Фото: https://smotrim.ru/article/4856690
Несмотря на жесткую экономическую войну, развязанную коллективным Западом, 2025 год стал победным для Росатома. Такое мнение в интервью телеканалу «Россия 24» высказал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Победы счётные и несчётные
– Год был сильно непростой, но все-таки победный, несмотря на все сложности и жесточайшую экономическую войну, – отметил Алексей Лихачёв. Прежде чем перейти к итогам, генеральный директор Росатома прокомментировал результаты Всемирной атомной недели и атомного форума, который проходил как раз на том же месте, где записывали интервью – в павильоне «Атом» на ВДНХ. Алексей Лихачёв напомнил, что в сентябре 2025 года лидеры ряда государств и руководители влиятельных международных атомных организаций провели очень серьезный разговор не только с оценкой сегодняшнего положения, но и обсудили долгосрочные перспективы развития, новый технологический атомный ландшафт в мире. Лидировал в этой работе Владимир Путин, председательствовавший на заседании. Спектр мнений разных стран (в том числе были представлены и члены НАТО) показал, что главные измерения – это не просто востребованность, но безальтернативность развития атомных энергетических технологий для планеты. Недаром уже XXI-е столетие окрестили «веком электричества», которое надо вырабатывать устойчиво и приемлемо по цене. Нет другого подхода к решению этой задачи, кроме развития атомных технологий, – считает Алексей Лихачёв, – и поэтому Росатом предлагает альянсы и долгосрочные партнерства настроенным на сотрудничество странам. Второе измерение итогов глобального атомного форума – отсутствие технологической колонизации, приглашение к равноправному сотрудничеству. Это то, что отличает российскую сторону, позволяет развиваться и странам-новичкам, и уже обладающим ядерными технологиями.
Что касается результатов года, Алексей Лихачёв отметил и «счётные», и «неисчисляемые» результаты. Достигнуто перевыполнение запланированной выработки электроэнергии. Коэффициент использования установленной мощности превысил 87 %, это рекордный показатель для отрасли, он означает, что из 24 часов АЭС работали 21 час на 100 % мощности. Весь год Росатом прожил в рамках решения Президента и Правительства о размещения атомных энергомощностей до 2042 года. Предстоит построить больше станций, создать больше мощностей, чем есть сейчас – то есть создать еще одну атомную энергетику за 20 лет. Это вызов, из 18 строительных площадок на 9 уже вышли строители. В сумме Росатом строит в России 20 энергоблоков, включая малые.
АЭС заграничные и приграничные
Шла работа и на зарубежных площадках – в Китайской Народной Республике, Египте. Некоторые стройки попали в «санкционную мясорубку». Это, конечно же «Пакш» в Венгрии, где было практически прекращено финансирование ввиду решений западных стран. Большое давление испытал турецкий проект, где отказался от поставок турбогенератора ключевой партнёр, 2 млрд долл. инвестиций были заморожены, разрушена система платежей. Но Росатом ни на минуту не останавливался и продолжит делать всё возможное, чтобы атомная энергетика в Турции стала реальностью в 2026 году. Госкорпорацию в этой работе поддержал Президент, Правительство сделало все возможное, чтобы работа шла в соответствии с планами. Эти решения не только вдохновили, но и дали конкретные такие рычаги для продолжения работы.
Практически готов к началу пусковых работ первый блок АЭС «Руппур» в Бангладеш, ожидается решение бенгальского регулятора. Также ожидаются физические пуски на блоках № 7 Тяньвань, № 3 Сюдайпу. Уже в феврале ожидается очередной «первый бетон» на площадке Пакш. Росатом вышел на площадку исследовательского реактора в Вьетнаме, идёт перезагрузка контракта по строительству двух крупных энергоблоков АЭС во Вьетнаме.
Также Росатом активно развивает сотрудничество со странами Евразийского союза. Строители вышли на площадку в Узбекистане по строительству двух энергоблоков ВВЭР-1000, на площадку Казахстана – для изысканий под блоки ВВЭР-1200. Отрабатываются механизмы реализации третьего блока АЭС в Беларуси, экономика Республики готова к принятию этого электричества в 2030-х.
