
XV Международный форум «Транспорт России» открыла панельная дискуссия, посвященная новой Стратегии развития транспорта. Участие в её обсуждении приняли руководители органов власти и ведущих компаний, формирующих транспортную отрасль страны – первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов, заместители председателя Правительства Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко, Министр транспорта Виталий Савельев, председатель Правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, руководитель ПАО «ВТБ» Андрей Костин, и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко
Приветственное обращение Владимира Путина к представителям транспортной отрасли зачитал Игорь Левитин, помощник Президента, секретарь Государственного совета РФ. Владимир Путин поздравил участников с днем работника транспорта – праздником, объединяющим представителей всех отраслей транспортного комплекса нашей страны. Президент отметил, что в отечественной транспортной отрасли всегда трудились специалисты высокой квалификации, досконально знающие и любящие свое дело. За прошедшие годы они внесли колоссальный вклад в развитие национальной экономики, социальной сферы, в укрепление межрегиональных и международных связей, улучшение качества жизни людей. Необходимо сконцентрировать усилия на первоочередных, востребованных профессиональных задачах, добиваться результатов в расшивке узких мест, модернизации инфраструктуры, в повышении надежности и безопасности перевозок, развитии транзитных логистических маршрутов, обновлении общественного транспорта. Также Владимир Путин призвал уделять неустанное внимание широкому повсеместному внедрению новейших технологий и цифровых сервисов, содействовать росту конкурентоспособности транспортной отрасли.
Модератором пленарной дискуссии выступил Председатель Совета Директоров компании «Альтера Капитал» Кирилл Андросов. Он подчеркнул, что важность транспортной отрасли невозможно переоценить, потому что по сути всё, что создается национальной экономикой, в конечном счете перемещается в пространстве с помощью элементов инфраструктуры транспортной системы. Транспортная система является не абстрактным макроэкономическим фактором, а тем, с чем каждый из нас сталкивается каждый день. Проект документа, который предстоит обсудить – первая отраслевая стратегия нового Правительства. В этом документе впервые на первое место выносится тезис о клиентоцентричности, в основу стратегии поставлен человек – не только пассажир, но и владелец груза. Модератор обратился к Министру транспорта Виталию Савельеву с просьбой прокомментировать приоритеты стратегии, которая была рассмотрена на заседании Госсовета и в целом одобрена.
По вновь утверждённому плану
Виталий Савельев напомнил, что Минтрансом разработан проект транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года, его утверждение ожидается в ближайшее время. 19 октября на заседании Государственного совета Стратегия была одобрена Президентом. Над документом работал не только Минтранс, но и ряд общественных, научных организаций, 17 подведомственных Минтрансу вузов. Важнейшее изменение в том, что если прежде формировали отдельные стратегии по отраслям, то в этот раз парадигму изменили, рассмотрев вариант клиентоцентричности, поставив во главу троих выгодоприобретателей – это люди, – бизнес, и государство. В стратегии сформирован прогноз ситуации по транспорту в мире, рассмотрены проистекающие вызовы. Это не «мертвый» документ, он будет меняться с определенной периодичностью, чтобы учесть мировые тренды – такие как декарбонизация, переход на новые источники энергии. Достижение нулевого уровня выбросов 2050 года анонсировали США и Европа, Китай и Россия планируют достигнуть этого результата в 2060 году
. Красной нитью через стратегию проходит цифровизация; без этих процессов невозможно развивать транспорт. Революция в транспорте происходит именно потому, что цифровизация проникла в отрасль и меняет транспортный ландшафт. Появляется автономный транспорт – на стенде Минтранса уже представлены автомобили, которые без водителя могут 200-300 км в сутки проходить с грузом до 3 тонн. На трассе М-11 готовится проект по беспилотному движению. Есть беспилотные логистические коридоры, развивается автономное судовождение, беспилотные аэродромные услуги. В мире формируется тренд, что из точки в точку грузы и пассажиров будут доставлять мультикоптеры.
Развивается бесшовная грузовая логистика. Электронные документы и электронные пломбы – уже не «завтрашний день». Цифровая инфраструктура коснется и пунктов пропуска, BIM-технологий, уже сегодня используются «цифровые двойники». Цифровизация позволит снизить издержки за счет роста производительности труда как минимум вдвое, и надо задуматься, чем занять персонал, если он будет высвобождаться при внедрении новых информационных технологий.
Разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к единой опорной транспортной сети. Впервые в стратегии ввели понятие «единая опорная транспортная сеть», которая будет состоять не только из сети автомобильных дорог, но также из сети аэропортов, морских портов, речных водных путей, железных дорог – всё это транспортный каркас, на котором будут базироваться все отрасли. Впервые Минтрансом совместно с Минэкономразвития разработан «транспортно– экономический баланс» – он позволит оценивать, как из любой точки «а» добраться в «б» – каким транспортом, как быстро и за какую цену.
Министр отдельно остановился на опорной сети автодорог. Строится много, в стране 1,5 км млн км дорог, из них порядка 65 тыс. км – федеральные дороги, 500 тыс. км – региональные и муниципальные. В опорную региональную сеть включены 65 тыс. км дорог федерального и 73 тыс. км регионального значения. Министр пояснил, что прокладывать основные трассы, которые совпадают с международными транспортными коридорами, без учёта региональных дорог будет не столь эффективно.
В опорную сеть морских морских портов вошли 33 порта; из имеющихся сегодня 67 портов на текущий момент только шесть загружены по полной мощности, а остальные требуют дозагрузки, в этом направлении также придется активно работать. Идет развитие транспортного коридора Севморпути – географическое положение России надо использовать в полном объеме, и перспектива для этого есть, поскольку Суэцкий канал на две недели проигрывает северному маршруту в сроках движения груза, что существенно для грузооборота. Также отражены многие вопросы развития железных дорог; опорная сеть этих магистралей внесёт коррективы на подходах к морским портам. Вопрос расширения портовой инфраструктуры – это вопрос расширения железных дорог. Одним из проектов транспортной арктической зоны станет Северной широтный ход.
Важным аспектом министр назвал развитие транспортной агломерации. Рост 20 крупнейших российских агломераций составляет ежегодно 0,3 %, то есть примерно 5 % к 2035 году. Это мировой тренд, надо сегодня думать о работе транспорта в агломерациях. Поэтому особое значение придали общественному транспорту, его роль должна возрасти. Видно, какие решения в этой области уже делает Москва как крупнейшая агломерация, и этот опыт будет учтён регионами.
Строительство новых объектов бессмысленно без постоянного поддержания имеющихся в нормативном состоянии. Необходимость поддержания в нормативном состоянии при эксплуатации учитывается при строительстве новых дорог.
В региональном блоке Стратегии приоритетное внимание уделено развитию Дальнего Востока, который необходимо развивать не только с точки зрения доступности для авиации, судов и поездов, но и по необходимости «сшивать страну». Так, в авиации со стороны правительства идёт субсидирование льготных перевозок для населения. Связность страны определяют авиакомпании; покрыть территорию 17,3 млн кв. км без авиации очень сложно, поэтому речь идёт о создании лоукостеров. В 2022 году ожидается появление второго лоукостера, первый же, «Победа» группы «Аэрофлот», уже показывает яркие результаты. Буквально на прошлой неделе был перевезён 50 миллионный пассажир за семь лет. При этом авиакомпания работает на падающем рынке, даже в момент пандемии она даёт прибыль и не использует субсидий. Развивается и железная дорога. Есть новации, которые могут существенно увеличить провозную способность – например, технология «виртуальной сцепки».
Работа по стратегии только начинается. Предстоит разработка генеральной схемы объектов транспорта, в стратегии определены критерии опорных сетей, – говорит министр.
