Прошедший год для отечественной атомной промышленности стал особенным: отрасль отметила 75-летний юбилей. Главный подарок атомщики сделали себе сами, традиционно выполнив все взятые обязательства и выйдя за рамки привычных компетенций. Читатели РЭА вероятно, согласятся: сегодня созданы все возможности, чтобы ближайшие 75 лет прошли не менее ярко и результативно. Подводя итоги 2020 года в интервью каналу «Россия-24», генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев подробно рассказал об этих и других направлениях, как напрямую затрагивающих Концерн, так и общих для всей отраслевой единой команды.
Алексей Лихачев начал с главного: по его словам, 2020 год научил еще больше ценить людей. Сберегая коллектив, нужно было вместе учиться работать в новых непредсказуемых условиях. Переходя к производственным итогам, именно благодаря этому диалогу с людьми Росатом выполнил все производственные показатели, по многим достигнуты очередные рекорды. Пандемия оказала влияние на нашу работу, но практически по всем направлениям превышены плановые показатели, установлены рекорды. Алексей Лихачев упомянул пуски блоков ВВЭР-1200 поколения «3+»: первого блока на Белорусской АЭС и второго блока на ЛАЭС-2, а также отметил ввод в промышленную эксплуатацию ПАТЭС.
Особо Алексей Лихачев остановился на генерации. В электроэнергетике установлен очередной рекорд: более 215 млрд. кВт∙ч; превышена атомная выработка Советского Союза, когда в баланс входили атомные энергоблоки РСФСР, Украины, Армении и Прибалтики. Теперь этот объем вырабатывается АЭС Концерна «Росэнергоатом» на территории России. В портфеле управления Росатома появилась ветроэнергетика: действует первая станция в Адыгее.
Знание – сила
В 2020 году ядерные технологии получили оформление как национальный приоритет: появилась комплексная федеральная программа «Развитие техники и технологий в области использования атомной энергии», рассчитанная до 2024 года. Росатому предстоит работать по четырем направлениям, каждое из которых непосредственно связано с атомной энергетикой будущего, это развитие двухкомпонентной ядерной энергетики с замыканием топливного цикла, создание новых материалов для энергетических проектов, создание реакторов средней и малой мощности, создание управляемого термоядерного синтеза и развитие плазменных технологий.
Проект, стартовавший в 2020 году, – центр математики и физики в Сарове. Алексей Лихачев напомнил, что мы должны не только учить наших студентов и давать им тягу к знаниям, но и мотивировать на высшие нобелевские достижения, создав условия для работы в нашей стране. Во время визита в Саров Президент РФ выслушал предложения Росатома, как саровские мощности можно использовать для научных исследований новой физики, создания новых математических моделей, и принял необходимые решения, чтобы такой центр появился в Сарове в открытой зоне рядом с ЗАТО. Центр создан по инициативе Правительства РФ, РАН, Росатома, Курчатовского института, МГУ как «точка сбора» новых физиков. Есть идея создания так называемой супер-С-Тау фабрики: это электрон-позитронный коллайдер, который позволяет отвечать на главные вызовы современной науки. Глава Росатома выразил благодарность президенту и партнерам за поддержку этой идеи.
В пору рабочую пашут и ночью!
Комментируя строительство за рубежом, глава Росатома отметил, что «за исключением небольших шероховатостей» все зарубежные стройки находятся в плановых показателях, активно набирают мощность. Практически нет заметной временной задержки в реализации наших зарубежных проектов. Происходит большой разворот работ в Турции, в Бангладеш также пришла «страда», когда на обоих блоках задействовано максимальное количество людей. Туда доставляется мощное оборудование для монтажа и перехода к пусконаладочным работам. В течение 2022–2023 годов эти работы будут осуществлены. Алексей Лихачев подчеркнул при этом, что наш портфель заказов на зарубежные контакты в пределах 10 лет должен пополняться. Для этого нужно подтягивать компетенции и предлагать законченный, полностью локализованный в РФ продукт. Для этого кратно нарастили свои мощности в машиностроении, в этом году результаты даже выше некоторых советских показателей по атомному машиностроению. Изготовлены три корпуса реакторов на Атоммаше в Волгодонске, 18 парогенераторов, такого не было на пике развития отрасли в советские годы.
Суровый бой, ледовая дружина
Государство поручило Росатому ряд новых направлений. Прежде всего, это развитие Северного морского пути, нового транспортного логистического маршрута из Европы в Азию: здесь Росатом выступает единственным инфраструктурным оператором, на Госкорпорацию возложена координация многих задач. Это создание новой спутниковой навигационной системы, возведение новых портов и терминалов, строительство новых ледоколов.
