
Работы по добыче и обогащению лопаритовой руды на Ловозерском горно-обогатительном комбинате в Мурманской области. Май, 2024 год Автор фото: Лев Федосеев Копирайт: Газета «Страна Росатом»
Особый режим преференций для арктического бизнеса – так называлась дискуссионная панель форума «Арктика – территория диалога», которая объединила экспертов по развитию льготных экономических режимов – представителей власти и бизнеса. Дискуссия была состояла из трёх частей. Первая – информация о текущих результатах и инициативах, находящихся в работе. Вторая – бизнес-практики и ожидания инвесторов. И третья – предложения по улучшению.
Директор Департамента развития АЗРФ и реализации инфраструктурных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Илья Чернов, представленный модератором как «ключевой идеолог арктических льгот», напомнил, что стратегия развития Арктики была утверждена 5 лет назад. Первый этап уже завершен, одним из ключевых мероприятий «первой пятилетки» стало создание особых условий для ведения бизнеса. В проработке преференций использовался дальневосточный опыт и лучшие практики, их масштабирование удалось в буквальном смысле – АЗРФ стала самой масштабной, крупнейшей в мире особой экономической зоной. В Арктике пересекаются три преференциальных режима – Арктическая зона, «Свободный порт Владивосток» и три территории опережающего развития. Одна из них, ТОР «Чукотка», возникла ещё до старта стратегии развития Арктики, как дальневосточная ТОР; не так давно были созданы в западной части – «Столица Арктики» в Мурманской, и «Столица Севера» в Архангельской области.
Опыт Дальнего Востока планируется перенести в Арктику и в аспекте жилищного строительства, как программу «Арктического квартала». Также обсуждается возможность создания в Арктике промышленных парков по принципам Дальнего Востока. В настоящее время уже реализуются тысячи инвестиционных проектов с мерами государственной поддержки, в объёме более 2 трлн руб. по соглашениям, их них вложено порядка 800 млрд руб. Планируется создание 45 тысяч рабочих мест. Эти результаты меняются в зависимости от экономических условий, и важно услышать, что говорит бизнес: каких льгот не хватает, что нужно для повышения комфорта в условиях Севера.
Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО «ГМК Норильский никель» Андрей Грачев отметил, что важны не только стабилизирующие, но и развивающие меры. Рентабельность стройки и в целом работы в Арктике складывается из ряда факторов. Первый – местоположение: строительство в отдалённых частях страны значительно удорожается сложной логистикой, транспортировкой материалов и оборудования. Второй фактор удорожания – инфраструктура: прокладка коммуникаций сложнее из-за условий вечной мерзлоты. Третий фактор – климат: на материке (как называют в Арктике обжитую и развитую часть страны) строительный сезон в некоторых регионах длится весь год, тогда как в Арктике сезон короткий. Четвёртый фактор – строительство в условиях вечной мерзлоты требует специализированных технологий, особых проектных решений и материалов, устройства свайных фундаментов, их утепления, терморегулирующей системы. В Арктике невозможно использовать типовые проекты, характерные для материка. Наконец, пятый фактор – требования к тепловым характеристикам зданий в условиях полярного климата. Всё это делает строительство дороже; например, устройство свайных фундаментов увеличивает цену здания на 20-40%. Работа в условиях арктической зоны требует создания транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры. Это означает необходимость привлекать долгосрочное финансирование.
Уже неоднократно отмечалось, что одной из точек роста для экономики макрорегиона стали территории опережающего развития, внутри которых действуют налоговые льготы и административные преференции для резидентов. Но для ТОР в моногородах АЗРФ сохраняется ограничение на возможность льготного режима, если инвестор – градообразующее предприятие или дочерняя компания. Поэтому для развития проектов уже действующими игроками необходимо снять это ограничение, сделав так и в Арктике, и в Дальневосточном федеральном округе. Кроме того, привлечь население на северные территории, и дать стимул жилищному строительству сможет представление государственных жилищных сертификатов для работников Арктической зоны.
