О практических аспектах развития направления «Водородная энергетика» в Госкорпорации «Росатом» рассказывает Антон Москвин, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз»
– Мы верим в будущее водородной энергетики как на внутреннем рынке страны, так и за ее пределами. Оценка экспортного потенциала России в области водородной энергетики показывает, что мы можем стать одним из ключевых игроков в формирующихся цепочках мирового производства и потребления водорода, причем это должны быть поставки не только самого газа, но и технологии его производства, хранения и потребления. От роли сырьевого лидера необходимо переходить к лидерству технологическому.
Почему стоит верить, что у водородной энергетики и экономики есть большие перспективы? Оценки могут различаться, но главное, что внушает нам уверенность, – динамика, с которой разрабатываются разносторонние меры поддержки этого сектора. Мир занимается этими технологиями уже несколько десятилетий, но лишь в последние годы, в связи с обострившейся зеленой повесткой и сложностями развивающегося сектора ВИЭ, водород получил новую поддержку и волну интереса. По нашим оценкам, эта динамика сохранится в течение, как минимум, ближайших 10 лет.
Анализ программ стран, развивающих водородные программы, позволяет определить несколько лидеров. Это в первую очередь Германия с сильной национальной стратегией как в области экологических программ, так и водородной энергетики: утверждены меры поддержки, озвучены бюджеты на реализацию проектов. На сегодняшний день Германия – одна из наиболее активных стран ЕС, готовых как к технологической, так и сбытовой кооперации с российскими компаниями, при этом мы ведем активный диалог и с другими потенциальными партнерами, например с Францией. В ряду других мировых лидеров Япония и Южная Корея; с этими странами у нас также выстроен диалог по этому направлению. На Ближнем Востоке Саудовская Аравия объявила о намерении стать одним из крупнейших производителей зеленого водорода в мире. Кроме того, эта тема развивается в Латинской Америке и Африке.
Есть различные прогнозы развития водородного рынка. Это уже сейчас востребованный продукт, но спрос в основном кэптивный: водород производится крупными производственными комплексами для собственных нужд и потребляется без активных транспортных операций. Безусловно, мы ожидаем развития коммерческих взаимоотношений участников рынка. Тем самым будет стимулироваться конкуренция, технологическое развитие и формирование международных цепочек поставки. В водородной программе Росатом сделал ставку как на экспортные водородные проекты, так и на локальное производство и поставки водорода на местах промышленного потребления под ключ, в Европе такие проекты декарбонизации промышленности уже активно получают развитие.
Сравнение заявленных потребностей стран в водороде показывает, что Япония является одним из безусловных лидеров: эта страна одной из первых заявила о приоритете водородной энергетики. В то же время к 2030 году объемы потребления здесь останутся небольшими по сравнению с Южной Кореей и Германией: ФРГ прогнозирует общий объем спроса к 2025 году в объеме 10 млн тонн (реализация зависит от возможности предложения водорода по целевым ценам, заложенным в прогнозы).
Развиваются не только государственные программы: в корпоративном секторе мы также видим активную динамику. Международный совет по водороду, созданный несколько лет назад инициативными компаниями-основателями, в настоящее время вырос в несколько раз, сейчас в его составе более 100 организаций. Показательно, что многие заявляют не только о векторе развития, но и о конкретных вложениях в пилотные проекты. Активизировались слияния и поглощения, идет консолидация бизнесов. О приверженности водородному направлению заявляет и наш французский партнер, крупнейшая в мире компания – оператор АЭС EDF. Той же линии придерживается ведущая американская эксплуатирующая организация атомных станций EXELON.
Несмотря на продолжающиеся работы по оценке перспектив рынка, уже можно с уверенностью сказать, что водород будет играть все большую роль в экономике стран мира. В Росатоме на сегодняшний день направление «водородная энергетика» – одно из приоритетных для научно-технического развития и бизнес-стратегии. Прежде всего, мы активно поддерживаем развитие водородной энергетики внутри страны. Тема внутреннего потребления должна развиваться, поскольку собственный рынок – это основа для эффективного экспорта.
В то же время в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации до 2035 года другим приоритетом является создание экспортно ориентированной отрасли и вхождение России в число мировых лидеров по производству и экспорту водорода. Участвуя в целом ряде межведомственных рабочих групп под кураторством ключевых федеральных органов исполнительной власти России, мы видим, что в последний год приоритет водорода признан в Минэнерго, Минпромторге, Минэкономразвития – это большой шаг к формированию инструментов поддержки водородных проектов. Показательно, что водородная энергетика вошла в список приоритетных тем Александра Новака на посту вице-премьера. Уверен, что при такой поддержке на самом высоком уровне уже в ближайшее время в России будут реализованы первые демонстрационные проекты коммерческого применения водорода.
