На базе Технической академии создается международный центр подготовки специалистов для стран, вступающих на путь развития атомной энергетики. В соответствии с выбранной стратегией Госкорпорация «Росатом» увеличивает свое присутствие на международных рынках. Впервые в качестве полноправного игрока выходит на эти рынки Концерн «Росэнергоатом». «Дорожная карта» сооружения энергоблоков российского дизайна за рубежом предполагает решение множества вопросов, включая подготовку персонала для строящихся атомных станций. О том, как переформатируется отраслевая система подготовки кадров под решение этой сложной задачи, рассказывает ректор АНО ДПО «Техническая академия Росатома» Юрий Селезнев
– Юрий Николаевич, в принятой концепции развития Технической Академии подготовка специалистов для «стран-новичков», которые намерены строить атомные станции по российским технологиям, несомненно, является ключевой задачей. Но одной этой целью дело все же не ограничивается?
– Проводимые сегодня реформы, направленные на инновационное развитие атомной отрасли и глобализацию Госкорпорации, еще раз вернули нас всех к осознанию старой истины, что кадры решают все. В связи с масштабностью решаемых вопросов отрасль остро заинтересована в росте качества обучения персонала, совершенствовании учебных программ, внедрении новых методов и средств обучения. В этом плане созданной на базе ЦИПК Технической академии Росатома отведена особая роль. По сути, речь идет о реформе всей отраслевой системы обучения и повышения квалификации кадров.
В связи с этим хочу напомнить, что по поручению первого заместителя генерального директора – директора блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилла Комарова была разработана детальная «дорожная карта» реорганизации процессов по подготовке персонала и созданию Технической академии. Эта «дорожная карта» прошла согласование в Концерне «Росэнергоатом», утверждена в Госкорпорации «Росатом». Параллельно подготовлены предложения в инвестиционную программ Концерна, предусматривающие расширение Технической академии и приведение ее к лучшим мировым стандартам.
На первом этапе выполнения намеченной программы были объединены ЦИПК и Институт Глобальной ядерной безопасности и физической защиты (GNSI). А 30 августа 2017 года существование Технической академии Росатома стало свершившимся фактом.
– На состоявшейся недавно Стратегической сессии с участием представителей Технической академии, Концерна «Росэнергоатом», АО «Русатом-Сервис» и атомных станций были определены первоочередные задачи и проекты в рамках реализации «дорожной карты». Разработан детальный план работы на 2017 год. В чем суть принятых решений?
– Во-первых, была просчитана реальная загрузка Технической академии при обучении иностранных специалистов, с разбивкой по кварталам. Расчеты по всем подписанным контрактам показали, что «на пике» реализации зарубежных проектов, который наступит в 2022 году, в России будут одновременно обучаться 1180 иностранных специалистов. Это количество людей мы можем обеспечить учебными местами, но как их распределить? В результате принято решение создать два кластера по референциям энергоблоков. Первый включает учебный комплекс Технической академии в Обнинске, представительство в Москве и учебно-тренировочный центр в Нововоронеже – здесь будут обучаться студенты из Бангладеш и Турции. Второй кластер включает Санкт-Петербургский филиал Технической академии и учебно-тренировочный центр Ленинградской АЭС – здесь будем готовить специалистов для Финляндии, Венгрии и Египта.
Во-вторых, принципиально решен вопрос о проживании иностранных специалистов во время обучения. Для этого в Нововоронеже будет приобретен дом, а в Сосновом Боре построена гостиница – она уже вошла в инвестиционный проект Концерна «Росэнергоатом», и место под нее определено. В-третьих, для подготовки иностранных специалистов будут нужны инструкторы со знанием английского языка. Потребность в них в разгар реализации проектов оценивается в 280 человек. В соответствии с планом, одобренным на Стратегической сессии, инвестиционная программа по подготовке инструкторов должна быть подготовлена и принята в ноябре 2017 года. В связи с тем, что за рубеж отправятся специалисты российских АЭС, будет создана инвестиционная программа подготовки персонала Концерна. Всего предстоит подготовить примерно 3,5 тысячи специалистов для замещения выбывающих. Естественно, просчитана потребность нашей учебной базы в техническом оснащении, включая аналитические тренажеры. Все перечисленные проекты должны стать составными частями единой программы развития Технической академии на предстоящую пятилетку.
– Какие организации войдут в состав Технической академии, что будет представлять собой сеть обучения?
– В ходе реорганизации к Технической академии в качестве филиалов будут присоединены Нововоронежский и Ленинградский учебно-тренировочные центры, построенные для подготовки персонала референтных энергоблоков ВВЭР-1200. Эти центры должны стать частью инфраструктуры по подготовке международного персонала. В инвестиционной программе также предусмотрено доведение их до мировых стандартов, дооснащение техническими средствами. При этом ресурсно-кадровый центр, который будет сформирован в Технической академии, должен готовить персонал Концерна не только для международной экспансии, но и для эксплуатации действующих АЭС, поэтому предусмотрен перевод остальных УТП в состав Технической академии. Пилотный проект по переводу планируется реализовать на примере Смоленского УТП, где будут отработаны все процедуры взаимоотношений Технической академии с атомными станциями.
