В пресс-центре «Россия сегодня» были озвучены результаты переговоров между компаниями «Аэроэкспресс» и Stadler, а также обсуждены детали крупнейшей в истории Аэроэкспресса сделки по поставке современных двухэтажных поездов для перевозки пассажиров в московских аэропортах. Несмотря на сложные экономические и политические условия, включая колебания курса рубля и санкции, стороны нашли взаимовыгодное решение при поддержке Газпромбанка и швейцарской страховой компании. В статье раскрыты ключевые аспекты сделки, технические характеристики поездов, экономический эффект, планы по локализации производства и перспективы развития транспортного сообщения.
Сделка между российской транспортной компанией «Аэроэкспресс» и швейцарским производителем железнодорожной техники Stadler стала крупнейшей в истории «Аэроэкспресса». Она предусматривает поставку инновационных двухэтажных поездов, которые будут эксплуатироваться на маршрутах между московскими аэропортами и городом. Данное соглашение знаменует собой важный этап модернизации транспортной инфраструктуры столицы, особенно учитывая растущие требования к комфорту и пропускной способности пассажирских перевозок.
История сотрудничества началась еще в 2013 году, когда был заключён первичный контракт на поставку двухэтажных поездов. Однако последующий экономический спад, резкое колебание цен на нефть и газ, а также международные санкции создали серьезные вызовы для реализации проекта. Несмотря на это, стороны смогли найти взаимовыгодные решения, что подчеркивает стратегическую важность сделки и устойчивость партнерства.
Внедрение новых поездов отвечает растущему пассажиропотоку и позволяет значительно повысить качество транспортного обслуживания, что особенно актуально в свете подготовки Москвы к международным мероприятиям, включая чемпионат мира по футболу.
Итоговый контракт предусматривает поставку 11 поездов, состоящих из 62 вагонов. Сумма сделки составляет 183 миллиона евро. В рамках этого соглашения предусмотрены: 7 составов с 9 вагонами каждый; 4 состава с 4 вагонами каждый. Первоначальный контракт предусматривал 24 поезда, однако в связи с экономическими условиями и изменениями спроса объем был сокращён почти вдвое. При этом оптимизация состава позволила полностью покрыть потребности маршрутов в аэропортах Домодедово и Внуково новыми поездами Stadler. В аэропорту Шереметьево пока продолжают эксплуатироваться существующие поезда, однако в будущем планируется их замена на двухэтажные.
Новые двухэтажные поезда от Stadler обладают уникальными техническими характеристиками, специально разработанными с учётом российских климатических условий и требований пассажирских перевозок в аэропортовых сообщениях. Их ключевые особенности таковы. Повышенная пассажировместимость: рост на 40% по сравнению с существующими поездами, что обеспечивает значительное увеличение пропускной способности. Комфортабельность: современные инженерные решения обеспечивают высокий уровень удобства для пассажиров, включая улучшенную шумоизоляцию, климат-контроль и эргономику салонов. Надежность и качество: уровень инжиниринга и исполнения поездов соответствует мировым стандартам, что подтверждается прохождением сертификации с минимальными замечаниями. Продолжительный жизненный цикл: эксплуатационные расходы на 40% ниже по сравнению с текущим подвижным составом, благодаря более эффективной конструкции и современным технологиям обслуживания. Гибкость состава: в рамках контракта предусмотрены как 9-вагонные, так и 4-вагонные поезда, что позволяет оптимизировать перевозки в зависимости от пассажиропотока.
Нелинейная экономика
Сделка включает в себя и опцию расширения, которая, однако, в текущей версии контракта юридически не закреплена. Тем не менее, обе стороны сохраняют позитивные ожидания относительно возможности возобновления переговоров о поставках дополнительных составов при улучшении экономической ситуации. Экономические и политические факторы, включая падение курса рубля, снижение цен на нефть и международные санкции, оказали заметное влияние на реализацию контракта. Несмотря на отсутствие прямых запретов на поставки, эти обстоятельства создали значительные финансовые и логистические сложности. В частности, санкции не повлияли на саму сделку напрямую, но вызвали колебания курса валют и снизили пассажиропоток на московских авиамаршрутах более чем на 20% по сравнению с 2013 годом. Снижение курса рубля обусловило необходимость пересмотра условий оплаты и сроков поставки. Благодаря проактивной позиции швейцарской страховой компании экспортных рисков (СЕРФ), а также поддержке Газпромбанка, удалось разработать схему финансирования без валютных рисков, обеспечив её в рублях. Таким образом, несмотря на сложную внешнеэкономическую среду, стороны смогли найти сбалансированные решения, что свидетельствует о высоком уровне доверия и профессионализма участников сделки.
Внедрение новых поездов оказывает значительное положительное влияние на экономику перевозок: увеличение пассажировместимости на 40% позволяет удовлетворить растущий спрос на перевозки между московскими аэропортами и городом. Снижение себестоимости эксплуатации и ремонта на 40% на одного пассажира обеспечивает долгосрочную экономическую эффективность. Срок окупаемости инвестиций в новые поезда оценивается примерно в 10 лет при текущих прогнозах пассажиропотока. При увеличении пассажиропотока срок окупаемости может сократиться. Рост пассажиропотока ожидается уже через 3-5 лет, что позволит обеспечить качественное обслуживание на длительный период. Обновление парка способствует конкурентоспособности «Аэроэкспресса» на рынке пассажирских перевозок, где существуют конкуренты в виде автобусов, такси и личных автомобилей. Таким образом, сделка не только модернизирует технический парк, но и способствует устойчивому развитию транспортной системы Москвы.