Советник генерального директора ООО «Валла-Тунтури» Гая Соболев рассказал о туристическом проекте, который реализуется на территории Мурманской области, с поддержкой компании «Норникель». По его словам, сегодня, говоря об Арктике, принято гордиться размером этой зоны, но поскольку закону уже пять лет и он вышел из детского возраста, пора начинать гордиться успехами. Проект Валла-Тунтури стартовал пять лет назад, компания стала одним из первых арктических резидентов и получила весь спектр опыта, эмоций и разочарований в процессе реализации. Главная сложность и вызов, который приходится принимать, создавая туристический проект в арктической зоне – в том, что в отличие от добычных и производственных, туристические проекты зависят от сезона и сценария отдыха туриста, его доставки, питания, обеспечения безопасности. Билет в Мурманск из Москвы порой дешевле, чем поездка по столице в такси – 3700 руб. Но чтобы добраться до места, нужно проехать из аэропорта еще много часов по бездорожью – это и дорого, и портит впечатление. Поэтому в числе улучшений нужны «настройки» базового закона в пользу потребностей туризма. Эти проекты не так быстро выходят на окупаемость, как производственные, но создают мультипликативный эффект – поддерживают на каждое рабочее место ещё семь. Для Валла-Тунтури, создавшего 800 новых рабочих мест, уже появилось около 2000 рабочих мест в обслуживающих и обеспечивающих компаниях. Но вложения инвестора в объект и инфраструктуру ложатся нагрузкой на стоимость проживания, и мало кто выдержит такую доплату.
Важно, чтобы государство выделяло туристические проекты в арктической зоне в отдельные кластеры или сегменты, подстраивая меры поддержки под кластерное развитие. «Норильский никель» профинансировал энергетическое обеспечение проекта «Валла Тунтури» – необходимые 7,5 МВт мощности обошлись в 3 млрд руб. Не все компании могут себе позволить такие вложения. Но теперь сделанные инвестиции позволяют создать целый кластер ещё с десятком туристических проектов, которые также могут стать арктическими резидентами – у полуостровов Рыбачий и Средний, хребта Мустатунтури. Сегодня часть инфраструктуры инвесторы строят сами – это проезды, связь, электричество, но невозможно сделать весь объём инфраструктурных работ. Государству ради становления кластера логичнее принять решение о дорожной инфраструктуре, которая сократит в полтора-два раза время пути между Мурманским аэропортом и объектом. При расчёте вложений в туристические кластеры можно учитывать экономику не отдельного проекта, а всей их совокупности, в том числе влияния на смежные виды бизнеса. Дальнейшие льготы ТОР и АЗРФ будут работать в том случае, если приедут туристы, привлечённые хорошими условиями. Арктика – это вызов для бизнеса, повышенные риски, а для арктического туриста Арктика – это вызов и награда. Но зато, пролетев два часа из Москвы и оказавшись в настоящей Арктике, турист может отдохнуть в комфорте, а между отдыхом совершить мини-подвиг – выбраться на полуостров Рыбачий, посмотреть на оленей, поймать краба (есть участок, где можно устраивать крабовое сафари). Но всё это будет работать, если станет доступно по деньгам.
Какое-то время назад северная часть Кольского полуострова была почти необитаемой, это приграничная территория, на которой важны вопросы безопасности. Проект Валла Тунтури реализуется на территории регламентированного пребывания иностранных граждан. Окупаемости этого и других проектов помогает приезд туристов из дружественных стран – тем более что они и платежеспособны, и выполняют роль амбассадоров Арктики в мире. Но нужно упростить и ускорить процедуры оформления документов для иностранцев, поскольку сроки достигают двух месяцев; часто это приводит к отказу от поездки. Есть хороший опыт в Мурманской области, в Териберке – изменение границ территории регламентированного пребывания иностранных граждан, или оформление документов в более короткие сроки.
