
Фото: https://p3week.ru/forum-2016/photo/1393-1
Участники обсудили переход к комплексному государственному планированию развития инфраструктуры, в том числе за счет частных инвестиций, меры стимулирования притока внебюджетных инвестиций в регионы, доступ частных компаний в государственный сектор.
Объединить усилия государства и бизнеса
Приветствуя участников мероприятия, председатель Правительства Дмитрий Медведев отметил, что цель форума – объединить усилия государства и бизнеса, направить дополнительные ресурсы на развитие общественной инфраструктуры. Это особенно актуально в условиях, когда российская экономика испытывает беспрецедентное давление на международных рынках, а финансовая банковская система столкнулась с дефицитом дешевых кредитов. В этой ситуации стимулом для реализации социально значимых инфраструктурных проектов может стать привлечение частных инвестиций, что будет способствовать развитию МСП. С 1 января 2016 года вступил в силу закон о ГЧП, который был инициирован и разрабатывался Правительством. Он открыл новые возможности для взаимодействия власти и бизнеса, стал эффективным инструментом для формирования благоприятной инвестиционной среды. Доступ частных компаний в государственный сектор позволит сэкономить бюджетные средства, послужит модернизацией федеральной и региональной инфраструктуры, повышению качества услуг в сфере ЖКХ, транспорта и энергетики, и улучшению уровня жизни людей, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Уже много, но ещё мало
Открывая пленарную дисскуссию, председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Селезнёв привёл статистические данные о региональных ГЧП-проектах и инвестиционных соглашениях, которые стартовали до принятия 224-ФЗ о государственном и муниципальном частном партнерстве. Ожидается, что проектов ГЧП регионального и муниципального уровня станет больше, особенно в социальной сфере – просматривается устойчивый спрос на проекты до 1 млрд руб. Уже принято решение о реализации более 1300 ГЧП-проектов, на уровне Постановления или распоряжения правительства, из них 873 проекта находятся на стадии реализации. Экспертная оценка рынка заявленных частных инвестиций – 640 миллиардов руб., бюджетных обязательств – около 1 трлн руб. Это уже достаточно заметная цифра, и отдельное направление в российской экономике и госзаказе. Модератор отметил, что что ГЧП может стать в ближайшее время альтернативой госзаказу в ряде случаев, а также альтернативой приватизации. Так уже происходит в сфере ЖКХ. Что касается прироста проектов, с каждым годом их все больше, динамика показывает прирост проектов до 115%.
Что касается качества инвестиций, остается сильное отставание от развивающихся стран БРИКС. Доля частных инвестиций в проекты ГЧП в России еле дотягивает до 1% от ВВП, тогда как у ключевых партнеров по БРИКС, Бразилии и Индии данные показатели соответственно 19 и 10%. Поэтому работать есть над чем, и 2016-2017 годы надо посвятить качеству, а не количеству пилотных проектов в рамках 224-ФЗ.
Чтобы качество проектов становилось выше, необходимо сконцентрироваться на следующих основных позициях. Это комфортная правовая среда для инвесторов, региональное законодательство в области ГЧП, планирование развития инфраструктуры (чтобы инвесторы понимали планы публичного заказчика). Наконец, это качество и эффективность проектов, которые достигаются за счет образовательной деятельности, повышения компетенции госзаказчиков и частных партнеров. Наконец, это доступность финансирования.
Дальнейшее развитие – на основе конкретных запросов
В 2016 год ознаменован тем, что федеральный закон о ГЧП наконец вступил в силу. Вопрос, который был адресован модератором Станиславу Воскресенскому, заместителю Министра экономического развития РФ, был связан с оценкой перспектив развития рынка ГЧП, поправками, и доработками, необходимость которых уже проявляется.
