«Энергоатоминвест», объединяющий дочерние и зависимые компании Концерна, задействованные в сфере оказания сервисных услуг, уже несколько лет назад получил в Росатоме статус единственного поставщика. Предприятие и дочерние общества системы «Энергоатоминвеста» включены в специальный перечень Госкорпорации как единственный поставщик по лечебно-профилактическому питанию, автотранспортным услугам, клинингу, дезактивации на АЭС Концерна. Рассказывает заместитель генерального директора ООО «Энергоатоминвест» по развитию Александр Данич
Одно из важнейших следствий статуса единственного поставщика – возможность максимально сосредоточиться на качестве оказания услуг. Компании отнюдь не получают монопольную нишу на рынке: заказчик, сформировав ценовой запрос на основе мониторинга рынка, и ознакомившись с предложением, вправе выбрать поставщика со стороны. Фактически, этот статус лишь дает возможность заказчику и исполнителю упростить процедуры закупок, избежать рисков прихода сторонних поставщиков с низким уровнем качества. Понятно, что компании, которые не формировались в отрасли, пытаются экономить на оплате труда и социальных гарантиях, на продуктах питания и так далее. Тем самым они получают несправедливое преимущество в цене услуг. Но рисковать безопасностью, здоровьем работников АЭС Концерн не имеет права.
Непростая экономическая обстановка последних лет, связанная с развитием эпидемии и другими факторами, показывает, что благополучие работников основано не только на качественных услугах, оказанных непосредственно предприятию. Один из аспектов благополучия – уровень сервиса в городах присутствия АЭС. Зачастую местная экономика не в состоянии сформировать достаточно развитую конкурентную среду, с тем, чтобы в ней побеждали добросовестные компании, и качество услуг повышалось благодаря конкуренции. В то же время возможности наших дочерних обществ, уже поставивших себе планку высокого качества, позволяют развивать услуги за пределами атомных станций – работать и для других предприятий отрасли, и для улучшения жизни в городах нашего присутствия. Но хотелось бы, чтобы о наших возможностях на территориях присутствия узнали больше.
В первую очередь мы рассчитываем на расширение нашего объема услуг, обращаясь к другим предприятиям атомной отрасли, которые базируются в наших городах, и хотя не входят непосредственно в структуру АЭС, но принадлежат к контуру Концерна и Госкорпорации. Статус единственного поставщика позволяет всем предприятям Росатома привлекать наши дочерние общества для оказания услуг по упрощенной процедуре. Привлекая нас, наши клиенты получат услугу, которая как правило находится на уровне качества «выше рынка», мы же, расширяя свой рынок, найдем дополнительные возможности вкладывать средства в развитие и качество. Таким образом, процедура упрощенного заключения договора с единственным поставщиком – это не просто деньги, направленные в контур Госкорпорации, но вложение средств в еще более высокий уровень сервиса на территории. Сегодня наши дочерние общества, выступая как отдельные юридические лица, воспринимаются как самостоятельные организации, хотя фактически централизованно управляются, отчитываются, соблюдают отраслевые корпоративные стандарты, подлежат проверкам служб внутреннего аудита и контроля.
Сегодня предприятия Росатома могут заключить с нами договор без проведения торгов, но это именно возможность, а не обязанность. Согласно процедуре, предприятие проводит мониторинг рынка, определяет на основании предложений контрагентов начальную максимальную цену, перепроверяет её в отраслевых системах. Если наша услуга на уровне этой цены, то АЭС вправе заключить договор, если же наша цена выше – нам предлагают снизить ее. В случае, если оказание услуги не будет для нас убыточным, мы идём навстречу. В этом смысле наши цены регулируются Концерном. При этом задача наших предприятий – заработать определенную прибыль, чтобы как минимум оказаться безубыточным по итогам года. Как предприятие атомной отрасли, мы работаем по всем стандартам Росатома, в том числе при необходимости проводим закупки в соответствии с ЕОСЗ, а также обеспечиваем контроль качества, соблюдение трудового законодательства, платим конкурентоспособную зарплату коллективу. Это приводит к тому, что по некоторым услугам отдельным позициям наша цен
а не самая низкая на открытом рынке; конкурировать по цене особенно с организациями на упрощенной системе налогообложения, или с индивидуальными предпринимателями, сложно, не говоря уже о поставщиках, которые экономят на качестве. Тем не менее, сохраняя среднерыночную цену, мы обеспечиваем за эту цену качество выше рынка, поскольку отвечаем перед предприятием атомной отрасли, а поддерживать «двойные стандарты», для Росатом и внешнего рынка, не в наших правилах.