Директор по стратегическому развитию ООО «Ивекта Групп» Максим Белов также рассказал о создании сервисного объекта, имеющего непосредственное отношение к туризму. Проект начался с создания автозаправки, которую в процессе развития дополнили объектами придорожного сервиса, логистическим объектом, а затем и культурной составляющей. В кафе можно проводить время у панорамных окон, смотреть на красивые сопки, знакомиться с арктической кухней высокого уровня – с блюдами на основе красной рыбы, оленины и других даров природы (хотя есть и классика фастфуда, позволяющая просто утолить голод). Созданы первые электрозарядки для электрокаров, хотя пока в регионе они единичны. Проект только стартовал, но использует льготы и меры поддержки арктической зоны. В регионе создано уже шесть точек – в Печенгском районе, на Териберке, Ловозере, в Кировске и Апатитах. С 2021 года, когда открылась первая площадка, годовой оборот вырос примерно до 100 млн руб., а в этом году первые месяцы позволяют рассчитывать на 200 млн руб. Внутренняя доходность капитала в среднем составила порядка 15% в год. Мечта компании – выйти за пределы региона и идти дальше по северу России, решая важную социальную задачу – создавать качественный сервис, и заполняя нишу, не интересную крупным корпорациям. При небольшой ёмкости рынка задачи населения и гостей нужно решать качественно и на современном уровне, с хорошим сервисом и человечным подходом.
Что касается трудностей – действительно, стройка в Арктике идёт дорого и долго, несмотря на все меры поддержки. И эта реальность, и даже просто её ожидания отталкивают многих потенциальных инвесторов. Для банков статус резидента вообще неважен, интереса к стартапам нет, какова бы не была задумка – если нет истории и денег. А свободных денег и инвесторов в арктической зоне немного. И привлечение инвесторов в МСП из центральной части России не особо успешная история, потому что там есть куда вкладывать, и на север спешить незачем. Как решили ключевую проблему денег на старте? Было понятно, что место для первой комфортабельной заправки перспективное, это международная магистраль на Норвегию, окупаемость придёт. Но стартовых средств не было. На помощь пришёл Норникель, где в 2021 году действовал конкурс беспроцентных займов на социально-значимые объекты. Проект оценили в 30 млн руб., беспроцентный займ составил 21 млн руб., и запуск первой очереди состоялся. Хотя в итоге объект потребовал 50 млн руб., компания стартовала, и сейчас в сети уже шесть подобных объектов. Если бы не инициатива Норникеля по развитию территории, этого бы не случилось.
Второй важный момент развития – объект в Ловозеро, там объект был инициирован правительством региона и Корпорацией развития Мурманской области, которым понравился первый опыт. Однако оценка финансовой модели давала слабые показатели, и Корпорация развития региона предложила разделить риски. Было создано новое юридическое лицо; вскоре сервисная станция в Ловозере начала работу и с каждым годом показывает результаты всё лучше. Там открываются новые маршруты, создаются услуги. Всё это не лежало на поверхности, стало даже неожиданностью. То есть ключевая проблема, при всех льготах – отсутствие первоначальных инвестиций. Можно искать инвесторов на стороне, что-то пытаться делать с банками, но деловой потенциал нужно искать прежде всего на местах, внутри регионов – например, опираясь на региональные корпорации развития. Для этого видится разумным перераспределить им часть денег, которые выделяются на поддержку малого и среднего бизнеса как гранты и субсидии. Если часть этих денег передать в региональные Корпорации развития, их можно будет использовать как инвестиционный инструмент. Логика такова: предприниматель и Корпорация вкладываются на принципах долевого участия, новое предприятие выходит на доходность, бизнес запускается, и второй собственник выкупает долю. Деньги возвращаются и могут быть вложены Корпорацией развития в следующий стартап. Ещё одно пожелание – увеличить и объем, и длительность кредитования проектов МСП – срок окупаемости на Севере в среднем 5-7 лет, а кредиты выдаются в основном на 3 года; желательно увеличить срок хотя бы до 5 лет.