Стратегия – это видение перспективы
– Стратегия – это прежде всего отражение нашего сегодняшнего видения перспективы, – считает первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов. – Ситуация может измениться, но стратегия помогает массам людей, задействованных в развитии транспортной системы, видеть будущее одинаково или не противоречиво . Она позволяет начать работу над операционными планами и документами: это генеральная схема, планы развития отдельных отраслей и секторов, связывание агломераций и так далее. Что касается новаций, которая сейчас возникают – революция несет в себе не только создание, но и разрушение. Возникает искушение гоняться за успехом, как только те или иные решения возникают на рынке. Стратегия – это противовес для поспешных решений. Например, много говорится об энергопереходе, предсказывается конец угольной эпохе и вообще углеводородам. Если принять это на веру, зачем тогда вкладывать гигантские деньги в Восточный коридор? Но мы понимаем, что изменения в мире идут достаточно медленно, спрос на углеводороды в
том числе твердое топливо в Юго-восточной Азии сохранится еще на десятилетия, в силу того что электро– и теплогенерация в крупных странах региона основана на угле. Поэтому даже в аспекте сохранения нашей позиции экспортеров нам нужны эти транспортные выходы. Но также у нас открывается окно возможностей, исторический шанс обеспечить бесшовность и безбарьерность движения пассажиров и грузов. В прежних стратегиях, начиная с ранних 2000-х годов, это были лишь идеи, а сейчас у нас есть технологически выверенные решения. Андрей Белоусов подчеркнул, что это является главным направлением концентрации наших усилий. Если реально сшить разные виды транспорта, контроль за движением грузов, обеспечение безопасности груза и пассажира, полностью электронный документооборот – то страна получит качественный рывок эффективности транспорта и скорости движения грузов. Это возможность, которая у нас появилась.
Увязать с общим развитием
Заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин подчеркнул, что у исполнителей стояла задача задача не просто написать стратегию лишь ради транспорта, а увязать её с развитием страны. Так, огромная программа жилищного строительства повлияет на планы строительства дорог опорной сети – это обходы городов, разведение дорог внутри агломераций, повышение мобильности населения. Один из ключевых вопросов – где люди будут работать и где жить, как передвигаться между этими точками. Новая транспортная стратегия решает эти вопросы в комплексе, увязке с другими программами. Что касается готовности строительной отрасли, вопрос этот важный; жизнь показала, что даже при наличии денег готовность строить не полная. Марат Хуснуллин отметил роль пандемии – из-за локдауна не хватает трудовых ресурсов, нарушены поставки, люди болеют, цены на материалы растут. Инфляция в мире и в стране – серьезный вызов. Но при правильной слаженной работе, при увязке Транспортной стратегии и Стратегии развития строительной отрасли, которая тоже скоро пройдет обсуждение, с этими задачами справиться можно.
Один из факторов, который поможет в этом – переход на цифровые системы управления, моделирования. Принято решение, что в госзаказе уже со следующего года проектно-сметную документацию должны принимать только в BIM-технологиях, это серьезный шаг к повышению производительности труда. Возможно, это сократит нехватку трудового ресурса. Марат Хуснуллин напомнил, что несмотря на коронавирус и локдаун, в тяжелейший 2020 год планы дорожного строительства были перевыполнены, также и 2021 год идёт с перевыполнением планов дорожного строительства. Стартовал целый ряд новых крупных мегапроектов – Москва – Казань – Екатеринбург, активно обсуждается программа «меридиан», строительство дорог в южном округе, активно разворачивается «Восточный полигон».
Без мобилити нет коннективити
Дмитрий Чернышенко сосредоточился на роли транспортной стратегии для развития туризма. По его словам, основная составляющая стоимости туристического продукта – транспортная. В настоящее время создается новый национальный проект по индустрии гостеприимства, Это большой сегмент экономики, где пересекаются более 50 различных отраслей. Но необходимые инфраструктурные потребности на 80% связаны с транспортом. Также растёт мобильность населения, причём цифровизация уже её повысила примерно на 10 %. Она даст возможность достичь и двухкратного увеличения количества туристов, пользующихся внутренним туристическим продуктом.
Что касается цифровых технологий, они работают как драйвер изменений, в целях развития заявлена цифровая трансформация. Цифровая отрасль совсем молодая, но как и транспорт, она пронизывает все сферы жизни. Минтранс одним из первых создал программу цифровой трансформации, подобный документ есть лишь в трёх десятках развитых стран мира. Россия подтверждает своё лидерство в информационных технологиях; создаются уникальные продукты и платформы, регулярно выигрываются оплимпиады и чемпионаты мира по программированию. Транспортная отрасль быстро включилась цифровую трансформацию на уровне мировых стандартов, более 80 %транспортных компаний нашей страны уже внедряют в свои бизнес-модели цифровые технологии в полной мере. 50 % транспортных и логистических предприятий реализуют собственные стратегии цифровой трансформации, то есть осмысленно двигаются в цифровизации, понимая огромную эффективность и для бизнеса, и для клиентов.