Что касается Запорожской АЭС, откуда продолжали приходить тревожные новости, Алексей Лихачёв отметил: прошлый год вселил надежду, что уже не за горами её возвращению в работу. Получены лицензии для персонала и для источников на станции, лицензия на эксплуатацию первого блока. Это значит, что технически и юридически станция приближается к готовности производить энергию. Нет никакого сомнения в её безопасности на сегодняшний день. Главная задача, она же мечта – как только позволит обстановка, начать «поднимать» станцию и вырабатывать электроэнергию, которую ждут на Донбассе, в Новороссии. Владимир Путин дал понять, что в случае, если озабоченности России будут сняты и цели СВО достигнуты, то возможно говорить о международном сотрудничестве в коммерческом аспекте работы Запорожской АЭС. Росатом к этому готов, но Алексей Лихачёв подчеркнул, что обеспечить безопасность и эксплуатацию станции может лишь российская эксплуатирующая организация, действующая по российскому законодательству. Только Россия способна обеспечить эксплуатацию этого сложнейшего атомного объекта с 6 ГВт блоков советско-российского дизайна, самую крупную в Европе и одну из крупнейших в мире. «Это те ВВЭР, которые мы знаем как свои пять пальцев, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить безопасную работу эксплуатации станции», – подчеркнул Алексей Лихачёв. Что касается продажи электроэнергии, в том числе на территорию Украины – это может быть предметом переговоров, американская сторона демонстрирует интерес к этой работе, а российская сторона отвечает взаимностью в вопросе коммерческого использования, при соблюдении всех интересов нашей страны.
Значимая часть российских АЭС расположена на юго-западе страны. В первую очередь Курская АЭС стала предметом неприкрытых атак, на эту и другие станции «прилетало» и по ЛЭП, и по «большому хозяйству». Алексей Лихачёв подчеркнул, что работники Концерна «Росэнергатом» выдержали все эти испытания мужественно, показали уникальные результаты по выработке энергии и в целом по эффективности работы, несмотря на угрозы. «Отдельным подвигом» Алексей Лихачёв отметил продвижение к запуску первого блока Курской АЭС-2 (интервью записывалось накануне Нового года, 31 декабря первый энергоблок Курской АЭС-2 был успешно синхронизирован с сетью).
Племя младое
«Коллективный разум» Росатома, как отметил Лихачёв, назвал 2025 год «Годом решения нерешаемых проблем». Если что-то и не удалось, по крайней мере, создана платформа для дальнейшего движения вперед и выхода на траекторию устойчивого развития. Росатом превысил запланированную выручку, в 2025 году половину её принесли проекты и направления, которые созданы в последние годы (таких проектов уже более ста). Отлажено сотрудничество с целым рядом традиционных партнеров, в первую очередь с Курчатовским институтом – разработан ряд новых программ, особенно в ядерной медицине и в термоядерном направлении (это «послезавтрашний» день атомной энергетики). Развивается альянс с Роскосмосом в отдельном федеральном проекте, создаются энергетические мощности для лунной космической станции, двигатели мегаваттного класса для космических кораблей. Это вклад атомной энергетики в освоении ближнего и дальнего космоса, прототип такого двигателя должен быть создан до 2030 года.
Отдельно Алексей Лихачёв остановился на завтрашнем дне атомной энергетики – создании реакторных систем четвёртого поколения. Замыкание ядерного топливного цикла более не воспринимается как фантастический план развития, а всё чаще звучит в документах, повестках встреч. Модуль фабрикации и рефабрикации топлива в Северске уже эксплуатируется; Росатом делает всё, чтобы реактор БРЕСТ тоже был пущен в установленные сроки. Далее Госкорпорация будет масштабировать и тиражировать отработанные решения в более мощных реакторах гигаваттного класса, создавая распределенную систему переработки и рефабрикации отработавшего топлива, повышая при этом уровень безопасности реакторов. Установки с металлическим теплоносителем обладают более защищенными характеристиками с точки зрения безаварийности, – напомнил Алексей Евгеньевич. Партнёрам предлагается присоединиться к этому проекту, соответствующие вопросы уже записаны в межправительственных документах, например с КНР, с Индией есть межведомственные договоренности.
Финансы дают нам шансы
Алексей Лихачёв отметил, что любой серьезный технологический проект – капиталоемкий. АЭС имеет подтвержденный регулятором период работы 60 лет. На больший срок статистики нет, но есть уверенность, что каждый из новых блоков сможет работать до 100 лет. Поэтому и финансово-экономические модели сложны, с очень длительным циклом, долгим периодом возврата инвестиций. Это заставляет особым образом относиться к привлечению ресурсов. Планы Росатома состояли в привлечении на рынке 120 млрд руб., удалось привлечь 200 млрд. Это значит, что инвестор доверяет Росатому, Госкорпорация получила наибольший возможный рейтинг в Китайской Народной Республике и ведет работу по привлечению финансирования в юанях, готовится к выпуску облигаций. Идет разговор о привлечении инвесторов для Аккую. Внутри России тоже очень много (десятки тысяч) партнеров, тысячи проектов. Есть и планы по IPO компаний, которые входят в Росатом, они требуют определенной подготовки. Выход на IPO начнется с медицинских компаний. В текущем году планируется IPO компании «Медскан».