Георгий Фотин, генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская», рассказал о развитии проекта, значимого в масштабах всей Чукотки, заметный и в стране – это освоение Баимского месторождения. Оно входит в десятку крупнейших металлургических проектов в сфере добычи меди в мире, задача оценивается в сумму около 1 трлн руб., порядка 270 млрд руб. уже инвестировано. Проект уникален не только масштабом, но и техническими решениями. Так, будут использованы беспилотные карьерные самосвалы, самые большие из доступных в мире – 300-тонные, порядка 50 машин. Будет реализована уникальная схема внешнего энергоснабжения от малой АЭС, которая реализуется в партнерстве с Госкорпорацией «Росатом». Будет использована реализована технология прямой флотации. Этот проект меняет не только ландшафт Чукотки, но заметен в целом для всего северо-востока страны. Есть целый набор мер поддержки для инвесторов в арктической зоне, и эти меры используются компанией. Это и льготы для резидентов арктической зоны, концессионные и «дальневосточные» механизмы поддержки. Но видны два направления, в которых есть возможность улучшений. Первое – стабилизация налоговых условий. Когда проект в деньгах оценивается в 1 трлн руб. и имеет инвестиционный цикл 10 лет, то любое изменение налогового окружения крайне болезненно, особенно с учетом банковского финансирования. За пять лет реализации проекта уже случился ряд достаточно болезненных налоговых изменений – самым чувствительным стали изменения налога на добычу полезных ископаемых. Для резидентов Арктической зоны и дальневосточных проектов есть смысл распространить порядок «дедушкиной оговорки», в том числе по НДПИ. Второе – доступ инвесторов к банковскому и проектному финансированию, на адекватный срок и по приемлемой ставке.
Необходимо наверстать отставание в правовом регулировании беспилотной карьерной техники. Эта технология в России пока мало распространена, однако на горизонте 3-5 лет по мере отработки богатых запасов и ухода дальше от инфраструктуры компании в карьерной добыче начнут переходить на беспилотные решения всё активнее, – считает Георгий Фотин, хотя сегодня это может казаться далекой перспективой. Но есть основания ожидать массового перехода на эту технологию в перспективе пяти лет: беспилотный карьерный транспорт существенно оптимизирует операционные затраты по обучению персонала, расходу топлива, по безопасности. Поэтому своевременное внесение изменений в правовую базу также является важным.
Ещё одно пожелание связано с тем, что Чукотка становится настоящим полигоном для передовых инновационных промышленных технологий, которые затем могут масштабироваться на территории России. Здесь и уникальный плавучий блок «Академик Ломоносов» в Певеке, будущие энергоблоки Якутской АЭС и другие уникальные технологии, появление на Чукотке оптоволоконной связи. Но реализация подобных сложных технологических проектов требует нестандартного мышления, нестандартных подходов от руководства региона. На Чукотке власти работают с бизнесом как единая команда, и такой подход должен стать общим для всего российского экономического пространства.
Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов поблагодарил за высокую оценку работы Правительства, но отметил, что правительство региона не занимается бизнесом, а создаёт среду, чтобы бизнесу было комфортно работать. Меры поддержки должны укладываться в логику развития бизнес-заказчика, и подлинную оценку даст только предприниматель. Чукотка полностью в зонах преференциальных режимов, их три – «Свободный порт Владивосток», преференции АЗРФ и ТОР. Это позволяет крупным инвесторам приходить в регион, и уже реализуется более 55 проектов, а сумма инвестиций в основной капитал превышает триллион. Баимское месторождение – один из крупнейших проектов в мире: он увеличит российскую добычу меди на 25% и золота на 5%. Реализуется еще несколько проектов, например«Пыркакайские штокверки» , по добыче олова, который после реализации в 2028 году сделает Россию независимой от импорта этого стратегического металла. Также значимая поддержка – развитие минерально-сырьевой базы, разведка полезных ископаемых. Первые средства по федеральному проекту Минприроды «Геология – возрождения легенды» пришли на Чукотку с 2025 года. В работе четыре новых месторождения.