Клиентоцентричность, заявленная в стратегии – это миссия Правительства. Так, ожидается, что технологии биометрии будут к 2030 году обеспечивать до 80 % идентификации пассажиров. Уже сейчас в московском метро технология такой оплаты присутствует; также эту идентификацию компетентные органы используют в целях безопасности. В ведущих аэропортах можно проходить паспортный контроль по биометрии. Нет сомнений, что эта технология получит распространение повсеместно в транспорте для бесконтактной оплаты, создаст комфортные условия для пассажиров. Цифровой профиль гражданина будет обогащен данными и дополнительными сервисами, которые обеспечат мультимодальные перевозки по единому платежному инструменту для всех видов транспорта. Это позволит сделать перевозки бесшовными и произойдет быстрее, чем мы думаем.
Электронный документооборот – это также мощнейший катализатор, ускоритель и дебюрокатизатор – «убийца» бюрократических и коррупционно емких процессов, он активно внедряется. Уже в 2022 году на портале Госуслуг будет запущен новый суперсервис «безбумажные перевозки» для пассажиров и грузов. Это электронные транспортные накладные, путевые листы, пред– и послерейсовый осмотр, специальные ведомости-разрешения на перевозку грузов. Всё это – уже близкая реальность, эксперименты проведены, и с 1 января следующего года грузоперевозчики смогут использовать электронные транспортные накладные заказ-наряды и другие сопроводительные документы. Это сократит издержки, увеличит количество перевозок
Дмитрий Чернышенко напомнил, что mobility и connectivity неразделимы. Мобильность должна быть обеспечена повсеместным доступом к интернету не только в населенных пунктах, но и на магистральных сетях. В Москве почти 3 тыс. умных светофорных объектов – это инновационное технологическое решение, объединенное через промышленный коммутатор, с и видеокамерами и датчиками движения. Они же – и точки доступа. Президент поручил создать подобные системы на тестовых федеральных трассах, проработать стандарты вместе с телеком-операторами, обеспечить доступность инфраструктуры для новых технологий. Это интернет вещей, беспилотный транспорт, считывание огромного количества информации, которую будут передавать онлайн датчики при движении транспорта. При скоростях больше 150 км.ч это требует новых технологий, и на пилотных трассах это будет подготовлено.
Наконец, кадры. 17 транспортных вузов имеют достойный уровень цифрового развития; недавно в список победителей вузов по программе «2030» вошел один из транспортных вузов, который реализует 5 стратегических проектов, и четыре из них связаны с цифровыми технологиями. Минтранс активно использует все инструменты, которые дает Правительство и Президент; всего в списке 42 стратегических инициативы – это и передовые инженерные школы, и платформы университетского технологического предпринимательства, и поддержка стартапов.
Окрылённые водородом
Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко рассказал о том, как меняется мобильность и степень связности в удалённом островном регионе, который он возглавляет. Он напомнил, что на Сахалине присутствуют все виды транспорта. Губернатор рассказал, как будет происходить изменение транспортной деятельности деятельности в ближайшие пять лет. Сахалин принял решение развиваться в условиях низкоуглеродной экономики, поставить эксперимент по переходу на новые параметры природосбережения. В авиации планируется в 2022 году завершить работы по терминалу с пассажиропотоком до 5 млн пассажиров в год, строительство новой взлетно-посадочной полосы, расширить сеть посадочных площадок для местных воздушных линий. Планируется создать транспортно-логистический узел «Аэросити», где будут пересекаться авиация, железная дорога и автомобильный транспорт, в 30 километрах от порта. «Аврора», ставшая объединённой дальневосточной авиационной компанией, планирует увеличить ближайший несколько лет сеть маршрутов на 25 %, пассажиропо
ток – в два раза, на треть обновить парк за счет российской авиатехники. Для воздушного транспорта требуется современное топливо, в этой связи с «Газпромом» идёт проработка проекта по производству из газоконденсата нового современного керосина с минимальными выбросами. Более того, с «Газпром нефть» прорабатывается тема производства специального топлива из возобновляемых источников, в том числе продуктов переработки леса. Это позволит снизить объем выбросов, и обеспечить уменьшения углеродного следа.