Под Полярной звездой
Планируется привлечение внешних инвестиций и для развития Северного морского пути. Все активности на Севморпути, и атомно-ледокольный флот, и инфраструктурные решения – под «многократным слоем» западных санкций. Это оказывает влияние на сроки реализации арктических проектов. Однако впервые в декабре 2025 года в море было одновременно 8 ледоколов, они полностью удовлетворили все потребности и эффективно помогли не только проектам, которые реализуются в Росатоме, но и всем, кто решал на северной акватории снабженческие вопросы, проводил транзитные грузы. Хотя в мире говорится о потеплении, в 2025 году ледостав начался раньше на две недели. Это повлияло на объемы перевозок, на востребованность ледоколов. Но транзит растет, это касается и проходящих российских грузов, и международных перевозок. Особенно динамичны контейнерные перевозки, они выросли в два раза и по количеству рейсов, и по объему. Весь мир следил за пилотным рейсом из Китая в Западную Европу – рейс занял 19 суток вместо 38, прошёл абсолютно безопас
но. Китайские друзья «почувствовали вкус» к этому транспортному маршруту, его огромный потенциал. Также Росатом работает с Индией и с другими странами Юго-Восточной Азии. По мере того как страна начнет справляться с санкционным давлением, она получит новый темп роста грузоперевозок на Северном морском пути. Впереди новая задача – от налаженной работы СМП нужно переходить к более масштабной задаче Трансарктического транспортного коридора, охватив всё пространство от Дальнего Востока до портов Северо-Запада, включая Санкт-Петербург, создать коридор с речной, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктурой. Необходимо создать в комплексе опорную транспортную систему, которая гарантирует и международный транзит, и российские экспортно-импортные поставки, и доставку с материка большинства базовых грузов. Это огромный вызов, задачу нужно решать совместно с Министерствами и ведомствами, с РЖД и логистами, которые занимаются международными и внутрироссийскими перевозками. Но Алексей Лихачёв выразил ув
еренность, что если текущее десятилетие 2020-х было «декадой СМП», то 2030-е станут десятилетием Трансартктического транспортного коридора. Об это говорит и международная, и внутренняя востребованность. Ещё один позитивный результат 2025 года – пилотный проект по Северному завозу, главным партнёром стал Чукотский автономный округ. Груз был доставлен раньше, дешевле, точнее. Теперь эту работу планируется масштабировать ещё на шесть северных регионов, им будет предложено участие в этой работе. Такова ещё одна компонента развития и Северного морского пути, и Трансарктического транспортного коридора.
Священный союз с цифрой
Еще одна тема 2025 года, не просто важная, а «многомерная» цифровая безопасность. Критически важно иметь собственное программное обеспечение. Росатом не только производит для себя, но и успешно масштабирует цифровые решения на другие отрасли. За последние годы Росатом вложил в собственную цифровизацию более 200 млрд руб., в части критически информационной инфраструктуры достигнуто 100% импортозамещение. В части основных направлений программного обеспечения Росатом идёт выше плановых показателей. В первую очередь речь о тяжёлом, сложном промышленном программном обеспечении, системе «Логос». Ещё одна тема – вычисления завтрашнего дня, задельные направления по созданию гибридных вычислительных машин с использованием элементов фотоники, разработка квантовых решений, искусственный интеллект. Уже действуют пять ЦОД Росатома по обработке данных. В декабре 2025 года в Вене на площадке МАГАТЭ прошел первый симпозиум по искусственному интеллекту, где собрались мировая атомная и цифровая элита. Складываются альянсы, формируются новые стандарты: информационная среда будущего требует кратного роста энергопотребления. Это нужно учитывать и в мире, и в стране. Для цифровой индустрии союз с атомной промышленностью востребован даже больше, чем востребована атомная энергетика на планете в целом.
За баранку этого атомобиля
Наконец, Алексей Лихачёв рассказал о развитии электромобильного направления. По его словам, в Росатоме подошли к этой задаче «очень комплексно». Во-первых, сразу занялись литиевой цепочкой от добычи лития до утилизации литиевой батареи. Созданы производственные линии по выпуску батарей, в Калининградской области началась опытно-промышленная эксплуатация «гигафабрики», а в 2026 году ещё одна такая же площадка начнёт работу в Новой Москве. Это позволит обеспечивать зарядными батареями до 100 тысяч электромобилей в год. Кроме того, получила развитие сервисная инфраструктура – зарядные системы, станции. Развивается эффективная работа с потребителем по решению проблем зарядки, и это тоже элемент работы Росатома. Также Госкорпорация вошла непосредственно в автомобилестроение. Коллеги, которые делают автомобиль «Атом», пригласили Росатом не только к поставке источников энергии, но и к решению таких задач как создание системы управления, электропривод. Не все решения готовы к промышленному тиражированию, но Росатом уверенно чувствует себя соавтором автомобилестроителей, и многие в Госкорпорации уже готовятся сесть за баранку нового российского электромобиля.