Каким должен быть сегодня профсоюзный лидер? В чем роль и значение профсоюзов на современном этапе? Способен ли профсоюз обеспечить эффективную защиту работника? Об этом рассказывает Константин ЖУРАВЛЕВ, председатель профкома центрального аппарата АО «Концерн Росэнергоатом»
– Константин Александрович, в советское время профсоюзы, как и другие общественные организации, были приводными ремнями партии и «школой коммунизма». Можно ли найти столь же «отточенные» формулировки сейчас? И зачем вообще нужны профсоюзы в условиях, когда «все решает» работодатель?
– Что такое профсоюз? Это объединение работников (как правило, работающих у одного работодателя) для представительства и защиты своих законных прав и интересов. Нужен ли нам сегодня профсоюз? Безусловно, нужен. Это не анахронизм, не атавизм – профсоюзы давно родились и давно развиваются во всем мире.
История взаимоотношений работников и работодателей насчитывает много веков. С давних пор суть этих взаимоотношений состояла в том, что работодатель требовал от работника большей отдачи, чтобы получать больше прибыли, выпускать больше продукции; работник, со своей стороны, хотел получать за свою работу достойные деньги и при этом иметь время на личную жизнь.
Из этого столкновения интересов в конце XIX века и родились профсоюзы. Родились как один из элементов демократического общества, потому что представляли собой объединения на добровольных началах. С тех пор задача профсоюзов в целом не менялась. Да, у нас был советский период, когда на профсоюзы возложили государственные функции. В это время профсоюзный билет заменял паспорт; членство в профсоюзе было почетной обязанностью каждого советского гражданина. Тогдашнее руководство страны считало, что из этого можно извлечь громадную пользу, ведь каждый член профсоюза платил членские взносы, а поскольку численность профсоюзов в то время была близка к 100 % работающего населения, в бюджет поступали очень большие деньги.
От советской власти к профсоюзам перешли функции социального страхования, а также такая государственная функция, как контроль за соблюдением трудового законодательства. Единой государственной инспекции тогда не было, и все профсоюзные инспекторы получали зарплату не из бюджета профсоюза, а из фонда социального страхования. В управлении профсоюза находились дворцы культуры, детские сады, школы искусств, абсолютно весь спорт, пансионаты и санатории.
Иными словами, за советский период профсоюзы несколько отошли от основной задачи, которая исторически перед ними сложилась. В 1990-х годах начался новый период: профсоюзы стали возвращаться к представительству интересов и защите прав работников. Все остальные функции, включая организацию спортивных и культурных мероприятий, наши профсоюзы теперь выполняют факультативно.
Этот последний «перестроечный» период, на мой взгляд (а я давно работаю в профсоюзе), сильно затянулся. Сейчас профсоюзы находятся в кризисе, и все из-за того, что не смогли динамично и своевременно перейти от советской модели к общемировой практике.
В будущем наши профсоюзы должны гораздо увереннее осуществлять представительскую и защитную функции. Но и факультативные функции должны оставаться, потому что это история, и ее нельзя просто так отбросить; на государственном уровне тоже есть понимание, что профсоюзы должны заниматься некоторыми вещами, которые были в советское время. Ни в коем случае не хочу сказать, что тогда, в СССР, все было плохо – была выстроена единая структура, которая работала достаточно эффективно, и в ней вращались огромные средства.
– Какими инструментами защиты работника сегодня располагают профсоюзы?
– Основными инструментами представительства и защиты в настоящее время у нас являются коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры заключаются на уровне организации. Далее по возрастающей следуют территориальные, отраслевые и межотраслевые соглашения. Существует, наконец, генеральное соглашение, которое заключается на государственном уровне трехсторонней комиссией. Это высший акт социального партнерства, на его основе строятся все отраслевые соглашения.
В Концерне в качестве главного акта социального партнерства действует заключенный в 2015 году Коллективный договор АО «Концерн Росэнергоатом». Во всех наших филиалах есть свои коллективные договоры, в которых учитываются местные особенности. Особенно это важно для Севера и Заполярья, потому что там имеются определенные гарантии и компенсации, которые предоставляются на достаточном уровне, и работодатель, идя навстречу пожеланиям работников, прописывает их в коллективном договоре.
Заключение актов социального партнерства между работниками, их представителями, которые состоят в профсоюзе, и работодателями – важнейшая форма работы профсоюзов в области представительства и защиты трудовых и социальных прав и интересов. Это искусство достижения компромисса, это переговорный процесс. Сегодня профсоюзные лидеры сродни дипломатам, ведь для них очень важно умение вести разговор в стрессовых условиях, достигая при этом конкретного, осязаемого результата. Если этого нет, если ситуация заходит в тупик, тогда на предприятии может измениться уровень достигнутых социальных гарантий, качество культурно-массовых, спортивных мероприятий и т.д. Переговоры – основа основ.