По направлению морского транспорта и развития портовой инфраструктуры планируется на базе Корсаковского порта сделать порт-убежище, организовать хранение и переработку рыбы, реализовать большой проект рыбного хаба. Нюанс в том, что на острове производится СПГ, строятся новые малотоннажные заводы, и Корсаковский порт будет также использован для отгрузки специальных контейнеров, чтобы обеспечить энергией Курильские острова. Идёт подготовка к тому, чтобы при использовании СПГ улавливался углеродный след.
Развивается и проект, связанный с водородом. Планируется строительство терминала для перевалки водорода, так как французская компания и Росатом работают над созданием водородного производства, и Корсаковский порт будет обслуживать в том числе этот проект.
Происходят изменения и порту Шахтерска. Угледобывающая компания строит электротранспортер, он станет крупнейшим в стране, длиной 23 км, и будет доставлять уголь с разреза в порт на погрузку морского транспорта. Рядом с портом Поронайск планируется создать завод по переработке газового концентрата.
В сфере автомобильного транспорта регион стремится достигнуть к 2025 году углеродной нейтральности, переведя половину автотранспорта на электричество и газомоторные виды топлива. В этой связи разворачивается строительство электрозаправок, к 2025 году их будет около 2000. На острове уже около 200 тысяч единиц транспорта, и сеть также исходя из планов закупки 125 электроавтобусов и около 700 газомоторных автобусов.
Ключевой приоритет, подчеркнул Валерий Лимаренко в завершение – это транспортная доступность для населения по авиации и морскому транспорту; второй – учет тенденций экономики, снижение углеродного следа. И изменение видов транспорта, с тем, чтобы они стали удобнее для людей.
Рыба есть, ловить надо уметь
Андрей Костин рассказал о работе банка ВТБ в финансировании транспортных проектов, и о том, как эта деятельность изменится в аспекте новой транспортной стратегии. По его словам, ключевой инструмент банковского сектора для развития транспортной инфраструктуры – это ГЧП и концессии. Банк имеет богатый опыт, за последние 13 лет объем кредитования отрасли превышает 1,1 трлн руб., примерно треть – собственные инвестиции, остальные – средства частных инвесторов, в том числе зарубежных. Как изменится ситуация, во многом будет зависеть от рынка. Государство даёт большие деньги на развитие транспортной инфраструктуры, но проблема – в плоскости их использования. В Стратегии зафиксировано, что увеличение объема средств должно прийти из внебюджетных источников, но большинство из них – это квазибюджетные деньги. Ведь в компаниях, где контрольный пакет принадлежит государству, и в фондах национального благосостояния тоже по сути государственные деньги. По-настоящему частных инвестиций пока немного, но перспектива привлечения частных инвесторов есть, что подтверждается и опытом транспортных инвестиций от ВТБ.
Рассуждая о пользе частных инвестиций, Андрей Костин напомнил, что кролики – не только ценный мех, но и пара килограммов диетического мяса; вместе с деньгами от частного инвестора можно получить и экспертизу, том числе цифровую. Например, процедура оплаты «фейс-пэй», внедрённая в октябре в московском метро – опыт, который внедрён ВТБ совместно с Московским правительством. Есть и другие наработки, у Сберегательного банка и других, кто продвинут в цифровизации. Инвестируя в транспортную инфраструктуру, эти банки могли бы привносить и опыт цифровизации; важен и опыт экспертизы по правильному составлению финансовых схем. Проекты, которые осуществлял ВТБ – Западный скоростной диаметр в Петербурге, ЦКАД – это проекты от дизайна, с циклом строительства и эксплуатации, которые повышают спрос на инвестиции. Планируется продажа крупного пакета акций компании, которая занимается эксплуатацией ЗСД, ближневосточному инвестиционному фонду; подобные сделки состоялись в аэропорту Внуково и на других объектах. Инвесторы интересуются крупными пакетами инфраструктурных объектов – например, пакетом 70 проектов платных автодорог, большими аэропортами. По его словам, банк готов привлекать частных инвесторов, их интерес сохраняется, наработана экспертиза и есть цифровые технологии, есть деньги. Правительство может более агрессивно привлекать банки к этой работе, шире информировать о проектах. Мировой рынок сегодня не закрыт, при всей сложности, и зависит от того, насколько транспортники готовы работать с частным сектором, – считает Андрей Костин.
