Инженерно-технический центр «ДЖЭТ» – компания, которая в атомной отрасли не нуждается в представлении. Уже более 20 лет коллектив занимается разработкой, внедрением и сопровождением технических средств обучения (полномасштабные, аналитические и локальные тренажеры) для оперативного персонала российских и зарубежных АЭС. В 2020 году компания была приобретена и вошла в контур управления АО «Русатом Сервис». О том, каковы цели и задачи этого «дружественного поглощения», рассказывает генеральный директор «Русатом Сервис» Евгений САЛЬКОВ
Решение о покупке компании «Джет» сформировалось в ходе решения одной из ключевых отраслевых задач – организовать обучение персонала для АЭС, сооружаемых в в России и за рубежом. Для «Русатом Сервис» основным направлением является работа на зарубежном рынке; одна из наших задач – организовать обучение персонала зарубежных блоков, с использованием системы учебно-тренировочных центров (УТЦ) и в целом базы Технической академии Росатома. Полномасштабные и локальные тренажеры, имитационные тренажеры, в последнее время также модели оборудования в виртуальной и дополненной реальности, являются важнейшими техническими средствами обучения при подготовке оперативного персонала АЭС, позволяют закреплять не только знания и умения, но и отрабатывать конкретные навыки, реакции. Поскольку мы действуем в направлении создания и поддержки национальных ядерных инфраструктуру, технологию обучения можно и нужно тиражировать за рубежом.
Три большие цели
Первая цель, которую мы ставим – это предложить на международный рынок учебно-тренировочный центр как продукт «под ключ». На уровне Росатома мы совместно с Концерном «Росэнергоатом» защитили эту идею как продукт. В целом, идея «УТЦ под ключ» – это часть концепции развития Технической академии Росатома (разработана и последовательно выполняется инвестиционная программа по развитию ТАР). Поскольку УТЦ – неотъемлемая часть становления национальной системы подготовки кадров для атомной энергетики, и востребованность этого предложения есть, то в отрасли сложилось понимание: ключевые компетенции по созданию УТЦ должны быть собраны под единой эгидой, чтобы задача решалась максимально эффективно, без ненужной в данном случае ослабляющей конкуренции; наша цель – создать лучшую в мире систему подготовки персонала АЭС. Поскольку компания «ДЖЕТ» создала тренажеры для целого ряда новейших энергоблоков (новые блоки Ленинградской и Нововоронежской АЭС; Белорусской АЭС; ведется работа по созданию ПМТ для АЭС «Руппур» в Бангладеш) – то не вызывает сомнений, что коллектив полностью в курсе всех последних тенденций и технологий.
Вторая цель, которую мы также ставим перед собой – это освоение смежных направлений тренажеростроения. Сложные технологические комплексы, будь то тепловая энергетика, нефтехимическая промышленность, высокотехнологичные комплексы по добыче полезных ископаемых и так далее, требуют обучения персонала; в ряде случаев законодательно предписывается использование тренажерных комплексов. Подход, применяемый в атомной энергетике, когда создается полномасштабный тренажер как практически идентичная, существующая в реальности копия объекта, в настоящее время не широко распространен за пределами отрасли, но может быть востребован теми компаниями, что наряду с компьютерными имитационными комплексами захотят быть «на шаг впереди». Наиболее близкая нам ниша – тепловая энергетика, компьютерные тренажерные комплексы для подготовки и обучения персонала там необходимы. Востребованы и локальные тренажеры – турбинного цеха, энергоцеха, системы водоподготовки. Уже разработанные решения Росатома могут быть предложены для предприятий теплоэнергетики как в России, так и за рубежом. Кроме энергетического сегмента, симуляторы также нужны в химической промышленности, на транспорте, в ряде других случаев. Мы планируем наращивать сотрудничество с институтами развития – в частности, ставим цель создать свой центр R&D (исследования и разработки) в Сколково, где в сотрудничестве с другими резидентами этой особой экономической зоны начнем развитие нашего нового продукта – фактически, это платформа разработки, на базе решений «ДЖЕТ», которая позволит создавать имитационные модели-двойники любых сложных технологических процессов.