– Одним из показателей успешной работы профсоюза всегда была его численность. Как сейчас?
– К сожалению, приходится отмечать общую тенденцию к снижению профсоюзного членства от того уровня, который был в Советском Союзе. Это является отражением того кризиса, в котором находятся профсоюзы. Человек, который сегодня желает вступить в профсоюзную организацию, прежде всего спрашивает о возможности получения профсоюзных путевок, бесплатных занятиях в спортивных секциях. Сейчас таких возможностей, как правило, нет.
Следует как можно четче зафиксировать в сознании людей, что основной функцией профсоюзов (помимо тех факультативных, о которых я выше говорил) является представительство и защита. В данном случае можно провести параллели с банальным страхованием гражданской ответственности: я купил машину, заплатил страховой компании деньги и четко знаю, что, если что-то случится с моим «железным конем», у меня есть страховщик, который займется его ремонтом.
То же самое с профсоюзом. Разумеется, когда все хорошо и 1 % от зарплаты уходит «непонятно куда», возникает мысль, надо ли платить этот процент. А когда плохо? Были, например, ситуации, когда нам удавалось отстаивать права работников при увольнении и трудоустраивать их в контуре Госкорпорации. Каждый может сам рассудить, нуждается ли он в таком представительстве и защите своих прав как работника.
Если говорить о Концерне в целом, то уровень профсоюзного членства достаточно высокий по сравнению с общеотраслевым, он составляет примерно 60 %. Это, кстати, очень хороший показатель и по сравнению с общемировым. Некоторые наши атомные станции имеют и гораздо более высокий уровень: до 100 % – на Балаковской АЭС, 80 % – на Белоярской, Кольской АЭС.
– Пожилые люди чаще озабочены своим будущим. Наверное, их и в профсоюзах больше?
– Традиционно люди старшего возраста практически все состоят в профсоюзе, молодежь приходит, считая экономическую выгоду. Мы стараемся делать так, чтобы человек, который платит профсоюзные взносы, получал какую-то отдачу в виде «бонусов» – это могут быть льготные цены на детский отдых, занятия в спортивных секциях, льготные цены на экскурсионные и познавательные поездки, подарки к знаменательным датам. В этом случае для профсоюза важна информационная составляющая, как, впрочем, и в любой другой деятельности.
– «Вопрос вопросов»: насколько независимы наши профсоюзы?
– С точки зрения законодательства наш профсоюз независим, как и любое общественное объединение, например, политическая партия. Но независимость и свобода – это скорее философские категории, поэтому и рассуждать о том, насколько свободен человек или организация в выборе решений, можно бесконечно. Зато можно четко сказать, что на сегодняшний день в Концерне сложилась успешная система социального партнерства. Это большая заслуга работодателей, которые понимают принципиальную важность диалога с работником посредством профсоюза. В настоящее время это, без сомнения, очень эффективный диалог.
– Реформа профсоюзов, их новый формат предполагает приход нового поколения лидеров. Кого, на ваш взгляд, можно назвать «правильным» профсоюзным вожаком?
– В профсоюзе состоят работники, у которых та же цель, что и у работодателя, – надежная, безопасная и эффективная эксплуатация ядерных установок. Работодатель предоставляет рабочие места, зарплату, социальные гарантии и льготы; профсоюз, соответственно, является гарантом обеспечения выполнения этих обязательств и в то же время мотивирует работников на эффективную работу без нарушений трудовой дисциплины. Поэтому лидер профсоюза должен быть, прежде всего, высокообразованным человеком, который разбирается в трудовом законодательстве, законодательстве, касающемся социального обеспечения, охраны труда, знает экономику предприятия, при этом обладает незаурядными способностями к ведению переговоров. Он постоянно находится «между молотом и наковальней», поэтому ему нужно уметь не только грамотно формулировать вопросы, которые всех волнуют, но и корректно доносить повестку до работодателя, чтобы принятое решение устраивало обе стороны.
Самая главная ценность нашего профсоюза – это его члены, то есть работники Концерна. Им необходимы комфортные безопасные условия труда, достойная оплата, сплоченный коллектив и насыщенная жизнь как внутри организации, так и за ее пределами. Профсоюз – крепкое звено, которое способствует реализации всех вышеперечисленных условий.
Алексей Комольцев для журнала РЭА