Уже сегодня мы оказываем не менее 25% услуг вне контура отрасли – в основном это сервис для жителей наших моногородов, также выходим и за пределы наших территорий. В городах присутствия в основном получили развитие сервисы, связанные с питанием и транспортными услугами, клинингом. Мы поставляем качественные продукты, обеспечиваем работу торговых предприятий, кафе и ресторанов. Бывает, что наша работа на территории – вынужденная необходимость: к нам обращаются, если получить качественную услугу, например перевозки пассажиров, на открытом рынке невозможно.
Работать по-курчатовски
Бывают и более сложные случаи. Так, некоторые муниципальные объекты не представляется возможным эксплуатировать за счет возможностей местного рынка, не хватает и дотаций в местном бюджете. Тогда, особенно если в этом нуждается и Концерн, подключаются предприятия системы Энергоатоминвеста. Пример – ремонт и последующая эксплуатация городской бани в Курчатове. Отсутствие качественной бани в городе, тем более когда развернулась огромная стройка Курской АЭС-2, не могло не обратить на себя внимание. Теперь баня в Курчатове, можно сказать, культовый объект и для строителей, и для жителей города в целом. Это не первая баня, которую мы привели в порядок: придя с Концерном в Певек, мы подняли на достойный уровень местную баню, крайне важный объект в условиях Севера.
Другой пример, тоже из Курчатова – участие нашего предприятия «Курская АЭС-сервис» в строительстве общежитий для работников, которые едут на строительство Курской АЭС-2. Ведется возведение трёх 9-этажных зданий, с возможностью размещения до 5 тыс. койкомест. Реализация этого объекта находится на личном контроле Генерального директора Концерна, отчет направляется еженедельно. Наша задача – функции заказчика-застройщика, взаимодействие с подрядчиком по строительству (Концерн «Титан-2»), координация всех организационных и финансовых вопросов. В будущем строительном городке, который планируется эксплуатировать и после ввода АЭС в строй, предстоит создать и необходимую сервисную инфраструктуру – магазины, аптеки и так далее. Мы готовимся принять в эксплуатацию и сами здания с инфраструктурой, и обеспечить работу необходимых малых предприятий.
Там же, в Курчатове, предприятие «Курская АЭС-авто» задействовано в перевозках песчано-грунтовой смеси для строительства: особенность площадки – необходимость перемещения и отсыпки значительных объемов инертных материалов. Практика показала, что приобрести несколько десятков самосвалов намного легче, чем укомплектовать эти машины профессиональными, ответственными водителями: казалось бы, задача круглосуточно возить песок понятна без объяснений, однако на самом деле она имеет свою специфику, требует дисциплины, специальных навыков. Набрать такой коллектив извне не представлялось возможным. Чтобы скомплектовать колонну из нескольких десятков самосвалов, обеспечив посменную работу, мы призвали опытных водителей из наших автотранспортных предприятий в других регионах: наши площадки без ущерба для себя предоставили по пять-шесть человек, мы организовали вахту и успешно справляемся с задачами. Привожу этот пример, чтобы показать возможности нашей сети: мы готовы подключаться и к другим задачам такого рода, когда они возникают перед Концерном или Госкорпорацией.
Северное сияние
Не менее ответственная задача – обеспечение надежным сервисом территорий присутствия, где сервис налажен недостаточно в силу географических причин. Так, в Певеке, жизнь в котором осложняется крайне сложной логистикой, мы готовимся запустить комбинат полуфабрикатов, принимать и перерабатывать местные продукты. Рассматриваем и более сложный проект – тепличный комбинат, который позволит вырастить непосредственно в Певеке свежую зелень и овощи. Мы понимаем, что эти проекты имеют сложную, долгую окупаемость, однако будут социально значимыми: они улучшат условия пребывания нашего персонала и в целом станут событием для жизни Певека, повысят качество жизни, возможно – станут моделями и пилотными проектами для повышения качества жизни в других населенных пунктах Севморпути.