Алексей Лихачев отметил, что 2020 год был успешным для ледокольного флота: в 2020 году Росатомфлот пополнился очередным ледоколом проекта 22220 «Арктика», который уже выполняет проводки судов. По дороге из Петербурга до Мурманска «Арктика» зашла к Северному полюсу и даже на 50% мощности преодолела все ледовые преграды. С волнением ждали подъем флага на этом головном судне проекта 22220 – это самые мощные ледоколы в мире и огромный фактор развития нашего судостроения. Благодаря этому заказу Балтийский судостроительный завод стал другим. Ранее в его обновление внесла свою лепту ПАТЭС, и в случае решения Правительства РФ Росатом будет предлагать строить флотилию плавучих АЭС на мощностях, где их изготовление уже освоено. Кроме головного ледокола, на разных стадиях изготовления находятся четыре серийных судна проекта 22220 – «Сибирь», «Урал», «Якутия», «Чукотка» (заложена в конце 2020 года). Однако Росатом обсуждает с Правительством РФ и соответствующими министерствами возможность продления этого заказа, поскольку нарастает объем перевозок, международный транзит только за прошлый год удвоился. Целевые показатели перевозок по Севморпути составляли 29 млн тонн, но в середине декабря уже достигли 32 млн тонн. Есть основания надеяться, что они опережающими темпами будут расти и дальше, а значит, есть потребность в опережающем развитии арктического флота.
Росатом участвует в создании оборудования по сжижению природного газа. Один СПГ-насос ОКБМ им. Африкантова уже создан и запущен непосредственно на Ямале; создается уникальный, первый в стране отечественный стенд для испытания СПГ-насосов в НИИЭФА им. Ефремова. Росатому интересна работа с нашими добывающими топливно-энергетическими компаниями, и вероятно, что им тоже: в лице Госкорпорации они получают долгосрочного партнера по многим направлениям. Есть идея проекта «Умная Арктика»: объединение в единый информационный портал информационных ресурсов начиная от изучения погодной и ледовой обстановки и заканчивая производственными вопросами. Планируется максимально задействовать искусственный интеллект, методы математического прогнозирования и обработки для оптимизации всех бизнес-процессов, чтобы более эффективно осуществлять деятельностью в арктической зоне.
Один из трендов – АЭС малой мощности. Алексей Лихачев напомнил, что с 2019 года в Певеке работает ПАТЭС с энергоблоком «Академик Ломоносов» – классический вариант малой станции на 70 МВт (э). 23 декабря 2020 года подписано соглашение с Правительством Республики Саха (Якутия) о строительстве в Усть-Янском улусе наземного атомного блока малой мощности. Концепция позволяет реализовать модульную достройку с шагом в 100 мегаватт для наращивания необходимой мощности. С федеральным правительством прорабатывается вопрос создания флотилии плавучих АЭС, в том числе с применением реакторов РИТМ: Алексей Лихачев выразил надежду, что это решение будет принято в 2021 году.
Материальные интересы
Кроме искусственного интеллекта и нового импортозамещающего оборудования, Росатом занимается разработкой новых материалов. Что касается новых материалов, мы быстро почувствовали заинтересованность в этой работе огромного количества промышленных, инновационных, научных организаций. Наша «дорожная карта» превратилась фактически в мастер-план развития новых материалов и веществ в принципе; наметились мейнстримы в коммерциализации разработок. Основные направления – углеволокно и новые композитные решения. Продемонстрирован огромный интерес к аддитивным технологиям – в декабре открыт первый центр в Москве. Планируем в год открывать по таком центру, полностью на российском оборудовании.
Направление, связанное с редкими и редкоземельными металлами, в сфере атомщиков было всегда: Минсредмаш, предтеча Росатома, активно занимался не только добычей и разработкой урановых месторождений, но и теми же редкими, цветными, драгоценными металлами. Так, по оксиду скандия (материал высокотемпературной керамики) мы уже вышли на объем 500 кг в прошлом году и далее будем увеличивать добычу до 1,5 тонн. Весь мировой рынок оксида скандия составляет около 15 т, то есть в ближайшее время мы выходим на 10% предложения на мировом рынке. Новые конструкционные материалы, создание материалов под определенные конструкционные задачи, поиск веществ для микроэлектроники – все это прописано в «дорожной карте». Алексей Лихачев подчеркнул, что это уже фактически не проект Росатома, а национальный проект, в реализацию которого мы направляем свои компетенции и организационную поддержку. Такой национальный кластер новых материалов и веществ уже начал работу в 2020 году.