И третья цель нашей стратегии, которую мы ставим в среднесрочной перспективе – это построение международного глобального игрока, с участием ИТЦ «ДЖЕТ», и работа во всём спектре задач по тренажеростроению. Если учитывать объем мирового рынка, то стать одним из лидеров в тренажеростроении – задача амбициозная и привлекательная в финансовом отношении. На этом этапе возможны дополнительные слияния или иные формы альянсов с теми игроками на рынке, если это позволит нам усиливать позиции. Конкретное наполнение совместной стратегии действий мы прорабатываем в настоящее время, и планируем, что концепция будет сформирована и начнет реализовываться уже в этом году.
Синергия культур
При слиянии различных компаний, особенно занятых выскотехнологичным, интеллектуально-наполненным бизнесом, иногда неоднозначным вопросом является объединение корпоративных, производственных культур. Не секрет, что Росатом, работая в одном из самых сложных, зарегулированных рынков, имеет высокоразвитую и непростую для многих внешних игроков систему управления, согласований, регламентов и стандартов. Кроме того, в Росатоме существует развитая школа тренажеростроения, преимущественно на базе ВНИИАЭС и РАСУ. Коллектив ВНИИАЭС способен решать такие сложные задачи, как построение новой платформы виртуально-цифровой АЭС, с максимальной детализацией моделирования процессов, вплоть до нейтронной физики, гидравлики, теплообмена, кризисных сценариев и так далее. Это безусловно огромная заслуга и руководителей и коллектива ВНИИАЭС, а также других отраслевых организаций, принимающих участие в реализации этого комплекса. В чем, на фоне этого багажа знаний, состоит преимущество ИТЦ «ДЖЕТ», и что мы приобретаем в их лице?
Наш ответ таков: в данном случае мы приобретаем инструмент эффективной работы на рынке. Преимущество команды «ДЖЕТ» – это их мобильность, способность быстро формировать рабочие группы для решения конкретных рыночных задач, умение максимально быстро услышать клиента. Другой вопрос, масштабирование деятельности на международном уровне и за пределами контура Росатома – задачи, которые требуют ресурсов, объединения усилий, для достижения синергии. Положительный факт, что даже пересекаясь на рынке тренажеростроения, эксперты ВНИИАЭС и ИТЦ «ДЖЕТ» всегда корректно и профессионально высказывались о работе конкурента, понимали и умели подчеркнуть сильные стороны друг друга. Слияние усилий – это возможность использовать интеллектуальные и материальные ресурсы Госкорпорации, и одновременно рыночную маневренность, подвижность современной гибкой команды разработчиков программного обеспечения.
Знакомство с моделью управления компании «ДЖЕТ» показывает, что одним из их преимуществ является высокая подвижность коллектива. Это абсолютно рыночная компания, команды формируются и работают по проектам. Сама компания говорит о численности коллектива порядка 100 человек, однако не вызывает сомнений, что при появлении заказа этот состав быстро нарастает – собирается проектная команда, которая в короткие сроки решает задачу. Когда проект реализован, команда либо частично или полностью перемещается на другой проект, либо самораспускается до следующего проекта. Это фактически модель управления специалистами-фрилансерами, позволяющая и достичь эффективности в решении бизнес-задачи, и раскрыть творческий потенциал каждого работника. Приведу характерный пример: одним из вопросов, который нам задавали сотрудники при знакомстве, был таков: личным хобби программиста-разработчика является 3d-моделирование и печать таких объектов; можно ли будет этим заниматься не в ущерб основной деятельности? Наш ответ: да, более того, эта деятельность тоже может быть актуальна как бизнес-проект.
