
Фото: "Объединенная энергетическая корпорация"
Президент АО «Объединенная энергостроительная корпорация» Валерий Саакян – об опыте работы на строительстве Нововоронежской АЭС-2 и о том, как преодолевать системные проблемы атомной стройки
– Валерий Арташесович, какие проблемы при строительстве новых энергоблоков НВАЭС-2 были обнаружены и как они преодолевались?
– Основная проблема – недостаточный уровень проработки технических вопросов в проекте организации строительства (ПОС) и вопросов сметного ценообразования в сводном сметном расчете (ССР). В ПОС и ССР не учитывались затраты на перебазировку подрядных организаций на стройку и обратно, не было транспортной схемы завоза строительных материалов. В локальных сметных расчетах (ЛСР) не были учтены затраты на дополнительный транспорт привозных материалов, перебазировку подрядных организаций на стройку и обратно к месту дислокации; были и другие упущенные вопросы. Потребовалось внесение изменений в ПОС, корректировка ССР.
В начале строительства отсутствовали сметные нормативы, учитывающие особенности строительства ОИАЭ (сметные расценки, цены на современные материалы и механизмы, уровень оплаты труда рабочих). Не было отраслевых норм накладных расходов, лимита СМР на стадии «П» и «РД»: в большинстве они выполнялись по общим расценкам для промышленно-гражданского строительства. Разработка отраслевого каталога цен на материалы, отсутствующие в Федеральной сметной базе, была выполнена, но с 2014 года отраслевая сметно-нормативной база Росатома не пополнилась ни одной сметной расценкой.
Остался нерешенным вопрос разработки отраслевых норм накладных расходов. Исходные данные, подготовленные по обращению Госкорпорации «Росатом» ведущими подрядными организациями, находятся в ФАУ «ФЦЦС» без движения с мая 2014 года. Не решен и вопрос применения укрупненного норматива накладных расходов (125% от ФОТ), предусмотренного МДС для атомного строительства по работам, выполненным по отраслевым сметным расценкам после сентября 2011 года. Хотя по работам, выполненным до сентября 2011 года по отраслевым сметным расценкам, а также (для отдельной организации) по работам с 1 января 2014 года по всем расценкам, такое разрешение было оформлено.
В начале строительства отсутствовали объекты строительно-монтажной базы, городок для проживания командированных рабочих, не было «привязанного» к стройке полигона строительных отходов. Вопрос строительства базы и городка был решен в 2010 году, но полигон сооружен не был – отходы вывозились на полигон Воронежской области на расстояние 85 км.
Изначально на стройке было задействовано множество небольших подрядных организаций, при этом отсутствовала генподрядная организация, выполняющая основной объем работ. В качестве крупной подрядной организации на строительство НВАЭС-2 была привлечена «Объединенная энергостроительная корпорация». Еще дальше пошли на строительстве ЛАЭС-2, поручив роль генподрядчика АО «Концерн «Титан-2».
Строительство осложнялось отсутствием заделов в рабочей документации. Работы зачастую велись «с листа»; отсутствовали графики выдачи РД в производство как обязательное приложение к договорам подряда. Не было и понимания о необходимости РД на год вперед.
Изначально предлагавшиеся проектные решения имели высокую трудоемкость. Так, не было повторяемости линейных размеров конструктивов в зданиях и сооружениях, отсутствовали помещения с единым шагом типоразмеров в плане и по высоте, что делало индивидуальным почти каждый строительный конструктив. Выпуск РД осуществлялся с ориентацией на ручной труд вместо индустриальных методов строительства. В такую рабочую документацию пришлось вносить многочисленные изменения (по объектам АО «ОЭК» с 2014 года выпущено более пяти тысяч проектных изменений, из них более 400 еще не осмечено).
Чтобы преодолеть эти недостатки, нами были разработаны и внедрены индустриальные методы строительства. Переход на армирование изготовленными в цеховых условиях укрупненными армокаркасами и армоопалубочными блоками (с несъемной опалубкой) позволил сократить трудозатраты на монтаж арматуры и опалубочные работы на объекте. Основной объем армозаготовок и армосеток, закладных деталей, армокаркасов, армооблицованных блоков, габаритных, а также мелких металлоконструкций изготавливался на строительной площадке в арматурно-опалубочном цехе. На сторонних предприятиях размещались заказы по изготовлению металлоконструкций каркасов зданий, эстакад технологических трубопроводов, подкрановых балок и т. п.
