Статья подготовлена на основе доклада «Непрерывное совершенствование лидерства для обеспечения безопасности и культуры безопасности», который первый заместитель генерального директора Концерна «Росэнергоатом» по эксплуатации АЭС Александр Шутиков сделал на IX Международной школе по культуре безопасности ЯРОО.
Обеспечение безопасной и надежной работы персонала на всех этапах жизненного цикла атомных станций – важнейшая задача для нашей эксплуатирующей организации, Концерна «Росэнергоатом». Лидерство руководителей, в свою очередь, является важнейшим условием эффективного руководства этим процессом. Если бы меня попросили определить короткой фразой роль руководителя в формировании коллектива, я бы сказал, что руководители – это «творцы надежного персонала». А что такое надежность персонала? Это понятие складывается из большого количества факторов как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, оно подразумевает базовые знания процессов на атомной станции. Кроме этого, надежность персонала определяется уровнем профессиональных знаний реакторных технологий, технологий получения электроэнергии. Но и этого недостаточно – необходима также специальная подготовка работника к выполнению должностных обязанностей. Она включает обучение его требованиям, знаниям и навыкам для конкретной должности и получение соответствующих разрешений, лицензий.
Кроме этого, в процессе трудовой деятельности каждый работник периодически поддерживает свою квалификацию. В этом процессе формируются культура безопасности всех сотрудников компании, их мотивация к выполнению своих обязанностей с соблюдением всех установленных требований. Перечисленные элементы являются основой для формирования у персонала таких навыков, как критический подход, самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении работ, влияющих на безопасность.
По моему глубокому убеждению, формирование у персонала всех составляющих надежности – это основная зона ответственности руководителей. К сожалению, человеческий фактор продолжает вносить свой вклад в негативные события на атомных станциях. В конечном счете за негативным событием может скрываться так называемая неосознанная ошибка, которая возникает либо из-за деградации квалификации, либо из-за невнимательности. Результативность действий, направленных на избежание этих ошибок, определяется тем, как руководители организовали обучение, тренировки, проверки знаний; какие созданы условия труда, включая эргономику рабочих мест; как организованы работы на объекте использования атомной энергии.
Понятно, что для эффективного предотвращения преднамеренных ошибок и непреднамеренных нарушений руководители должны демонстрировать личный пример соблюдения установленных требований, поддерживать дисциплину, контролировать выполнение мероприятий работниками. Основная цель действий руководителей, направленных на исключение возникновения ошибок, состоит в том, чтобы устранить ситуацию, при которой возможно их появление, в проведении в жизнь мероприятий, которые предотвращают или смягчают последствия ошибок.
Пять барьеров и один ключ
В Концерне для этих целей разработана система предотвращения неправильных действий персонала. Системой предусмотрено пять организационных барьеров. Первый из них, о котором я уже говорил, – надежность самого персонала; это базовая составляющая. Далее – условия работы персонала, производственный контроль, качество технических средств и независимый надзор. Для каждого из барьеров определены мероприятия, обеспечивающие поддержание его результативности и надежности. Значительная часть этих мероприятий направлена на работу руководителей с персоналом как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. Поэтому результативность мероприятий в первую очередь зависит от способности руководителей привить работникам приверженность безопасности и стремление к постоянному совершенствованию своей деятельности.
Ключом к успешной и результативной работе в данном направлении как раз и является лидерская позиция всех руководителей в вопросах и целях безопасности. Иными словами, речь идет об использовании личных способностей и компетенции руководителя для управления как отдельными лицами, так и группами людей, и об оказании влияния на их приверженность достижению целей безопасности и применение ее принципов на основе общих целей, ценностей и норм поведения.
В Концерне «Росэнергоатом» организована планомерная работа по развитию лидерства руководителей. Эта деятельность построена с учетом требований норм и правил Российской Федерации, МАГАТЭ и рекомендаций ВАО АЭС. Вопросы формирования и развития лидерства являются неотъемлемой и приоритетной частью в реализуемой программе по поддержанию и развитию культуры безопасности в эксплуатирующей организации.