Подготовка персонала для эксплуатации российских АЭС – одна из новых функций Технической академии, которую нам предстоит освоить. Безусловно, это сложнейшая задача, но международная практика, в частности, опыт Франции и Испании, показывает, что это возможно. Программа предусматривает, что поэтапно, к 2022 году, к Технической академии присоединятся учебные комплексы в Обнинске, Санкт-Петербурге, представительство в Москве, и УТП девяти АЭС, расположенных в европейской части России.
При переводе подготовки кадров и поддержания квалификации из УТП АЭС в филиалы Технической академии мы должны не только не снизить, но и повысить качество подготовки. Мы не можем допустить риска снижения безопасности действующих АЭС и должны удовлетворить все потребности Концерна по дополнительной подготовке, поддержанию квалификации эксплуатационного персонала. А наряду с этим предстоит осваивать новые продукты. Такова глобальная цель.
Внутри Технической академии ЦИПК и Институт Глобальной ядерной безопасности и физической защиты (GNSI) сохраняются как структурные единицы под теми же наименованиями. Точно так же под своим «брендом» в составе Технической академии будут работать уже имеющийся в ЦИПК международный центр подготовки персонала и создаваемый ресурсно-кадровый центр для подготовки персонала российских АЭС, где будет выращиваться стратегический резерв для работы на станциях. Как матрица эта структура уже успешно функционирует на протяжении трех лет. Все эти институты будут иметь отделения и филиалы и по производственной линии управляться из центра. Это достаточно удобно. Применение цельной проектной формы обеспечит мобильность преподавательского состава, единство программ и технических средств. Ради этого, собственно, и создавалась Техническая академия.
– Как планируется выстраивать взаимодействие Технической академии с опорными вузами?
– Партнерство Технической академии с консорциумом опорных вузов во главе с МИФИ, которые выполняют общие задачи насыщения рынка выпускниками, несомненно, будет развиваться. Как я уже сказал, под программу Концерна для замещения персонала, выбывающего за границу, понадобится массовый прием. Ориентировочно до 200 человек ежегодно будут поступать в Техническую Академию на 17-месячную ускоренную программу обучения по специальности «оператор блочного щита управления», а после этого перераспределяться на АЭС.
Эта программа рассчитана на структуру образования, существующую в настоящее время: выпускник вуза (бакалавр или специалист) поступает в Техническую академию, где из него делают оператора. В части совместной подготовки специалистов у нас есть соглашения по сотрудничеству с Уральским, Томским и Севастопольским университетами: их студентов мы начинаем курировать с третьего – четвертого курсов. Совместно с Концерном будем организовывать их практику на атомных станциях, после чего они придут в Техническую академию.
Есть и еще один вариант подготовки специалистов совместно с вузами. Когда-то для Дальневосточного федерального университета был разработан учебно-рабочий план прикладного бакалавриата, предусматривающий получение студентами высшего образования за четыре года, с параллельной подготовкой на должность оператора БЩУ. Эта программа в ДВФУ не получила развития, недавно мы договорились, что она будет внедряться в Севастопольском университете. Техническая академия с Концерном будут оказывать этому вузу помощь в разработке и адаптации учебных материалов. С 2019 года Севастопольский университет совместно с Технической академией начнет готовить студентов, которые через четыре года после начала обучения в вузе будут получать диплом бакалавра с записью, что они являются операторами БЩУ. Таким образом, вместо семи лет (5,5 года – специалитет и полтора года обучения на должность оператора БЩУ) обучение займет четыре года, то есть мы на три года сокращаем срок подготовки. Для занятия более высокой должности и получения дополнительных знаний специалисты должны будут проходить программу переподготовки или магистратуру.
– Будет ли проводиться совместная работа с зарубежными вузами?
– В настоящее время мы подписываем соглашения о сотрудничестве с ними – речь, в частности, идет об университетах в Египте, Индонезии и Турции. Сейчас эти страны направляют студентов на обучение в наши вузы, это обходится им недешево. Поэтому рассматривается концепция переноса ядерного образования непосредственно в страны-реципиенты. Для этого нам надо готовить профессорско-преподавательский состав зарубежных университетов. Такой вариант взаимодействия уже реализован с Белоруссией, теперь к этому опыту подключаются Турция и Египет. Зарубежные преподаватели могут проходить практику в наших «атомных» вузах. Планируется также обмен студентами и создание двойных дипломов, поскольку мы являемся членами европейской образовательной семьи. Универсальная подготовка снимает риск отсутствия трудоустройства по специальности и позволяет не отпугивать молодежь от атомной энергетики.
– Иностранный студент уже закончил обучение, получил «атомное» образование, а АЭС в его стране еще не построена – куда ему податься в этом случае?