В ходе уточнения стратегии развития ИТЦ «ДЖЕТ» оценить возможности, связанные с выходом коллектива в рынки за пределами атомной отрасли. Если способность интегрировать математические имитационные модели атомного и теплового энергоблока не вызывает сомнений, то выход в такие сегменты, как например моделирование транспортных средств, производственных комплексов и так далее, следует изучить – оценив и сложности, и рыночную привлекательность входа в конкретные задачи. Однако очевидно, что при желании, открытости и мобильности руководства и коллектива, освоение моделирования на неатомных направлениях также возможно и посильно.
Оставайтесь подвижными
Понимая сложившуюся культуру компании, мы постараемся не перегружать компанию административно-корпоративными вопросами, чтобы она сохранила свою подвижность и максимально плоское построение, нацеленность на решение конкретной задачи задач по созданию тренажеров… с масштабированием, как было сказано выше, этих возможностей в максимально доступном глобальном объеме.
Алексей Ковалевич, технический директор АО «ИТЦ «ДЖЭТ»
– Алексей Олегович, каковы задачи, которые решал, решает и планирует после слияния с Русатом-Сервис решать ИТЦ «ДЖЭТ»?
– Основной задачей при эксплуатации атомных электростанции, при всей массе преимуществ их использования, является проблема безопасности атомного объекта в экосистеме земли. Отказы оборудования атомного энергоблока и ошибки эксплуатационного персонала, – вот, пожалуй, две главные причины возникновения нештатных ситуаций, которые при неблагоприятных условиях могут привести к аварийной ситуации. Если первая причина устраняется техническим совершенством и повышением качества оборудования, то вторая – совершенствованием технических средств обучения, развитием технических средств поддержки и укреплением психофизического состояния человека-оператора.
АО ИТЦ ДЖЭТ – специализированная компания, которая была создана 30 лет назад для решения специфических проблем безопасной эксплуатации атомных энергоблоков, связанных с повышением надежности человека-оператора за счет его систематических тренировок на полномасштабных тренажерах в условиях, максимально приближенных к реальной производственной обстановке. На протяжении всего своего существования ИТЦ ДЖЭТ совершенствовал технологию тренажеростроения с целью добиться максимальной точности и адекватности математического моделирования технологических процессов в различных эксплуатационных режимах, включая запроектные и тяжелые аварии. ПМТ – это программно-технический комплекс, включающий в себя точную копию блочного пульта управления (БПУ) и вычислительный комплекс, в котором функционирует комплексная интегральная модель энергоблока-прототипа.
Моделирование охватывает нейтронно-физические процессы, происходящие в активной зоне реактора – деление ядер, генерация и замедление нейтронов, высвобождение энергии деления и радиоактивного распада, теплофизические процессы, связанные с течением теплоносителя в реакторной установке и дросселированием пара в турбоустановке, электрические процессы генерации электроэнергии и питания потребителей собственных нужд, а также логические процессы систем контроля и управления. Эта технология развилась настолько, что ее принципы стало возможным применять не только для разработки высокоэффективных технических средств обучения – полномасштабных тренажеров, но и для других задач реальной эксплуатации.
Но до слияния с РусатомСервис развитие в этом направлении было затруднено, так как ДЖЭТ находился вне контура Росатома и решал узкие задачи технического обучения на тренажерах. Теперь же открываются более широкие перспективы участия ДЖЭТ как в поддержке эксплуатации АЭС, так и в задачах проектирования новых энергоблоков в части проверки новых проектных решений на тренажерных математических моделях.
– Каково место ДЖЭТ и его возможности в сегодняшнем «ландшафте» тренажеростроения в отрасли?
– За время своего существования компания ДЖЭТ (непосредственно или в кооперации с другими организациями) оснастила полномасштабными и аналитически тренажерами практически все атомные станции России, а также зарубежные АЭС, сооруженные по советским и российским проектам. Последние наши проекты – Тяньваньской АЭС в Китае и Белорусской АЭС – получили высокую оценку зарубежных заказчиков. Эти результаты были достигнуты в борьбе с конкурирующими организациями. Однако после слияния с «Русатом Сервис» ситуация в этом плане практически не изменится, конкуренцию в Росатоме никто не отменял. Нам придется доказывать свои преимущества, и к этому ИТЦ ДЖЭТ готов, так как воодушевлен новыми перспективами. Вместе с тем, мы предвидим плодотворное сотрудничество с нашими бывшими конкурентами, так как теперь мы одна команда. Нам предстоит партнерское развитие и достижение более высоких результатов для процветания Росатома.