Но для реализации проектов важны кадры. На время стройки строители приезжают на вахту, тем более что на месте найти компетентных строителей невозможно. Но в период эксплуатации промышленного производства работа вахтовым методом очень затруднительна – нужно привести технический персонал надолго, на годы. Изучение оборудования, затем его эксплуатация требуют времени, глубокой погруженности. Соответственно, люди должны приезжать с семьями. В регионах подписываются соглашения об использовании кадров, но многое остаётся на бумаге – важно, чтобы государством поддерживалась база по воспитанию и обучению в соответствии с потребностями бизнеса. Каждая крупная компания знает, какие кадры нужны будут на проекте и в какой момент. Под такой документ вводятся новые программы обучения. Для среднетехнические специальностей они занимают от полугода до двух с половиной лет, в некоторых случаях дольше, но обучаемые проходят практику непосредственно там, где будут работать. Таким образом люди видят свой карьерный трек и перспективы, им не нужно уезжать из региона, и они знают, куда и зачем развиваются. Также и работодатель понимает, что нужных ему работников не придётся обучать в течение нескольких лет. Это хорошая синергия, и другим регионам желательно дорабатывать свои и отношения с бизнесом, а государству – методы поддержки для региона, чтобы опережающим образом формировать базу обучения людей.
Другая сложность в том, что поменялся финансовый ландшафт, сложились высокие кредитные ставки. Поддержка для бизнеса в преференциальных зонах в основном построена на уменьшении налоговой нагрузки. Но реализация проекта начинается со стройки, она идет долго, и это время инвестор только отдает денежные средства, а входящего денежного потока от реализации продукта нет. Мало у кого даже из крупных инвесторов есть операционный капитал соответствующего размера, практически всем нужно докредитовываться. Но «Фабрика проектного финансирования» от ВЭБ.РФ по критериям подходит не для всех. На стадии постройки альтернативным инструментом может быть субсидирование части капитальных затрат на строительство. Потом, когда появится денежный поток за реализацию продукции, можно уменьшить налоговые льготы в рамках преференциального режима на соответствующую сумму. В условиях нехватки операционного капитала и высокой кредитной ставки это может оказаться интереснее инвесторам, оправдает их ожидания и стимулирует развитие бизнеса.
Еще одна возможность поддержки – налоговый калькулятор. Как тарифа сотового оператора можно выбрать в зависимости от своего образа жизни, так и удобные для бизнеса виды налогов можно увеличить за счет сокращения налогов менее существенных. Это не радикальное изменение налогового ландшафта, но его усиление по принципиальным для бизнеса позициям. Такой калькулятор можно сделать автоматическим, чтобы нужные вычисления мог произвести сам инвестор.
Проблемы, актуальные для бизнеса и региона, и целое поле возможностей для поддержки — транспорт. Чукотка соединена с материком только воздушным транспортом, железной дороги и постоянных автодорог нет. Для поддержки инвестиционной активности важна транспортная доступность, в первую очередь авиация. Если людям, в том числе инвесторам, будет удобно летать в регион, то и больше вероятность новых проектов. Необходимо субсидирование авиабилетов, введение доступных рейсов. В этой же категории – субсидирование внутренних полетов. Если инвесторам будет легче добраться до своих объектов, а персональные транспортные услуги не будут слишком дороги, это тоже поднимет привлекательность инвестиционного климата в регионе. Взаимодействие с Минтрансом о субсидировании внутренних перелетов идёт, такая программа намечается, и она должна быть настроена в пользу тех регионов, где отсутствует наземная логистика. Это же важно и для развития туризма (его рост в 2024 году составил 21%). В регионе много уникальных заповедных маршрутов – в заповеднике Берингия в определенные месяцы можно увидеть китов; на Чукотке самая большая популяция белого медведя. Но для всего этого нужна логистика, даже не гостиницы – и первым шагом станет субсидирование авиабилетов по программе Минтранса.
Еще один из моментов, на который следует обратить внимание – это снижение порога инвестиций для проектов, которые могут претендовать на инфраструктурное возмещение. Сейчас это проекты стоимостью 1 миллиард рублей. Но для малого и среднего бизнеса эта сумма чрезвычайно велика, и много локальных инициатив проектов проходит мимо этого инструмента поддержки. Было бы полезно снижение входящего порога. Наконец, для предприятий, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска, проверки можно было бы заменить на обязательные профилактические визиты, с запретом на проведение плановых и неплановых проверок в отношении предпринимателей в АЗРФ (тема неоднозначная, но тоже не запретная для обсуждения).
Автор фото: Лев Федосеев, копирайт: газета «Страна Росатом»