В 2020 году Корпорация «АК «ЭСКМ»» отмечает юбилей – 35 лет со дня создания организации. Компания ведет свою историю от треста «Электросевкавмонтаж» системы Минтопэнерго СССР для выполнения электромонтажных работ на объектах электроэнергетического строительства южных регионов Советского Союза. За прошедшие годы «ЭСКМ» сохранил и увеличил коллектив до пяти тысяч специалистов, стал стабильной, динамично развивающейся компанией, которая выполняет комплекс работ по монтажу, ремонту и наладке электротехнического оборудования и технических средств АСУ ТП на атомных и тепловых электростанциях и подстанциях любых типов, на объектах стройиндустрии и промышленности в России и за рубежом.О том, как компания трудится на строительных площадках Росатома, об успехах и о том, что можно улучшить в работе, рассказывает генеральный директор организации Евгений СУББОТА
– Евгений Демьянович, какие основные задачи сегодня решает коллектив ЭСКМ?
– Сегодня Корпорация АК «ЭСКМ» – многопрофильная компания с центральным офисом в Краснодаре и представительствами в Москве, Нововоронеже, Волгодонске, Островце (Беларусь), филиалом в Бангладеш и ряде других стран, где ведутся работы. Основу компании составляют монтажные, электромонтажные, наладочные и монтажно-наладочные управления, специальное тепломонтажное управление, учебно-курсовой комбинат, и собственные производственные мощности. Мы способны комплексно выполнять электромонтажные и пусконаладочные работы, сами создаем технологическую документацию, осуществляем производство и поставку электромонтажных изделий.
Работа на объектах Росатома – наше традиционное и важнейшее направление деятельности. В списке работ еще советского времени – электромонтажные работы на блоке №1 Волгодонской АЭС (и затем достройка этого блока уже в конце 1990-х). После распада СССР работали на реконструкции блока №1 Курской АЭС, на блоке № 3 Калининской АЭС. В 2007 году «ЭСКМ» стал основной монтажной организацией, выполнившей монтаж электрооборудования и АСУ ТП на объектах энергоблока №2 Ростовской АЭС – первого построенного в России после многолетнего перерыва. К настоящему моменту в нашем активе работы на строительстве более десятка атомных энергоблоков в России: Ростовской, Нововоронежской, Калининской, Белоярской, Ленинградской, Курской АЭС. Из значимого зарубежного опыта нужно отметить многолетнюю успешную работу на правах головной подрядной электромонтажной организации на зарубежных объектах Росатома. Основные стройки, где сегодня работает коллектив – это также объекты Росатома: блок № 2 Ленинградской АЭС-2, где приближается период пусковых операций (блок № 1, реализованный с нашим участием, успешно эксплуатируется). Начинаем работу на строительстве мощностей замещения Курской АЭС. Предстоит пуск блока № 1 Белорусской АЭС; на втором энергоблоке обеспечили подачу напряжения на собственные нужды, для дальнейшего выхода блока на этап «пролив». Готовимся к развороту работ в Бангладеш на АЭС Руппур, открываем филиалы в Венгрии и Египте.
Что касается выпускаемой номенклатуры изделий, в составе компании действуют три завода. На протяжении многих лет мы успешно разрабатываем и изготавливаем электромонтажные изделия и оборудование: кабельные металлоконструкции, стенды первичных преобразователей КИПиА, стенды радиационного контроля, модульные проходки кабельные, изделия для установки КИП на АЭС, блоки контактных зажимов, баковое и теплообменное оборудование. Продукция соответствует всем требованиям регулятора и заказчика, и успешно поставляется не только на объекты атомной и тепловой энергетики в России, но также за рубеж – в Индию, Китай, Турцию, Хорватию и другие страны.
За исключением кабельной продукции, практически всю электромонтажную номенклатуру для собственных нужд мы выпускаем сами. Работает цех цинкования: это позволяет гарантировать эксплуатацию кабельных металлоконструкций и других изделий более 60 лет.
Кроме атомной отрасли, мы выполняем не менее важные объемы в тепловой генерации. Отмечу наше участие при реализации первого и частично второго этапов программы ДПМ, мы выполняли электромонтажные работы на нескольких тепловых станциях на юге России. Выполнены работы на Благовещенской ТЭЦ, на Сахалине. Отработав на ТЭЦ в Сабетте для «Арктик-СПГ-1», мы получили и опыт работ в арктической зоне, поэтому теперь с оптимизмом ожидаем разворота программы по береговой инфраструктуре Севморпути. Поскольку объем работ в тепловой генерации снизился, оцениваем свои возможности в выполнении электромонтажных работ на объектах ветровой генерации. Также в сфере наших интересов – программы развития научных объектов Росатома: проекты НИИАР, ГНЦ РФ «Тринити» и другие.