Актуальная тема – экология. Строительство западного скоростного диаметра в Петербурге позволит сократить количество топлива примерно на 75 тыс. литров в день – что равносильно сокращению выбросов углекислого газа ежесуточно на 170 тонн. Банк приступил к первому этапу строительства широтной магистрали в Петербурге, она выведет примерно 200-250 тыс. автомобилей за пределы центра города, эффект будет такой же. Поэтому проекты развития транспортной инфраструктуры собственно и создают благоприятные условия для экологического развития. Андрей Костин предложил идти в этом аспекте собственным путём, не копируя западные шаблоны. Например, развивать в автопроме производство автомобилей, работающих на газомоторном топливе: использование газа экологически не уступает электромобилю, если учитывать утилизацию батарей. Проект зелёных облигаций хорош, но нужна мотивация, чтобы в том числе частный инвестор массово покупал эти бумаги. Возможно, это налоговые льготы, которые компенсируют несколько меньший доход; это может быть порядок приёма таких бумаг Центробанком в рамках сделок РЕПО.
Железный поток
Глава РЖД Олег Белозёров подчеркнул, что форум проводится в непростое время, но это лишний раз подчеркивает, что транспортникам нужно обсудить серьезный документ. Железнодорожники разделяют интерес к новой стратегии, она получилось действительно транспортной, а не отраслевой. Сегодня можно качественно оказать услугу и создать комфортные условия грузоотправителем и пассажирам лишь при взаимодействии с базисом – в чём и поможет цифровизация, отражённая в документе. Все амбициозные цифры РЖД не пугают – в компании традиционно справляются со всеми поручениями Президента и Правительства, и вопрос не в выполнении, а в объеме перевыполнения. Стратегия будет дополняться, цели будут формироваться еще более амбициозные, и это нормально. Несколько лет назад на ряде международных встреч принимались решения о транзите Китай – Европа, через Казахстан, Россию и Беларусь. Шесть тысяч контейнеров было в 2011 году, в 2020 – порядка 670 тысяч контейнеров. К концу года ожидается результат – 1 млн контейнеров в транзите. Есть и огромный задел в контейнеризации, для улучшения обслуживания российских грузоотправителей. В прошлом году рекорд перевозки составлял более 5,5 млн TEU, в этом году ожидается выход за 6 млн.
В целом в рамках Стратегии несколько составляющих обращают на себя внимание. Это универсальность железной дороги – раньше основным подвижным составом был полувагон, сегодня это платформа. Появились новые способы перевозки, например в биг бэгах, эта форма оказалась удобна для потребителей, во что никто не верил. К 2024 году нужно перевести 1,7 млн контейнеров, а к 2035 году выйти на 3,4 млн. контейнеров. Цифра могла быть и больше, сегодня в ходу уже порядка 680 контейнерных поездов каждые сутки; два года назад было всего 200 поездов.
Олег Белозёров обрати внимание на необходимость выполнения Стратегии в комплексе, без изъятий. Цифровизация не терпит частичности, фрагментарности – об этом говорит опыт РЖД по формированию собственной цифровой стратегии. «Цифра» дала возможность меньше взаимодействовать с клиентами, избавила от необходимости заполнять документы при пересечении границы. Сейчас задача более амбициозная – перевести до 90 % документооборота.
Олег Белозёров напомнил, что в мир пришёл ренессанс железных дорог – на сегодняшний момент все страны осознали, что этот транспорт самый экологичный и быстрый. Он меняется, впитывает новые технологии. Ещё несколько лет никто не говорил о квантовой связи на железной дороге, но в мае 2021 года запустили первую в стране квантовую сеть – она уже вторая по длине в мире, это новые конкурентные преимущества. Зеленые технологии, экология – тоже постоянно в повестке РЖД. На сайте РЖД при перевозке можно посмотреть, сколько экономится при перевозке электровозами по сравнению с другими видами транспорта.