Станислав Воскресенский отметил, что авторы закона не столько Министерство, сколько коллектив, часть которого – в зале дискуссии. 2015 год в развитии законодательства о ГЧП был знаковым – исполнилось 10 лет закону о концессиях, заработали поправки о частной инициативе, по которым частный инвестор сам может инициировать проекты по концессии. Уже с мая 2015 года инициировано около 200 таких проектов, по 10 заключены концессионные соглашения, по некоторым готовятся к подписанию в ближайшее время. Ряд проектов касается чувствительной для граждан социальной сферы. Так, в Приморском крае в ближайшие недели будет подписано концессионное соглашение в области ядерной медицины с частными инвестициями, превышающими 2 миллиарда рублей. Ещё одно знаковое событие прошлого года – принятие законодательства о ГЧП, Закон вступил в силу с 1 января. Все нормативно-правовые акты для его принятия были подготовлены вовремя. Закон очень важен в том числе потому, что согласно русскому классику консерватизма Ивану Ильину «Именно частная собственность пробуждает и напрягает хозяйственный инстинкт и хозяйственное творчество человека; она дает человеку уверенность в том, что продукт его труда не будет у него отнят; она дает ему спокойствие и вызывает в нем волю к усердному и постоянному труду; человек начинает охотно «инвестировать» (облекать) свой труд в вещи, как бы доверять его им; его чувство прилепляется к «своим» вещам (любовь к своей земле, к мастерской, к библиотеке); его воля оживает а дышит как бы полной грудью; его воображение творит, создает, предвидит, его мысль ищет знаний и верно разрешает жизненные задачи; его тело работает до пота и крови». Эти слова имеют непосредственное отношение к ГЧП: в государстве за многие десятилетия появилось право создавать частную собственность в публичной сфере. Это важный шаг в развитии экономики страны в целом, не только законодательства о концессиях и ГЧП. Закон подразумевает как возможность создания браунфилд-проектов, с модернизацией и вложениями в существующие объекты инфраструктуры, так и создании проектов с нуля, «гринфилд-проекты». Если инвестор вкладывает более половины оценочной стоимости уже существующего объекта, у него появляется право получить этот объект в частную собственность.
Теперь о том, куда дальше должно развиваться законодательство о ГЧП. Торопиться не нужно, законодательство должно развиваться на основе реальных запросов, прежде всего из субъектов Российской Федерации, основанных на реальных инвестиционных проектах. В отличие от концессии, где первые проекты были федеральными в области дорожного строительства, законодательство о ГЧП в большей степени ориентировано на субъекты Российской Федерации, на муниципалитеты. Изменения должны руководствоваться прежде всего реальными запросами с мест. Ряд норм требует корректировки, и такие технические поправки, касающиеся переходных положений, готовятся (есть разные прочтения юристами отдельных норм закона, которые ставят под сомнение действия ранее заключенных договоров о ГЧП). Вторая часть этих поправок – расширение перечня объектов ГЧП.
Закон в основном заточен на объекты социальной инфраструктуры, это хорошо, и уже много десятков таких проектов в субъектах готовятся к реализации. Но не секрет, что почти в каждом субъекте есть неиспользуемые или заброшенные промышленные объекты. Если объект не используется и не нужен по каким-то причинам власти, его нужно вводить в хозяйственный оборот. Есть законодательство о приватизации, но если по каким-то причинам субъект Федерации этим пользоваться не хочет, возможны инструменты концессии и ГЧП. Цель этого – привлечение инвесторов и вовлечение неиспользуемых мощностей в хозяйственный оборот. Необходимо понимать, что если какие-то функции для граждан, лучшего качества и дешевле, может оказать частный бизнес, их нужно отдать частному бизнесу. В этом смысле законодательство о ГЧП – один из прозрачных инструментов для такого действия. Мы обложили многими требованиями частного инвестора, чтобы взятые обязательства были выполнены, и не повторялась ситуация 1990-х, когда имущество превращали в совершенно другие, не выполняя инвестобязательства. Но важно этот инструмент использовать широко
Планировать обязательства на долгосрочный период
Управляющий директор Газпромбанка Павел Бруссер отметил, что любой проект ГЧП на его жизненном цикле должен быть интересен двум сторонам – частной и государственной. Если через какое-то время он окажется не нужен государству, есть риск потерять свойства его востребованности. Самоокупаемых рыночных проектов, как правило, очень мало. Все проекты на жизненном цикле и на стадии эксплуатации требуют государственной поддержки – контрактных обязательств, выплаты гарантии минимального дохода, либо структур, связанных с платежом за доступность. Если объект не востребован в какой-то момент, то у региона в любой момент или у муниципалитета станет вопрос причин для оплаты; соответственно, инвестор будет вынужден задавать вопросы о компенсации. Регионы же всегда будут перед выбором, нужно ли платить. Медицина – ярчайший пример, потому что как правило, медицинские проекты требуют поставки высококачественного оборудования, которое требует модернизации в жизненном цикле 3-5 лет. Если начинать медицинский проект без понимания перспектив 3-5 лет, или в обязательства частного партнёра и концессионера не входит задача модернизации оборудования, такой вопрос точно возникнет. Поэтому важно, чтобы программы сотрудничества были приняты на сроки выше, чем сроки окупаемости проекта, по крайней мере, возврата инвестиций в создание и реконструкцию объекта.