Сейчас перед нами стоит задача вывода на аусторсинг услуг хозяйственного обеспечения Билибинской АЭС. Проект развивается уже три месяца, и процесс нелегкий: создана и отправлена на место нахождения заказчика рабочая группа; её задача – изучить местный рынок и логистику, помочь заказчику в составлении технического задания, сформировать его ожидания от услуги, чтобы затем не возникло недопонимания. Понятно, что предложить стоимость договора в течение двух недель, воспользовавшись аналогией, даже например опираясь на опыт Певека, мы не можем: каждый город – это разные условия и соответственно разная себестоимость.
Далёкие рубежи
Росатом сегодня активно развивается, в том числе выходит на новые территории. Появляются проекты, напрямую не связанные с освоением атомной энергии: ветрогенерация, производственные площадки, ЦОДы, Севморпуть и так далее. Большое количество объектов создаётся за рубежом. Иногда мы даже не в состоянии уследить за тем, какое количество проектов реализуется в отрасли. Но эта информация актуальна для нас, поскольку мы готовы предложить наши услуги по комплексному сервисному обслуживанию. Мониторинг предложений на торговых площадках, который мы используем сегодня – не самый гибкий инструмент, тем более что времени на маркетинговую оценку предложения, выработку ценовой позиции часто не хватает – процедура закупки длится только месяц. Вероятно, правильным подходом будет формирование информационного ресурса, на котором инвестиционные планы Госкорпорации публиковались бы заблаговременно, с тем, чтобы компании – единственные поставщики могли заблаговременно предложить комплекс услуг. Если это произойдет на ранней стадии формирования проекта, эти услуги могут быть учтены в смете, на этапе технико-экономического обоснования. Не секрет, что на многих новых объектах административные, вспомогательные услуги на ранних этапах планирования не получают должного внимания. Но учет всех аспектов эксплуатации должен происходить ещё на стадии проектирования, в комплексе; тогда и нужные объекты административно-хозяйственной деятельности будут созданы заблаговременно, возможно даже на этапе подготовки площадки, до «первого бетона» – с тем, чтобы функционировать уже при обслуживании процессов строительства, монтажа и наладки. Особенно важно заблаговременно развертывать сервисные службы в сложных регионах, таких как Крайний Север, или на зарубежных объектах.
Один из актуальных перспективных вызовов – предстоящее развертывание серии малых энергоблоков, водного и наземного дизайна: о соответствующих инвестиционных планах заявлено в этом году. Как правило, такие энергоблоки будут развернуты вдали от сложившейся инфраструктуры. Следовательно, возникает задача комплексного сервисного обслуживания вахты и локального поселения при объекте. Нам интересно решение таких задач, но опять же важно, чтобы оно было запланировано заблаговременно и комплексно. Комплексность позволит нам не дробить услуги на множество мелких договоров, а оптимально подобрать и скомбинировать ставки, обучить специалистов. Заказчик тоже может получить значительный экономический выигрыш, если сервисная услуга на схожих объектах будет оказываться по единым стандартам, по единому договору: мы сможем тогда оптимально проработать состав услуг, логистику, установить обоснованные цены. Комплексное формирование такой услуги, нацеленной сразу на ряд удаленных объектов, позволит сэкономить и на управленческих задачах, упростит формирование штата, позволит зарезервировать персонал и без особого труда перемещать подготовленных работников. Мы сможем оптимальным образом определить ставки, например, чтобы один человек закрывал несколько задач. По этим причинам мы выступаем сторонниками комплексного оказания услуг, и заблаговременного планирования, для хорошей проработки экономики.
Развертывание услуг в комплексе мы потенциально можем предложить и для зарубежных объектов. Объективная сложность для нас за рубежом– это специфика местного рынка, и невозможность иногда обеспечить услуги по той же стоимости, на которую готовы местные поставщики. В отличие от них мы не ориентируемся в местной специфике. Но, вероятно, наша услуга будет востребована и полезна, когда на площадке присутствует много россиян – это период подготовки и строительства, монтаж, пусконаладка, первые годы эксплуатации. Не секрет, что одна из трудностей командированного за рубеж персонала – сложности привыкания к местной специфике – кухне, сервису. Оказание услуг в комплексе и под ключ позволит и обезопасить наш персонал от случайностей местного рынка, и облегчит адаптацию к местным условиям. В целом, установление не просто статуса единственного поставщика, но освоение функций бизнес-интегратора услуг по сервису, с соответствующим позиционированием нас в отрасли, позволит нам продвигать комплекс наших возможностей более активно.
Алексей Комольцев для журнала РЭА (по материалам компании)