Полагаю, что атомная энергетика останется нашим основным направлением. Программа обновления тепловых генерирующих мощностей прошла, и в будущем можно рассчитывать, пожалуй, лишь на замещение угольной генерации. Это более вероятно, чем, к примеру, активный разворот строительства объектов возобновляемой энергетики, хотя и эта сфера тоже может быть привлекательна.
– Находясь в сфере атомного строительства, каким образом коллектив разделяет корпоративную культуру основного заказчика?
– Мы не находимся в контуре Госкорпорации, но действительно работая на объектах Росатома, разделяем подходы к организации бизнеса. Что касается подходов к управлению, к культуре безопасности, к формированию коллектива – мы идем в русле отраслевых и в целом общемировых тенденций. Работая на основе советской, а затем российской нормативной базы, без больших сложностей адаптировались к зарубежным требованиям, хотя пришлось преодолевать некоторое отставание наших нормативов, некогда наиболее прогрессивных. С мая этого года начала действовать интегрированная система управления качеством, куда входят в том числе система промышленной безопасности и охраны труда. Эти нормативы уже в целом соответствуют мировым требованиям (и отраслевым, безусловно, тоже), и коллектив постепенно проникается этими подходами. Новые правила не всегда легко усваиваются, но становятся частью каждодневного поведения.
– Что меняется в работе с появлением новых систем и средств разработки проектной документации?
– Мы как электромонтажная организация находимся в финале жизненного цикла атомной стройки, то есть приходим уже перед сдачей – когда отработали геодезисты, строители, монтажники. По этому же циклу осваиваются, оцениваются и все проектные новшества. Мы пока не прочувствовали на собственном примере каких-либо недостатков либо преимуществ, разве что можем сказать – тренд на внедрение новых систем проектирования правильный и неизбежный, но надо понимать, как именно реализуется внедрение новых технологий проектирования. А о том, что есть трудности, известно. Хотелось бы обратить внимание на другой вопрос – это чрезмерная зарегулированность отдельных аспектов строительно-инвестиционной деятельности, причем эта чрезмерность носит фрагментарный характер. Например, есть задача разработки обязательных технологических правил: это хорошо, особенно там, где регулирование отсутствует. Однако обязательные технологические правила должны разрабатываться с учетом реальных условий, возможностей подрядчиков. Мы и сами участвуем в разработке таких документов, и считаем, что их появление существенно облегчит применение новых технологий, а также вытеснит избыточную зарегулированность. То есть прорывы в нормативном обеспечении ждем именно на этом участке.
– Насколько удается переход к ресурсному методу расчетов, с отказом от базисно-индексного?
– На российских объектах мы лишь подходим к расчетам ресурсным методом, делаются только первые попытки, и они еще не опробованы на практике. Ресурсный метод должен вступить в силу с момента размещения данных о сметных ценах, посчитанных на основании данных ФГИС ЦС в информационной системе. На сегодняшний день работа по формированию этих данных еще продолжается Минстроем РФ.
Если же говорить о зарубежных объектах, у нас уже имеется практика определения стоимости контракта ресурсным методом. К примеру, мы взяли стоимость материальных ресурсов, заложили все затраты, связанные с доставкой до приобъектного склада, и полученный результат согласовываем с заказчиком.
Или другой пример – уровень отраслевой оплаты труда. Средний размер отраслевой оплаты труда рабочего 4-го разряда по РФ в 2020 году составляет 60,45 тыс.руб., что более или менее соответствует реальной картине строительного комплекса. Для зарубежных объектов уровень отраслевой заработной платы конечно же должен быть выше, чем для российских объектов, то есть нужно создать стимул и мотивацию для работы за рубежом высококвалифицированных специалистов. Тем более что мы, выполняя трудоемкие монтажные операции, критически зависим именно от заработной платы.
– Какова численность коллектива, что меняется в системе подготовки, повышения квалификации?
– Коллектив на протяжении многих лет стабилен, это касается и инженерного, и рабочего состава. Другой вопрос, что мы растем численно, в соответствии с объемом производства и освоением смежных задач, поэтому сегодня занимаемся не только электромонтажными работами, но и тепломонтажом, монтажом бакового хозяйства. Иногда (без большого желания) занимаемся в том числе общестроительными работами, поскольку общий тренд в отрасли – проводить торги комплексными лотами, и мы вынуждены принимать смежные объемы. То есть от специализации мы отходим, хотя и без желания. Хорошая аналогия – история Форда, внедрившего конвейер: выпуская серийный автомобиль, невозможно работать силами универсальных специалистов, нужно максимальное разделение труда. К сожалению, сегодня тенденция к размыву специализаций. Тем не менее, кроме электромонтажных специальностей, мы освоили ряд смежных направлений: два подразделения специализируются на тепломонтажных работах; строительный участок тоже растет, уже порядка 500 человек. Расширяется и собственное производство – если вначале работал электромонтажный завод, то теперь осваиваем и трубопроводную арматуру.