Каркас для развития экономики
Модератор напомнил, что на федеральном уровне разрабатывается Стратегия пространственного развития РФ, в экспертном сообществе обсуждается её акцент на экономике. И обратился к Сергею Кельбаху, председателю Правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» как одному из лидеров рынка ГЧП и стороннику развития транспортной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций: каким образом регионам и муниципалитетам учитывать транспортные ГЧП-проекты в своих документах долгосрочного планирования.
Сергей Кельбах согласился, что стратегия пространственного развития подразумевает сбалансированное развитие всех видов инфраструктуры и на уровне страны, и на уровне субъектов. И образовательная инфраструктура, и здравоохранение упаковываются в долгосрочные стратегические планы социально-экономического развития субъекта и сводятся в пространственную стратегию развития экономики. Дорожная инфраструктура является только каркасом, обеспечивающим более короткие эффективные связи между товаропроизводителями, товарополучателями, между иными инфраструктурами. Долгосрочное, стратегическое планирование является в данном случае определяющим для государства, вместе с планированием расходных обязательств в долгосрочном периоде.
Это важно и для рынка, поскольку финансовые аналитики, которые глубоко аналитически изучают перспективы развития, получают сигнал о комплексном развитии того или иного субъекта. Субъект привлекает внебюджетные средства на сбалансированное развитие различных видов инфраструктуры, и это существенный сигнал для рынка в целом. То есть важно видеть не разовые проекты, будь то поликлиника или путепровод, а взаимодействие с субъектами на долгосрочной основе, с увязкой развития региональной и федеральной инфраструктуры. Если удается сформировать каркас в увязке нескольких субъектов на федеральный инфраструктурный каркас (автомобильная, железная дорога, забытый у нас водный транспорт), тогда термин «устойчивое развитие субъекта» с привлечением бюджетного финансирования всех уровней и частного бизнеса даст свой хороший синергетический эффект. Тогда проекты упаковываются, доходность можно более взвешенно просчитать дать однозначный сигнал рынку.
В работе с регионами важен рейтинг развития субъектов в аспекте ГЧП, этот показатель высоко приближен к объективному положению дел. Но в большей степени компания ориентируемся на руководителя субъекта, на созданные им команды, которые занимаются структурированием региональных проектов, их увязкой с федеральными проектами. Именно наличие профессиональных команд является ключевым сигналом для взаимодействия с субъектом. Формируя опорную сеть скоростных дорог и транспортные потоки, «Росавтодор» не можем не учитывать развитие субъекта. В немногих регионах, где команды поддержки инвестиций реально созданы, они реально являются подспорьем для руководителей субъектов в части развития ГЧП – там взаимодействие складывается еще эффективнее, хотя не везде это происходит достаточно быстро с учетом сегодняшней волатильности рынка.
Посильный вклад ТПП
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин рассказал о рейтинге ГЧП – проект осуществляется уже третий год и в целом оценивается очень положительно. Растет интерес со стороны губернаторов, регионального предпринимательского сообщества. Недавнее исследование среди территориальных торгово-промышленных палат (их в системе ТПП 181) зафиксировало растущий интерес к проблематике ГЧП среди предпринимателей, которые участвуют в отборе проектов на региональном уровне, в подготовке законодательства, в подготовке экспертных заключений. Но отмечаются две проблемы: нехватка квалифицированных специалистов на региональном и особенно муниципальном уровне, и отсутствие подходящих методических рекомендаций, конкретных алгоритмов, как им действовать в выстраивании проектов ГЧП. Важно подумать о ранжировании проектов и операторов, это тоже важная тема. Также актуален рейтинг муниципальных образований. На решение вопросов, связанных с привлечением инвестиций в муниципалитеты, уходит много усилий. Поэтому одна из рекомендаций – создать сеть региональных центров развития ГЧП, которые были бы представлены и в муниципальных образованиях, знали ситуацию на местах. Также критерий развития ГЧП должен учитываться в рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Возвращаясь к транспортным проблемам, на недавней конференции по привлечению инвестиций в муниципальные образования Тюменской области прозвучало предложение о проработке создания аэропорта в Тобольске; было соответствующее поручение. В 2013 году этим занимались Сибур и Минтранс, но проект масштабный и требует скоординированных усилий государственно-частного бизнеса, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Система ТПП старается внести достойный вклад в решение этих проблем и реализацию этих проектов.