В программе много разных областей, в том числе есть область акцентированного внимания, которая включает развитие характеристик лидеров-руководителей, способствующих установлению всех уровней атмосферы доверия и соблюдению установленных требований на каждом рабочем месте. Кроме этого, важной и приоритетной работой является мотивация к постоянному совершенствованию и эффективной коммуникации руководителей с персоналом.
Типовая модель
Для организации практической помощи руководителям в развитии лидерских качеств в 2018 году в Концерне разработана и внедрена типовая модель руководителя – лидера в области культуры безопасности. В настоящее время эта модель развита и доработана для всех уровней управления – от высших руководителей эксплуатирующей организации до руководителей подразделений на атомных станциях.
Внедрение модели руководителя-лидера сопровождается обучением руководителей ее применению, проведением тренингов. Элементы обучения лидерству включены в программы подготовки и поддержания квалификации руководителей высшего и среднего звена, линейных руководителей. Реализация модели лидерства позволяет нам укрепить приверженность работников принятым ценностям и стандартам, сфокусировать внимание как на технических, так и на человеческих аспектах организации. Она способствует сокращению «дистанции власти», достижению и поддержанию высоких показателей эксплуатации энергоблоков атомных станций.
Как я уже отмечал, акцентированное внимание в работе с персоналом и лидерство руководителей создают условия и обеспечивают надежную деятельность персонала на всех рабочих местах.
Успешная работа персонала невозможна без установления, с одной стороны, атмосферы доверия, а с другой стороны – духа нетерпимости к нарушениям требований по безопасности. С этой целью лидеры принимают личное участие в обучении персонала, обмене опытом и знаниями, поощряют персонал, сообщающий о выявленных нарушениях и ошибках, дают беспристрастную и полноценную оценку деятельности работников всех уровней. Развитию мотивации персонала к постоянному самосовершенствованию способствует участие руководителей-лидеров в мероприятиях по выявлению и внедрению положительных практик, изучению опыта эксплуатации. Организуя проведение целевых семинаров, бенчмаркинга, взаимных визитов персонала атомных станций, руководители обеспечивают внедрение опыта эксплуатации, анализа событий на АЭС, сравнение наших производственных показателей с лучшими результатами, достигнутыми в отрасли в мировом масштабе.
Эффективная коммуникация, в свою очередь, обеспечивает доведение до персонала ожиданий руководства и способствует вовлечению работников в процесс обеспечения безопасности. Руководители-лидеры при проведении совещаний, обходов и наблюдений за персоналом доводят свои ожидания в отношении стиля работы и приоритеты при обеспечении безопасности. Руководители мотивируют персонал к соблюдению требований безопасности, совершенствованию культуры безопасности путем предоставления обратной связи по обращениям работников, отличившихся в обеспечении безопасности, проведения конкурсов «Лучший по профессии» и других полезных в этом плане мероприятий.
Единая команда – общие цели
Какие цели мы ставим перед собой, выполняя эту деятельность, чего ожидаем? Конечно, результатом реализации программы развития лидерства руководителей должно стать формирование единой команды, объединенной общими целями, ориентированной на достижение высокого уровня культуры безопасности. При этом целью становится максимальная вовлеченность руководителей и работников в обеспечение безопасности, учет рисков для безопасности при принятии любых решений, как эксплуатационных, так и организационных. Безусловно, задача состоит также в достижении максимальной результативности мероприятий по повышению безопасности.
В целом лидерство в Концерне не может ограничиваться какой-то отдельной сферой деятельности, выполнением одной конкретной задачи. Это постоянный процесс, тем более если речь идет о безопасности. Руководитель должен оставаться лидером во всех своих проявлениях, с чем бы ни была связана его работа. Он должен совершенствоваться сам, чтобы иметь возможность ставить очень напряженные, мобилизующие задачи перед персоналом и добиваться их выполнения. Это лидерство должно распространяться на все уровни руководства, мотивировать и приносить результаты, соответствующие масштабу и сложности стоящих перед нами отраслевых задач.
Алексей Комольцев для журнала РЭА