Говоря о роли Росатома, мы работаем над становлением компании в качестве интегратора и драйвера развития сектора водородной энергетики в РФ, а также в качестве технологического лидера и девелопера проектов. Стратегический приоритет для Росатома – развитие конкурентоспособных на мировом уровне технологий производства водорода, а в краткосрочной перспективе -– развитие компетенций и услуг инжиниринга, а также разработка инфраструктурных интегрированных решений.
Продукты, которые мы планируем предлагать рынку уже через несколько лет, – это непосредственно водород, произведенный без выбросов углекислого газа или с их улавливанием и утилизацией, а также соответствующее оборудование для его производства, хранения и транспортировки. В фокусе сегодня – экологичные технологии, и мы полностью ориентированы на их создание. Госкорпорация «Росатом» обладает существенным технологическим и научно-исследовательским потенциалом по развитию основных методов производства водорода – как паровой конверсии метана, так и электролизного производства. Часть технологий мы развиваем самостоятельно в рамках масштабной программы НИОКР, но при этом мы также открыты для предложений о партнерстве. Мы считаем водородную энергетику драйвером международной кооперации.
Остановимся подробнее на программе НИОКР Росатома по водородной энергетике. В Госкорпорации идет работа по развитию матричных щелочных электролизеров, установок паровой конверсии метана, композитных баллонов, полимерных топливных элементов. Полагаю, что уже в ближайшие несколько лет Росатом представит конкурентоспособные продукты не только российского, но и мирового уровня. Целевые технические и коммерческие параметры, которые ставятся для разработчиков, ориентированы на лучшие образцы из доступных и разрабатываемых на рынке, а также на потребности потребителей, что является ключевым условием будущей конкурентоспособности отечественных решений.
Отдельно отмечу работы по созданию высокотемпературного газоохлаждаемого реактора; мы можем говорить о том, что в случае подтверждения динамики роста коммерческого рынка водорода, а также после преодоления существующих барьеров в виде необходимости улавливания углекислого газа и решения вопросов транспортировки водорода на дальние расстояния мы увидим начало масштабного экспорта водорода, произведенного на АЭТС с ВТГР.
Несколько слов о проектах. Первый, над которым мы начали работать в 2019 году, – это разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) организации железнодорожного сообщения на водородных топливных элементах на Дальнем Востоке. У Сахалинской области действительно есть все предпосылки для формирования водородного кластера, где могут быть реализованы не только проекты развития железнодорожного транспорта на водороде, но и другие проекты, которые будут способствовать развитию безуглеродной экосистемы в регионе. В их числе перевод на энергию водорода коммунального, коммерческого, водного и железнодорожного транспорта. Есть потенциал использования водорода в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, а также в энергообеспечении удаленных объектов. Более того, учитывая территориальную близость к внешним потребителям в регионе АТР, можно говорить о перспективе экспортных поставок. В таком кластере естественным образом возникнут центры компетенции по водороду; обсуждается соответствующая линия развития С
ахалинского университета, на базе которого могут быть реализованы образовательные, научные и инжиниринговые программы, подготовка специалистов по эксплуатации, маркетологов с пониманием рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для проработки экспортных проектов.
Примеров таких кластеров, в том числе по водородной тематике, в мире немало; большинство реализуется через совмещение государственной поддержки и бизнес-инициативы. И действительно, развитие программ государственного стимулирования развития водородной энергетики – это ключевой фактор успешного старта пилотных проектов по водороду на коммерческом рынке. Мы наблюдаем, как государственные фонды и организации по всему миру внедряют механизмы по поддержке проектов, способствующих сокращению выбросов углекислого газа, и водородная энергетика не исключение.
Технологические и экономические предпосылки для формирования водородных кластеров есть и в других регионах. Мы выстраиваем сотрудничество с Санкт-Петербургом (водный транспорт); есть интерес к развитию в Москве (муниципальный транспорт). В рамках пилотных проектов нужно вести работу с федеральными органами исполнительной власти как по мерам поддержки, так и по развитию нормативной базы.
В 2019 году состоялось подписание соглашения с Министерством промышленности, торговли и инвестиций Японии о разработке ТЭО поставок водорода в эту страну, которое планируется завершить в середине 2021 года. Вместе с выстраиванием локальной водородной отрасли Япония в полной мере открыта к импорту водорода. Говоря о России, у нас есть все предпосылки, чтобы стать конкурентоспособным девелопером водородных проектов и его поставщиком. Главная задача – обеспечить конкурентоспособность технологий, наладить цепочки кооперации и поставок, сформировать сбытовые партнерства. Безусловно, активная позиция – это один из ключей к успешному развитию направления водородной энергетики в Росатоме.
Алексей Комольцев для журнала РЭА (по материалам доклада)