Ядерный щит против COVID
Еще одно направление, которое развивает Росатом, – ядерная медицина. Мы остаемся лидерами и держим в разных сегментах от 20 до 40% мирового рынка в поставке радиоизотопов, но следующая задача – переводить эту работу к более маржинальным, высокодоходным и технологичным продуктам, таким как радиофармпрепараты и средства их доставки. Надеемся в первую очередь в Обнинске создать современное предприятие, которое поможет бороться с «чумой нашего века» – онкологией. Последние годы нам дали результат в создании определенных медицинских приборов. Хотел бы отметить «Тианокс», который позволяет из обычного воздуха получать ингаляционный оксид азота для лечения легочных патологий. В период пандемии и большого количества легочных осложнений терапия оксидом азота стала очень востребована, это изобретение многим спасло жизнь.
Говоря о медицине и коронавирусе, Алексей Лихачев затронул прививочную кампанию. В Росатоме есть критически важный персонал: работники ЯОК, операторы блочных щитов управления на АЭС (персонал, задействованный для управления атомными и производственными установками), это руководство предприятий (в ходе эпидемических мероприятий сформирован резерв дублеров). Активно проводится вакцинация, первые 3 тысячи вакцин поступили еще в декабре, планируем привить около 94 тыс. человек в течение января – февраля. Это не только сотрудники Росатома, но и работники первой группы риска в городах присутствия – врачи, учителя, работники муниципальных служб.
В продолжение этой темы Алексей Лихачев напомнил о системе «Умный город»: в стране развивается несколько таких разработок, но наша видится наиболее приемлемой по соотношению цены и качества. В период пандемии в 10 наших городов этот продукт поставили бесплатно, чтобы высвободить муниципалитетам средства на борьбу с пандемией. Поставили эту систему и в город Усолье-Сибирское, где по поручению Президента РФ Росатом был задействован для решения экологических проблем и реализации социальных проектов.
Экология – часть экономики
В национальном проекте «Экология» Росатом применяет компетенции в сфере обращения со сложными промышленными отходами первого и второго классов опасности, которые оставили после себя промышленные предприятия страны. Сейчас таких площадок четыре: территория брошенного Байкальского целлюлозно-бумажного комбината; полигон для хранения промышленных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области, челябинское экологическое наследие и территория бывшего химического производства в городе Усолье-Сибирское Иркутской области, где уже в 2020 году Росатом добился существенных результатов. Работы выполнены с опережением, не дожидаясь новогодних праздников, по некоторым мероприятиям уже приступили к работам 2021 года.
Хорошая новость 2020 года: площадка «Усольехимпром» больше не опасна для жителей региона. Катастрофы удалось избежать, проведены неотложные работы, но еще предстоит немало – токсичное «наследие» пока не ликвидировано. Огромные объемы накапливались с 1930-х годов, без малого на протяжении столетия. Нужно было выходить на объект в отсутствие и проекта, и даже описания, что происходит на площадке. Правительство РФ вышло с инициативой, Президент РФ принял решение задействовать Росатом, и уже в августе 2020 года были развернуты работы. Огромную поддержку оказали Минобороны и МЧС; первые объемы даже перевыполнили в прошлом году. Опасный первоочередной объект – цех ртутного электролиза, вся надземная часть уже ликвидирована, идет проработка грунтов. Изолирована большая нефтяная линза буквально в нескольких метрах от реки Ангары – паводка уже можно не бояться. Но впереди проект, а затем работа по ликвидации всего этого наследия.
«Усольехимпром» не единственный объект Росатома в экологическом направлении. Важнейшая задача – создание всей системы оборота промышленных отходов первого и второго класса опасности, создание семи заводов и системы транспортировки. Объект в завершающей стадии – свалка на территории Челябинска. В начальной стадии – полигон «Красный Бор» Ленинградской области. Недавнее решение – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат; там есть вызывающие озабоченность линзы со шламоотходами, и решение нужно искать на ходу.
За работу, товарищи!
Говоря о задачах на перспективу, Алексей Лихачев напомнил, что Росатом живет длинными циклами; мы планируем на 50 и даже 100 лет. Но каковы задачи ближайшей перспективы? Мы на сегодняшний день точно понимаем свой «портрет-2030» исходя из нынешних условий, хотя 2023–2025 годы могут нас поправить (возможно, что и в «амбициозную» сторону). Пока Росатом видит задачу увеличения в три раза нашей выручки в валюте; другой вес новых продуктов (под 50% процентов выручки); другой удельный вес зарубежных проектов (до 60% общей выручки на внешних рынках). И конечно, цель – другое лидерство наших технологических направлений. Мы уже входим в топ-3 ведущих атомных корпораций мира, но нужно войти в топ-3 и топ-5 в ряде других направлений, начиная с новых материалов и заканчивая такими направлениями, как международная логистика, глобальные перевозки, управление экологическими рисками, работа с экологическим наследием, цифровая и квантовая тематика.
Алексей Комольцев для журнала РЭА