Концессия как первый подход к снаряду
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис считает, что первым годом полноценной работы нового законодательства в части долгосрочного тарифного регулирования, учитывающего предпринимательскую прибыль в части концессий для ЖКХ, стал 2015-й. – была заключена 271 концессия, это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Объем взятых концессионерами инвестиционных обязательств в 10 раз больше. чем в в 2014-м. Нельзя сказать, что к качеству концессий нет претензий – идёт анализ каждой из них, видны ошибки, которые делают муниципальные коллеги даже с кураторством регионов. Но сам темп говорит о прорыве в ЖКХ. Чтобы активизировать работу по ГЧП, мало изменить законодательство – принципиально важно всем вместе научиться эффективно работать в новом правом поле. Поэтому утверждена методология, от дорожной карты: губернатор, его вице-губернатор, мэр, соответствующий заместитель; когда стоит задача концессии, как подступиться к реализации этой задачи? Этот понятный алгоритм всем доступен. Утверждена типовая концессионная документация, соответствующая формула расчета финансовой модели. Создана проектная команда в рамках Министерства — это Центр ГЧП Минстроя, он помогает субъектам запускать проекты.
ЖКХ – тема, связанная с высокими политическими рисками, и попытки губернатора передать в концессию тот или иной инфраструктурный объект часто воспринимаются и раскачивается политическими силами с попыткой спекулировать на этом. То есть, делая благое дело, губернатор сталкивается с теми или иными спекулянтами. Поэтому Минстрой в том числе помогает губернатору в снятии политических рисков и спекуляций. Поэтому для ЖКХ 2015 – год успеха, но это лишь первый шаг. Необходимо радикально повысить компетенции, в том числе коллег на местах.
Еще сильны тренды или историческое ощущение, что в жилищно-коммунальное хозяйство лучше не ходить. Но сегодня это та сфера, куда можно прийти, потому что нет более стабильной отрасли, чем коммунальный комплекс, даже в условиях ограничений по росту платежа. На примерах 2014, 2015 годов мы увидели вопросы, которые нужно регулировать, мы будем обсуждать их и дальше. Принципиальны три блока: первое – донастройка закона о концессиях, когда субъект РФ сможет становиться третьей стороной; второе – возможность передачи унитарных предприятий с долгами.
Ещё один момент – это возможность передачи в концессию объекта инфраструктуры, где половина имущества не будет иметь регистрацию права (находится в казне на балансе унитарного предприятия, но права собственности надлежащим образом не оформлены). Найдена юридическая схема, когда половина инфраструктуры будет оформляться уже концессионерам, как часть соответствующей сделки. Может быть сформировано условие, обязывающее концессионера компенсировать затраты муниципалитета на подготовку и структурирование проекта. Это позволит субъектам привлекать консультантов, способных сделать хорошие и качественные проекты.
Второй блок – изменения в законе по повышению платёжной дисциплины. Это один из самых серьёзных инвестиционных рисков в ЖКХ. Даже при том, что в кризис отрасль не падает так, как спрос или платежная дисциплина в других отраслях экономики, актуальность сохраняется. Первый блок поправок заработал, повышена ответственность за неплатежи по всей цепочке. Второй блок – переход на так называемые прямые договоры между поставщиком ресурса и потребителем, когда денежные средства будут без посредников переходить к тому, кто поставляет ресурсы. Это снижает риски деятельности концессионеров, очищает сферу управления жильём. Попутно запускается механизм очистки рынка от недобросовестных управляющих компаний, желающих сидеть на денежном потоке.