Финансирование сделки стало одним из ключевых вызовов, учитывая нестабильность валютного курса и санкционные риски. Значительную роль в успешном заключении контракта сыграли Газпромбанк, который предоставил кредит «Аэроэкспрессу» в рублях, исключив валютные риски для российской компании, дочерний банк Газпромбанка в Швейцарии, а также специализированная компания «Аэролинк», созданная специально для реализации данного проекта. Швейцарская экспортная страховая компания СЕРФ обеспечила страховое покрытие коммерческих и политических рисков в размере 85% от суммы контракта. Остальные 15% составляют авансирование. Благодаря совместным усилиям банков и страховых структур удалось создать уникальную финансовую модель проектного финансирования, которая отвечает требованиям окупаемости и минимизирует риски.
Научимся сами…
Производство поездов осуществляется как на заводе Stadler в Швейцарии, так и на предприятии в Минске, что способствует локализации и снижению логистических издержек. Одним из стратегических направлений является расширение локализации производства новых поездов и кооперация с российскими предприятиями. Более половины заказанных поездов (из 21 изначально предусмотренного) будут производиться на заводе в Минске. Stadler открыт к сотрудничеству с российскими производителями, рассматривая возможность трансфера технологий и совместного производства. Ведутся переговоры о дальнейшем развитии локализации на территории России, особенно в рамках Таможенного союза. Встречи с представителями Министерства транспорта России подтвердили заинтересованность в расширении сотрудничества и локализации. Возможные партнерства с российскими компаниями, такими как Трансмашхолдинг, рассматриваются для производства дизель-поездов и других видов подвижного состава. Таким образом, сделка является не только коммерческим успехом, но и важным шагом к технологическому развитию и импортозамещению в транспортной отрасли.
В рамках долгосрочной стратегии «Аэроэкспресс» планирует полностью закрыть маршруты Домодедово и Внуково новым парком поездов Stadler уже в ближайшее время. В аэропорту Шереметьево пока сохранят существующий подвижной состав с возможностью замены на новые двухэтажные поезда в будущем при улучшении экономической конъюнктуры. Рассматривается запуск новых маршрутов, включая проект Санкт-Петербург – аэропорт Пулково, в зависимости от развития пассажирского потока и рыночных условий. Планируется возвратить в распоряжение РЖД арендованные ранее поезда после ввода новых составов. Развитие будет зависеть от динамики пассажиропотока, который в настоящее время стабилизируется после снижения более чем на 20% и прогнозировать рост в ближайшие годы. Данная политика направлена на обеспечение высокого качества обслуживания и адаптацию к изменяющимся условиям рынка пассажирских перевозок.
Безопасность и доступность
Безопасность и ценовая доступность являются приоритетами при вводе новых поездов. Для обеспечения высокого качества эксплуатации новых поездов «Аэроэкспресс» организовал комплексное обучение и подготовку персонала. Технический персонал прошёл обучение у швейцарских специалистов и продолжает совершенствовать навыки. Закуплено современное оборудование для ремонта и обслуживания поездов, включая специализированные инструменты и запчасти. Обслуживание и ремонт будут выполняться собственными силами «Аэроэкспресса», что позволит контролировать качество и снизить затраты. Переобучение персонала позволило сохранить численность работников, исключив необходимость сокращений. Современный подвижной состав требует высокой квалификации, что повышает уровень технической культуры компании. Это обеспечивает стабильную и эффективную работу обновленного парка поездов и способствует повышению надежности перевозок.
Поезда проходят обязательную сертификацию, которая завершится в ближайшие два месяца; уровень безопасности оценивается как высокий. За время тестирования были выявлены минимальные замечания, что говорит о высоком уровне исполнения и инженерной проработки. Внедрение новых составов не повлияет на тарифы: стоимость проезда останется на прежнем уровне. Ценовая политика строится с учётом конкуренции с другими видами транспорта (автобусы, такси, личные автомобили) и отсутствия дотаций. Возможности для снижения тарифов существуют теоретически, но на данный момент они не рассматриваются. Таким образом, пассажиры могут рассчитывать на безопасные и доступные перевозки с улучшенным комфортом.
Итак…
Крупнейшая сделка между «Аэроэкспрессом» и Stadler представляет собой значимый этап в развитии транспортной инфраструктуры Москвы. Поставка инновационных двухэтажных поездов позволит существенно повысить качество пассажирских перевозок между московскими аэропортами и городом, увеличить пропускную способность маршрутов и снизить эксплуатационные расходы.
Успешное преодоление экономических вызовов и санкционных ограничений благодаря поддержке Газпромбанка и швейцарской страховой компании подтверждает устойчивость партнерства и высокую степень профессионализма участников. Планы по локализации производства и сотрудничеству с российскими компаниями открывают перспективы для технологического развития и импортозамещения в железнодорожной отрасли.
Введение новых поездов запланировано уже на декабрь текущего года, что позволит пассажирам Москвы пользоваться современным, комфортным и безопасным транспортом уже в ближайшее время. Этот проект служит примером эффективного международного сотрудничества и стратегического подхода к модернизации городской транспортной системы.