Одной из проблем строительства был дефицит кадровых квалифицированных рабочих, особенно тепломонтажников и сварщиков, и высокая текучесть кадров (текучесть рабочих кадров АО «ОЭК» на строительстве НВАЭС-2 составила в пиковые годы (2011–2015 годы) в среднем 55% от всей численности рабочих). Мы осуществили перевод рабочих АО «ОЭК» из своих филиалов и ДЗО в других регионах; привлекли новых рабочих через объявления и кадровые агентства. В целях повышения заинтересованности рабочих в 2013 году Госкорпорацией «Росатом» были приняты решения об установлении доплат к оплате труда рабочим, выполняющим тепломонтажные и электромонтажные работы, за выполнение тематических планов и контрольных событий, но, к сожалению, доплаты по этим решениям были прекращены в 2014 году.
Стройка – это обязательность
– Каковы пожелания, предложения к осуществляемой генподрядной, инжиниринговой услугам?
– По нашему мнению, стоимость услуг генподряда в настоящее время завышена; содержание инжиниринговых компаний ведется за счет генподряда и в конечном итоге за счет подрядчиков. Приказами № 1/574-П от 19 июня 2015 года и №1/450-П от 30 апреля 2015 года утверждены Единые отраслевые методических рекомендации по определению стоимости генподрядных услуг с уменьшенными размерами их стоимости, однако они носят рекомендательный характер и не принимаются генподрядчиком к исполнению.
Сроки оформления и подписания договоров подряда, внесения изменений в них (до двух месяцев с момента подведения итого торгов) являются длительными, при этом генподрядчик ссылается на действующие регламенты. После назначения АО «НИАЭП» управляющей организацией над АО «АЭП» время согласования договоров у Генподрядчика лишь увеличилось.
Выпуск ежеквартальных индексов пересчета стоимости работ в текущие цены происходил несвоевременно, с задержкой в 2–3 квартала. Пересчет ранее выполненных работ после выхода индексов соответствующего периода был невозможен по причине недостатков сметной программы «Атомсмета», требующей большой ручной работы при оформлении актов приемки выполненных работ по формам КС-2. Монтаж головного и основного оборудования осуществлялся параллельно со строительными работами. Несмотря на многочисленную переписку и поручения, решение о компенсации дополнительных затрат не принято. Затраты по обслуживанию временных внутриплощадочных наружных коммуникаций, обеспечивающих строительство, переложены генподрядчиком на подрядные организации. Лишь в 2016 году генподрядчик (АО «Атомэнергопроект») направил в АО «ОЭК» допсоглашения к действующим договорам подряда, в которых ввел порядок возмещения подрядчиком затрат по эксплуатации временных высоковольтных сетей электроснабжения.
Одна из проблем, которая должна быть решена, – компенсация затрат на привлечение кредитов. Отсутствие отраслевой сметно-нормативной базы, отраслевых или укрупненных норм накладных расходов и определение лимита СМР на стадии «П» и «РД» по расценкам для обычного ПГС привели к убыточной работе. Для покрытия объективных затрат АО «ОЭК» было вынуждено привлекать кредиты банков, о чем в 2011 году были поставлены в известность инвестор, заказчик и генподрядчик. АО «ОЭК» неоднократно обращалось по вопросу компенсации этих затрат, но вопрос компенсации не решился.
Еще одна проблема – банковские гарантии возврата авансов. В 2011 году генподрядчик строительства НВАЭС-2 АО «АЭП» ввел в заключенные ранее договора строительного подряда требование о предоставлении подрядчиками банковских гарантий возврата авансов. Это повлекло дополнительные платежи банкам-гарантам, не предусмотренные структурой накладных расходов. Согласно ч. 1 ст. 709 ГК РФ, цена в договоре подряда должна включать компенсацию издержек подрядчика, однако наши затраты не компенсированы, и решения не данный момент нет. Мы предлагаем для проверенных подрядчиков платежи сторонним банкам за гарантии возврата авансов заменить на платежи заказчику или инвестору: после исполнения подрядчиком обязательств по возврату авансов такие платежи возвращаются подрядчику. Тогда денежные средства подрядчиков не будут уходить в сторонние банки, а останутся внутри отрасли. За период с 2011 по 2015 год включительно АО «ОЭК» заплатило банкам за предоставление банковских гарантий возврата авансов более 180 млн руб.