Третий блок касается подходов к передаче неэффективных унитарных предприятий в концессию. Есть поручение Президента передавать в концессии неэффективное унитарное предприятие; действует методика оценки неэффективности. Но многие регионы заняли нечеткую позицию в оценке эффективности своих МУП. Даже если предприятие в предбанкротном состоянии, вокруг этого МУПа бенефициары и выгодополучатели. Предприятие получает компенсацию из бюджета, чтобы не оставить людей без воды, но передавать его, делать техническую оценку, реальную финансовую модель привлечения капитала никто не хочет «у нас всё хорошо», и таких ситуаций очень много. Поэтому инициатива Минстроя – запрет права хозяйственного ведения и оперативного управления с января 2018 года. Это значит, что в регионах должны будут структурировать эту непростую работу, в том числе передачу МУПов с долгами и с частью незарегистрированного имущества.
Но если на конкурсы никто не придет? Есть малые муниципалитеты, в которые инвестора так просто не привлечешь. Будет предложен механизм работы по укрупнению инфраструктуры в малых муниципалитетах, чтобы привлечь капитал и туда. Коллеги из регионов уже рассматривают перевод МУП в акционерные общества для сохранения контроля. Минстрой понимает такую лазейку, и будет предусмотрена обязанность публичной власти при создании АО, в том числе при укрупнении инфраструктуры в малых городах, по продаже значительного пакета акций на конкурентной основе. То есть несмотря на сопротивление муниципальных властей или субъектов, приоритет стратегии развития ЖКХ – привлечение частного бизнеса к управлению, а частных инвестиций к модернизации отрасли
Но есть и проекты, которые без господдержки не реализуются. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, с 2016 года запущена программа бюджетной поддержки концессии в ЖКХ. Заработал механизм предоставления поддержки на погашение части процентной ставки, кредиты не выше 12%, и софинансирование концессии в муниципалитетах с менее чем 250 тысяч населения. Сейчас проводится конкурсный отбор, механизм работает через фонд ЖКХ. Несмотря на непростую ситуацию, это новый вид господдержки, который появился в ЖКХ, и он эффективнее, чем многие инструменты, которые даже действовали ранее.
Что касается качества проектов, Президент поручил Правительству выработать жёсткую систему мониторинга конкурсов и исполнения концессий. Качество проектов улучшилось радикально, известны мощные, яркие примеры. В начале 2013 года, когда соответствующий вопрос обсуждался у Президента, было предложено размещать деньги пенсионных фондов в концессии в . Сегодня деньги негосударственных пенсионных фондов размещаются в концессиях по воде и обращению с отходами. Если регулятор, в том числе Центральный банк, разрешил размещать туда деньги, значит, это проекты совершенно другого качества.
Новосибирский опыт: учись учиться
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий согласился, что поскольку тема ГЧП сравнительно нова, проблема квалификации специалистов по сопровождению проектов очень актуальна. Поскольку на региональном уровне ведется подготовка к обучению региональных лидеров, область вошла в число первых 36 регионов и сформировала команду из 9 человек, которые приступают к обучению на федеральном уровне. Из единого центра, штаба областного правительства невозможно построить профессиональные проекты, без компетенций муниципального уровня. Есть проекты, судьбоносные в целом для области, например два мусоросортировочных завода; при областной идеологии тон должен будет задавать проектный офис региона. Но есть множество проблем муниципального уровня. Если не хватает компетенций, мотивации, нет понимания ответственности, тогда надеяться на эффективность не приходится. Еще до 2015 года, работая мэром Новосибирска, выступающий посылал своих специалистов на семинары, обучение. В 2015 году был реализован пилотный проект обуч
ения муниципальных служащих: совместили два этапа дистанционного обучения и два очных, в областном центре. 144 человека изначально охватили из 11 муниципальных образований – не Новосибирск, где 1,5 млн чел, а районные центры, где проблемы в системе ЖКХ особенно актуальны. Поэтому сформировать компетенции у главы района и его экономического блока крайне важно. В проработку, в процессе обучения 144 специалистов, был взят 21 проект, 8 были отобраны, и приняты к дальнейшему сопровождению – Агентства инвестиционного развития. Этот инструмент создан в регионе, его компетенции и полномочия расширены. Оно сопровождает ряд проектов – например, это реконструкция базовой районной котельной в Краснозерском райцентре. Муниципальная власть после обучения компетентна, и с нашим сопровождением выполнит этот проект. Другой пример – строительство понтонной переправы в одном из районных центров на Оби, объект принципиально важный и жизнеобеспечивающий. Третий объект – тоже в районном центре Венгерово, реконструкция гостиницы. Это примеры маленькие, но для муниципальных образований судьбоносные.
