая молодежь атомных станций и эксплуатирующих организаций, входящих в состав ВАО АЭС. Безусловно, во время партнерских проверок мы оцениваем состояние культуры безопасности, предлагаем пути для решения проблем. В этом году мы провели учебный семинар в московском офисе ВАО АЭС с участием 26 представителей из семи стран мира, к сожалению, больше людей наш зал в московском центре вместить не в состоянии. Своими взглядами на развитие атомной энергетики и усиление ядерной безопасности с участниками поделился председатель ВАО АЭС Жак Регальдо. Подобные семинары осенью 2017 года состоятся также в Киеве – для сотрудников НАЭК «Энергоатом» и в Минске – для сотрудников строящейся Белорусской АЭС.
Алексей Комольцев для журнала РЭА по материалам выступления