– Может ли быть проблемой избыточность рабочей силы? Безусловно. Но прежде всего это проблема страны, которая посылала человека и вкладывала деньги в его обучение. Практически все вьетнамские студенты, например, отправлены в Россию государственной Энергетической компанией, и, насколько я знаю, проблемы их трудоустройства решаются. Во-вторых, если выпускники не связаны контрактом с посылающей стороной, они могут без проблем искать себе работу по всему миру.
В Турции, скажем, ситуация иная, чем во Вьетнаме. Правительство этой страны не пожалело средств: все студенты, обучающиеся в России, получают хорошие стипендии, конкурс на обучение составляет 50 человек на место. Сейчас у нас учатся 350 человек, и количество турецких студентов продолжает расти. Это положительный факт в преддверии строительства АЭС «Аккую», потому что в данном случае нам нужен избыток рабочей силы – должен происходить ее отбор по качеству. При этом в стране создается ядерная инфраструктура, работают строительные, сервисные компании, куда выпускники, имеющие понимание технологий АЭС по всем направлениям, включая и строительство, тоже смогут устроиться на работу.
В вопросе трудоустройства выпускников есть одна очень важная проблема, в решении которой мы принимаем участие. Давно идет речь о необходимости создания единой европейской системы сертификации операторов, при которой выпускник вуза получал бы соответствующую лицензию и, после прохождения необходимой подготовки, мог устроиться работать на любую атомную станцию в Европе.
Этот проект, к сожалению, еще не реализован, система не создана. Тем не менее, если выпускники при трудоустройстве будут предъявлять удостоверения курсов Технической академии, которая хорошо известна во всем мире, это будет для них несомненным «плюсом».
Следует отметить, что в зарубежной Европе нет вузов, которые бы готовили студентов по аналогичной нашей специальности «эксплуатация АЭС». В европейских странах есть лишь общее теоретическое обучение, а доучиваются студенты в учебных центрах АЭС. Поэтому если мы сейчас внедрим прикладной бакалавриат, это будет лучшая в мире программа, значительно сокращающая сроки подготовки специалистов. Данную программу мы планируем транслировать за границу, для чего надо разработать все необходимые учебные материалы и перевести их на английский язык. Это будет один из наших новых продуктов, которые мы сможем поставить на международный рынок. Уверен, что если в Европе будет продолжено строительство АЭС, наша программа будет востребована также и в этой части света.
– Вы сказали, что одной из основных программ для Технической академии будет подготовка инструкторов для отечественных и зарубежных АЭС. Что нужно для успешного выполнения этой программы?
– Задача подготовки большого количества инструкторов не решается существующими сегодня технологиями. Нужна абсолютная концентрация на этой программе, необходимо нетрадиционное решение. В Испании, например, лучшие студенты, выпускники «атомных» вузов, проходят ускоренную подготовку на преподавание теории. Нам для преподавания теории тоже нужно готовить лучшую молодежь из вузов, а на практическое обучение – искать готовых пойти на него людей с атомных станций. На двое «теоретиков» надо будет подготовить трое «практиков».
При этом у «практиков», как правило, имеются проблемы со знанием английского языка. Поэтому в наших зарубежных контрактах, кроме финского, прописано разрешение использовать переводчиков. Но это снижает качество контакта между преподавателем и учеником и к тому же является серьезным финансовым обременением для Концерна.
Безусловно, если кто-то будет обладать всеми необходимыми компетенциями, включая знание языков, оплата должна соответствовать этому высокому уровню. Потерю в статусе тем, кто решит перейти в инструкторы с наших АЭС, придется также оплачивать дополнительно, в размере, зависящем от страны пребывания.
– В связи с тем, что Техническая академия продолжает традиции Средмашевского института повышения квалификации, входит ли в планы восстановление сети отраслевого регионального дополнительного образования, существовавшего в советские годы?
– ЦИПК 50 лет учил отрасль. К началу 90-ых годов мы имели пять филиалов – в Сибири, на Урале, в Москве, Санкт-Петербурге и на Украине, потом все это хозяйство распалось. Но системы, которые связаны с безопасностью – в первую очередь, ядерной, радиационной, с охраной государственной тайны – безусловно, должны быть общеотраслевыми. Вопрос в том, как донести их до отдаленных регионов (уральского и сибирского) с учетом дороговизны командировок. Поэтому, безусловно, мы думаем, как прирастать «на местах», чтобы обучение было региональным. Есть филиал в Екатеринбурге, будем думать, где организовать еще…
Что касается обучения личного состава, обеспечивающего физическую защиту объектов, то в регионах есть крупные учебные центры, имеющие необходимую материальную базу. Возможны разные формы сотрудничества: мы можем направлять в эти центры учителей, обучать их преподавателей, передавать и сопровождать учебно-методические материалы.
Механизмы вхождения в «атомные» регионы и построения территориально распределенной сети обучения нам предстоит отрабатывать в любом случае. Концепция здесь одна – все важнейшие корпоративные компетенции, связанные с подготовкой персонала, должны преподаваться в Технической академии Росатома.
Алексей Комольцев для журнала РЭА