Отсутствовал дифференцированный подход при возмещении командировочных затрат в зависимости от численности командировочного персонала в каждой из подрядных организаций. С декабря 2013 года затраты по проживанию рабочих в общежитиях временного городка строителей не возмещены; генподрядчик предложил компенсацию этих затрат только с 1 января 2015 года. С 1 января 2016 года для командированных рабочих начисляется 100 руб. суточных против ранее действующей нормы 400,31 руб. в сутки. ФАУ «ФЦЦС» по поручению Минстроя РФ письмом от 21 апреля 2016 года №844/16 сообщило, что размеры расходов при служебных командировках определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. В соответствии с п. 3.11 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2014–2016 годы (зарегистрировано Рострудом 20 ноября 2013 года №233/14-16 и является правовым актом) рекомендуется устанавливать суточные в размере 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.
Вспомнить советский опыт
– Какие положительные практики должны быть восстановлены из советского опыта?
– Советская практика организации строительства, с разделением функций заказчика (финансирование, технадзор и поставки оборудования), генпроектировщика (изыскания и проектирование) и генподрядчика (строительство) должна быть восстановлена. Это повысит ответственность участников строительного процесса, позволит исключить дублирование функций между заказчиком и генподрядчиком в вопросах приемки выполненных работ, поставок оборудования и т. д. Необходимо создать ряд мощных генподрядных организаций, выполняющих на стройках основной объем работ. Важно восстановить долгосрочное и перспективное планирование строительства ОИАЭ – у каждой строительно-монтажной организации должна быть перспектива.
Необходимо решить проблему ППР и согласованного графика реализации работ на сложных многосоставных проектах. Важно поднять качество разрабатываемых ППР, заново восстановить класс специалистов-технологов, а также нормировщиков, досконально знающих строительные и монтажные работы. Требуется воссоздать отраслевые проектные институты, занимающиеся проектированием технологии строительных и монтажных работ, которые бы разрабатывали ППР на строительство технически сложных и особо опасных объектов, технологические карты, карты трудовых процессов, внедрением новых строительных материалов и механизмов и т. д. Современные ППР представляют собой в основном многотомники, в которых переписаны требования нормативных документов по контролю качества, технике безопасности, по безопасной работе с грузоподъемными механизмами, нормативные требования к технологии выполнения работ и т. д. Фактически это выписки из нормативных документов, тогда как достаточно было бы указать ссылки на эти документы. Глубокой и детальной проработки технологического процесса выполнения работ в ППР как правило нет.
Должна быть решена проблема согласованного графика работ на сложных многосоставных проектах. Графиков 4-го уровня нет; их разработка и ведение является ответственностью генподрядчика. Для этого необходимо иметь график 2-го или 3-го уровня; график выдачи в производство РД; графики поставок материалов и оборудования; группу специалистов, знающих технологию производства работ и владеющих соответствующими компьютерными программами. И регулярно (например, раз в неделю) вносить информацию о выполненных событиях.
Кадры решают все
– Каковы проблемные зоны в области кадрового обеспечения?
– Необходимо сохранить кадровый состав рабочих и ИТР, сформированный на строительстве НВАЭС-2, перевести костяк коллектива на следующую стройку АЭС, построить там служебное жилье для кадровых рабочих и ИТР (затраты на строительство жилья сопоставимы с командировочными расходами), а в последующем жилые дома можно передавать эксплуатационному персоналу. Для закрепления квалифицированных кадров надо ввести практику присвоения отраслевых квалификаций для рабочих и ИТР, зависящих от квалификации и стажа на строительстве ОИАЭ. Работники, имеющие отраслевую квалификацию, должны получать преимущества при трудоустройстве и сокращении. Работникам с отраслевой квалификацией необходимо установить отраслевые надбавки к зарплате. В дальнейшем для сохранения кадров надо обеспечивать их переход на другие строящиеся объекты.
– Как сочетать высокий уровень качества строительства и политику привлечения местных (как в России, так и за рубежом) организаций, включая услуги по строительству?
– Опыт работы за границей (АЭС «Бушер») показал, что местные общестроительные организации как правило выполняют работы быстро и качественно, но сроки и качество должны быть на постоянном контроле. Что касается строительства в России, костяк строителей и монтажников должны составлять кадровые отраслевые работники, имеющие опыт строительства ОИАЭ.
– Каковы ваши предложения к путям повышения квалификации служб заказчика Концерна «Росэнергоатом»? Какие базовые знания, жизненный опыт, «образовательный стандарт» нужны для руководителей и специалистов данных служб?
– Руководители и специалисты служб заказчика должны иметь высшее профильное образование. Работникам УКС нужно пройти школу работы в строительстве в течение 2–3 лет. И не быть формалистами.
Алексей Комольцев для журнала РЭА