Какие вопросы видятся недоработанными? Главное – не торопиться с крутыми изменениями, потому что настолько очень мало ещё времени для нового вектора развития. Что-то не стыкуется, но договор концессии используется чаще, потому что лучше отработан. Концессия особо востребована в сельских территориях; в Новосибирске такой проблемы нет. А проблемы в районных центрах – это убыточность системы ЖКХ. Поэтому и нужно создать понятный экономический механизм, довести до уровня востребованности концессии дальше. Это делается с помощью фонда поддержки реформирования ЖКХ, при софинансировании регионов.
В Новосибирске исходят из принципа, что концессии в ЖКХ должны быть открытыми, позволяя ответить людям на вопрос «А почему так лучше?». Чем обеспечены эффекты, есть ли они? В регионе договорились с крупнейшими концессионерами о публичной системе мониторинга исполнения обязательств, норма будет вписана в закон. Это будет конкурентным преимуществом концессионера перед МУП, он должен будет публично отчитываться по итогам года. Если проект адекватен и улучшает жизнь людей, то даже если требуется рост тарифов, надо публично говорить об этом. Поэтому открытость ключевой признак любого проекта ГЧП, и концессий в ЖКХ. В ближайшее время эти изменения появятся в законе о концессии с совершенно другими требованиями к раскрытию информации. Это просто поможет всем и популяризирует эту работу, которую сегодня делают наши коллеги в регионах.
Чему научил Химкинский лес
Сергей Кельбах поддержал эту позицию: по его словам, без информационной открытости реализовать и публичной, и частной стороной невозможно. «Химкинский лес», история реализации концессионного соглашения по строительству скоростной автомобильной дороги 15-58-й километр явилась хорошей школой для всех участников рынка, в первую очередь для Росавтодора. В диалоге с различными слоями общества, жителями, экологами, автомобилистами находили решения, которые в итоге позволили прийти к компромиссу между государством и обществом, сняли риски нереализации проекта и позволили частному инвестору реализацию проекта. Любой инвестиционный проект компании, будь это операторское соглашение, концессия, долгосрочное инвестиционное соглашение, проходят на предварительной стадии серьезную проверку инвестиций. Участники рынка, в рамках роуд-шоу, подсказывают параметры, которые следовало бы улучшить.
Роуд-шоу – детальный рассказ о дорожном проекте, в процессе которого проект полностью вскрывается во все периоды реализации: технические, правовые. финансово-экономические, экологические, социальные детали. Они позволяют всем, кто проявил заинтересованность, увидеть любой проект в различных аспектах, а на основе обратной связи – сбалансировать. Роуд-шоу – это не просто показ, что подготовила команда госкомпании. Это скорее протаскивание через общественное экспертное мнение результатов предварительной работы, чтобы проект сделать еще сбалансированным и заточенным. При Открытом правительстве существует общественный совет, который рассматривает все проекты Росавтодора – концессионные, долговременные и операторские соглашения вплоть до проведения конкурсных процедур сопровождаются и на открытом портале, и через проведение встреч во всевозможном формате.
Например, запуск концессионных соглашений по третьей и четвертой очереди ЦКАД попал на период серьезных изменений макроэкономического характера. Первую часть конкурса, предварительный отбор, провели осенью 2014 года. Но в это время серьезно изменились показатели, и участники конкурсов высказали сомнения в возможности реализации проектов в текущих условиях и параметрах, которые определило правительство. На череде встреч, обсуждений на уровне госкомпании, Министерства транспорта, Министерства экономики, Правительства, в конце концов, показатели сбалансировали, использовав механизмы и допущения, позволившие частному бизнесу снизить риски нереализации проекта. 11 и 15 апреля состоятся конкурсные процедуры, и участники рынка идут в проект. Это сделано благодаря открытому обсуждению и с рынком, и с обществом всех параметров конкурса.