– Какой эффект ожидается от альянса с «Русатом Сервис»?
– Эффект ожидается взаимовыгодный, как теперь говорят – синергетический. Для ИТЦ ДЖЭТ он означает, что мы сможем полностью сосредоточиться на вопросах разработки программного обеспечения для моделирования процессов и систем АЭС и не распылять силы на организационные вопросы – подготовку документации при подаче заявок на конкурсы, выбор поставщиков комплектующих тренажеров и проведение закупочных процедур и т.д. Не секрет, что усилия по продаже определенного товара (продукта) порой сопоставимы с усилиями по производству этого товара. Мы надеемся, что слияние ДЖЭТ с РусАС высвободит потенциал ДЖЭТ для творческих идей и разработок. Немаловажным фактором являются и инвестиционные возможности РусАС для пионерских разработок и выхода на смежные рынки – нефтепереработки, транспортировки и т.д. Вместе с тем, ИТЦ ДЖЭТ может быть весьма полезен Русатом Сервис при решении его собственных задач и окажет ему всю необходимую техническую поддержку. ИТЦ ДЖЭТ также заинтересован и в партнерстве с другой дочерней компанией «Русатом Сервис» – АТЭК, которая работает на внешнем атомном рынке.
– Каковы возможности ДЖЭТ в разработке оборудования как для внешнего рынка Росатома (зарубежные объекты), так и для неатомных рынков?
– Компания ДЖЭТ была образована как совместное советско-американское предприятие 30 лет назад, поэтому изначально она ориентировалась не только на производство тренажеров для отечественных АЭС, но и на внешний рынок. Более того, в 90-х годах был реализован первый международный проект аналитического тренажера совместно с институтом РИНПО (г. Ухань, КНР) для китайской АЭС Qinchan, построенной по проекту фирмы Вестингауз. В последующие годы ДЖЭТ участвовал в ряде проектов на Украине, в Болгарии и Чехии совместно с американской фирмой GSE, а затем и самостоятельно разработал полномасштабные тренажеры для Китая, Индии и Бангладеш. Были также совместные разработки с ведущими западными фирмами Siemens и GRS (Германия), а также с испанской фирмой Techatom. Так что в этом плане ДЖЭТ имеет не только солидный международный опыт, но и конкретные результаты его воплощения. Надо сказать, что ДЖЭТ является единственным в России поставщиком, который разработал тренажеры по двум основным проектам АЭС-2006 (московского и петербургского Атомпроектов), которые приняты к тиражированию на зарубежных площадках, а в настоящее время разрабатывает ПМТ Курской АЭС-2 перспективного проекта ВВЭР-ТОИ, который в перспективе будет сооружаться за рубежом. Согласно дорожной карте Росатома в ближайшие 10 лет за рубежом по российским проектам будет построен 31 энергоблок, что означает потребность в количестве 17 полномасштабных тренажеров. ИТЦ ДЖЭТ при поддержке Русатом Сервис готов решить и эту грандиозную задачу.
Что касается неатомного рынка, то ИТЦ ДЖЭТ уже внедрился на рынок тренажеростроения тепловой энергетики. Конечно, там имеется своя специфика, нет таких жестких требований по безопасности как в сфере гражданской ядерной энергетики, но в целом теплогидравлические процессы на АЭС и ТЭЦ идентичны, что позволило ИТЦ ДЖЭТ достаточно быстро получить необходимые результаты. Попутно это был новый импульс для расширения области моделирования и совершенствования ее технологии. Освоение нефтегазовой отрасли и металлургии для ИТЦ ДЖЭТ будет являться ближайшей перспективой на будущее.
Алексей Комольцев для журнала РЭА