Президент ВАО АЭС, заместитель генерального директора – генеральный инспектор Концерна «Росэнергоатом» Николай Сорокин о состоянии атомной отрасли, роли ВАО АЭС в поддержке эксплуатирующих организаций, проблемах и задачах международного сообщества атомной энергетики. Статья подготовлена по материалам выступления на сессии ВАО АЭС в Лондоне, в день избрания Николая Сорокина Президентом Ассоциации
Вначале хотел бы коротко упомянуть о текущем состоянии и перспективах нашей отрасли. Сегодня в мире эксплуатируется более 400 энергоблоков. Десятки стран проявляют интерес к атомной энергетике. Реакторы малой и средней мощности открывают новые возможности для использования атомной энергии в отдаленных и труднодоступных регионах. Программа «Гармония» Всемирной ядерной ассоциации предполагает увеличение к 2050 году доли атомной генерации до 25%, что означает сооружение к этому году дополнительно 1000 ГВт ядерных мощностей.
Перспектива роста использования АЭС в мире означает для нас новые обязательства на пути решения задач по безопасному производству электроэнергии. Необходимо непрерывное совершенствование системы мер по обеспечению безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов отрасли. В этом контексте не вызывает сомнения правильность нацеленности ВАО АЭС на усиленную поддержку станций, вызывающих обеспокоенность (изолированных или пассивных), а также на систематическую самооценку.
По моему мнению, очень важно, чтобы пространство культуры безопасности и безопасности ядерных технологий было заполнено «лидерским содержанием». Акцент должен быть сделан на человеке: то, как действует лидер, каждый на своем месте, существенно влияет на модель поведения работников и в значительной степени определяет общий успех. Следует продолжать работу по развитию культуры безопасности и укреплению ключевой роли, которую играют лидеры всех уровней.
При безусловном обеспечении безопасности важным для отрасли является надежная и высокоэффективная работа.
У отрасли и ВАО АЭС есть все основания и условия для того, чтобы добиться совместного успеха на пути к повышению эффективности.
Залогом успеха, на мой взгляд, является продуктивное использование имеющегося потенциала. Потенциал ВАО АЭС – это сильная культура, общее видение развития и система мышления, которые подкреплены стратегией «Компас». Совершенствование руководящих документов, методологий и организационных механизмов, системы показателей ВАО АЭС – все это создает синергетический эффект и, соответственно, формирует необходимую системную перспективу. На мой взгляд, заслуживает внимания и такой инструмент, как обменные межрегиональные партнерские проверки.
Мне представляется многообещающим дальнейшее развитие сотрудничества с организациями-единомышленниками, такими как МАГАТЭ и Агентство по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития, для совместной работы при реализации перспективных направлений деятельности ВАО АЭС.
Большая работа требует серьезных усилий. Как сказал в одном из своих выступлений президент ВАО АЭС Владимир Асмолов: «На вопросы, стоящие перед нами, не существует быстрых ответов; нет легких решений. Нам и не нужен легкий путь: если на нашем пути нет препятствий, он никуда не ведет».
Хотелось бы сказать о том, что лично для меня является главным в деятельности ВАО АЭС. Мне довелось быть главным инженером и директором Чернобыльской АЭС в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в период ликвидации последствий аварии. И это был период создания и становления ВАО АЭС. Мне довелось также быть директором Курской АЭС уже в том десятилетии, когда ВАО АЭС стала мощной сформировавшейся организацией. На этих позициях я видел ассоциацию изнутри и как активный участник, и как, в значительной мере, пользователь результатов ее деятельности.
И с этих позиций могу уверенно сказать, что возможность создания ВАО АЭС, ее успешная деятельность в течение уже 30 лет были в решающей мере предопределены фундаментальным принципом, заложенным основателями организации, – лордом Уолтером Маршаллом и Николаем Лукониным.
Этот принцип – принцип партнерства. Полагаю, что принцип партнерства должен быть сохранен при всех изменениях, направленных на совершенствование деятельности ВАО АЭС и улучшение показателей атомных объектов.
Алексей Комольцев для журнала «РЭА»