Что касается подходов к управлению персоналом, здесь есть улучшения. Мы нацелены на повышение производительности труда, поддержание квалификации персонала. Ежегодно подготовку, переподготовку, обучение и повышение квалификации проходят около 40 % от общей численности. Дополнительным профессиональным образованием и повышением квалификации рабочего персонала занимается учебно-курсовой комбинат на материальной базе, которая соответствует реальным условиям работы на объектах. В перечне профессий и специальностей, по которым ведется обучение и переподготовка – более 40 позиций. Наши специалисты многократно побеждали в конкурсе «Лучший по профессии в строительном комплексе атомной отрасли». Развитие системы таких конкурсов – это плюс для рабочих, поскольку они могут проявить себя, реализовать амбиции, в итоге выйти на новый уровень заработка. Однако не может не беспокоить, что молодежь идет в монтаж неохотно; одной из причин является наша «кочевая жизнь», сложные условия, командировки. С возрастом к этому привыкают, но начать сложно – даже в небольших городах люди склонны к оседлости, обрасти бытом и семьёй. Мы стараемся замотивировать людей, понимая, что это тоже правильно – ведем социальные программы, есть подразделение, которое занимается жилищным строительством, и, безусловно, стремимся платить максимально возможную заработную плату. Именно это и есть основной мотивирующий фактор сегодня, и людей можно в этом понять.
– Насколько осложнится этот тренд, желание «оседлости», при развороте работ за рубежом?
– Мы успешно проявляли себя на зарубежных стройках, и в основном за рубежом тренд таков, что российские подрядчики (и мы в том числе) будем сосредоточены на ядерном острове; остальное может быть реализовано силами местных подрядных организаций. У них есть как правило опыт, поскольку есть основа энергетической системы – и нет только атомной специфики, а схему выдачи мощности вполне могут выполнять национальные компании. У нас пока опыта взаимодействия с местными исполнителями нет; Белорусская АЭС не в счет, поскольку многие подходы к работе у нас мало различаются. На белорусской площадке было требование по локализации, в том числе электромонтажных работ, но выполнить его оказалось сложно: хотя квалификация, даже происхождение от единых советских структур Минтопэнерго остаются в памяти, нужно учитывать нашу отраслевую специфику классной продукции. Мы выступили соавторами проекта регламента по локализации, оговорив, что работу с поставкой классной продукции на объекты использования атомной энергии нужно убирать из пула локализации. Это предложение, как в целом нормативы по безопасности, нужно учитывать уже на стадии подготовке межправсоглашений, при маркетинговой проработке проектов. Наш проект регламента проходит согласования, и если будет принят, то это облегчит работу на национальных рынках. В целом, нужно очень дифференцированно подходить к локализации на национальных рынках: если в одних странах уровень квалификации примерно сопоставимый, то в других определенные профессии, целые категории рабочего класса могут вообще исторически отсутствовать: поэтому уравнительный подход, «отдать треть объемов местным», может очень осложнить проект. Особенно это касается, повторю, поставки классной продукции, где на килограмм металла будет приходиться килограмм документации. Локализованные поставщики не знают этого, не приучены к такому, и вероятно не захотят.
– Что можно добавить к нашей беседе?
– Мы в этом году отмечаем 35-летний юбилей, подходим к этой дате с неплохими результатами. Главный – что мы стали основным подрядчиком выполнения электромонтажных работ в атомной отрасли. Но при этом мы не испытываем головокружение от успехов, и с уважением относимся к коллегам, которые работают на объектах Росатома: это не конкуренты, а наши товарищи. Конкуренция в примитивном смысле нам вредна, потому что будет теряться квалификация, компетенции. На базе общественных профессиональных организаций, к примеру АСКАО, у нас есть площадка для диалога. И в целом мы позитивно оцениваем и перспективы отрасли, и наши собственные перспективы… и вообще перспективы страны. Другое дело, что нужно изучать и заимствовать опыт сильнейших зарубежных стран, которые выходят в лидеры – это Китай, Южная Корея: они ведут эффективную государственную и отраслевую политику, поддерживая своих подрядчиков, в том числе при выходе за рубеж. Уверен, что мы встретим еще немало юбилеев, но призываю всех к более активной, более консолидированной политике!
Алексей Комольцев для журнала «Строительство в атомной отрасли»