Виктор Черкасов, Председатель МООВК: Вспоминая работу и неформальные встречи с Е.И. Игнатенко, я для себя сделал вывод, что с Евгением Ивановичем всегда было просто, интересно и одновременно… тяжело. Он был человеком, немедленно реагирующим на любые личные проблемы работающих с ним людей, всегда стремился оказать помощь там, где в ней действительно нуждались
Обладая уникальной памятью, Евгений Иванович, будучи большим руководителем в ВПО «Союзатомэнерго», Министерстве атомной энергетики СССР, Минатоме СССР, а затем и в Концерне «Росэнергоатом», знал практически каждого в лицо, знал о достижениях и проблемах конкретного человека. Он любил повторять, что самые главные инвестиции стоит делать не в «железо», а в людей, создавая кадры атомной энергетики.
Как профессионала высочайшего класса, его всегда отличали высокая требовательность к себе и подчиненным, которая выражалась в четкой постановке задач, ответственности. Особенность характера Евгения Ивановича при решении любых задач: целеустремленность, самоотверженность и высокая работоспособность. Для себя и подчиненных он всегда ставил, казалось бы, невыполнимые задачи. Он всегда говорил: «Там, где мы – там победа, а она достигается, если правильно подобрать специалистов, вдохновить их, снабдить ресурсами и вложить в дело всю свою энергию и опыт». Он никогда не слушал оправданий и пояснений, почему конкретно поставленную задачу решить невозможно или тяжело.
Моя первая встреча и знакомство с Евгением Ивановичем произошли в далеком 1986 году, еще до аварии на Чернобыльской АЭС. Евгений Иванович тогда был заместителем начальника ВПО «Союзатомэнерго» и возглавлял государственные приемочные комиссии по пуску новых энергоблоков.
Надо отметить, что тогда в эксплуатации находились 39 энергоблоков с единичной мощностью от 12 МВт (Билибинская АЭС) до 1500 МВт (Игналинская АЭС). В 1985 году был достигнут рекорд – запущены энергоблоки суммарной мощностью 5000 МВт.
Я тогда возглавлял экономическую службу Калининской АЭС, и перед станцией стояла задача пуска второго энергоблока с обеспечением наибольшей экономической эффективности пусконаладочных работ. Учитывая большой опыт работы Евгения Ивановича на пусконаладочных операциях, директор Калининской атомной станции Г.А. Щапов попросил его проконсультировать меня по ряду проблемных вопросов, которые возникли на Калининской АЭС. Работая с Евгением Ивановичем, я получил уникальный опыт в этом направлении, который потом использовал в своей дальнейшей работе.
1986-й – год Чернобыля. Первая реакция у всех после этого трагического события – шок, подавленность, огромная тяжесть на душе. Нужно было пережить это, главная цель всех атомщиков, энергетиков – разобраться в произошедшем, принять соответствующие компенсационные меры.
Евгений Иванович с первых дней аварии на Чернобыльской АЭС занимался проблемами ликвидации последствий. Естественно, что такого авторитетного специалиста с большим опытом работы, большой компетентностью назначили на должность генерального директора ПО «Комбинат». На объединение возложили весь объем функций по ликвидации последствий аварии – от дезактивации территорий, пуска первого, второго и третьего энергоблоков Чернобыльской АЭС, возведения объекта «Укрытие» («саркофага») на четвертом энергоблоке до строительства и эксплуатации вахтового поселка Зеленый Мыс и города Славутич.
О вкладе Е.И. Игнатенко в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС очень подробно рассказано в книге «Маршал атомных дел», которая издана по инициативе работников Концерна «Росэнергоатом» в 2005 году.
В 1988 году учитывая опыт ликвидации последствий аварии Евгения Ивановича назначили начальником Главного научно-технического управления Минатомэнерго СССР. Специалисты этого управления и атомных станций доводили энергоблоки АЭС до уровня современных постчернобыльских требований. На это были брошены все силы, вся энергия и знания инженеров и специалистов отрасли. В результате на АЭС добивались желаемых результатов.
В этот период я работал в тесном контакте с Евгением Ивановичем, потому что на Главное научно-техническое управление возлагались задачи развития НИОКР. Я в это время возглавлял Финансово-экономический совет атомных станций Советского Союза. Перед нами стояла задача экспертной оценки экономических обоснований работ по НИОКР.
В то время считалось, что вести НИОКР дорого, а конечные результаты не очевидны в своей пользе. Евгений Иванович же полагал, что это мнение ошибочно, так как методик определения «дорогого» или «дешевого» поиска лучшего будущего не существует. НИОКР – это поиск, без которого устойчивую конкурентоспособность атомной энергетики создать невозможно: пока мы будем внедрять новое на чужих достижениях, постоянно будем опаздывать в развитии атомной энергетики.
Я хотел бы подчеркнуть, что уже в то время Е.И. Игнатенко вместе со своим заместителем А.К. Полушкиным выдвинул идею и начал реализовывать создание нового типа АЭС – плавучей атомной электростанции. Создана была даже отдельная структура – малая энергетика. Эта идея реализована в наше время.
Девяностые годы для атомной энергетики – однин из самых сложных периодов. Попав в тяжелейшие условия неплатежей, сбоев в промышленном производстве, атомщики находили в себе силы и возможности для поддержания оборудования АЭС в исправном состоянии, не снижая надежности и безопасности. Каждая станция, став самостоятельным юридическим лицом, выживала самостоятельно.
В 1991 году решено было объединить АЭС в единую эксплуатирующую организацию. Основным идеологом этого шага стал Евгений Иванович и его ближайшие соратники. Они понимали, что без объединения нельзя будет выполнять основные задачи по обеспечению безопасности действующих атомных станций и тем более их развитие. В этом решении оказалось заложено стратегическое предвидение.
В феврале 1992 года Евгений Иванович пригласил меня и попросил Финансово-экономический совет АЭС России разработать технико-экономическое обоснование создания Концерна. От министерства эту работу возглавил В.М. Трунов, который впоследствии, будучи вице-президентом Концерна, пригласил меня на работу в центральный аппарат.
Через три месяца ТЭО разработали, а потом еще длительное время мы обосновывали его в различных структурах органов государственной власти. В итоге в сентябре 1992 года был подписан знаменитый Указ Президента РФ № 1055 «Об Эксплуатирующей организации атомных станций Российской Федерации».
Главный результат создания Концерна – сохранение атомной энергетики России. Практически с первых шагов существования руководству и специалистам пришлось столкнуться с негативными явлениями: падение объема генерации, аварийность, неплатежи. Во время массовой приватизации существование Концерна находилось под угрозой. Атомные станции не раз пытались присоединить к РАО ЕЭС. Только благодаря твердой позиции и профессионализму руководства Концерна подобных сценариев удалось избежать. Кроме того, приходилось проводить работу по преодолению резкого негативного общественного мнения. Это удалось сделать постепенно, доказывая своей стабильной, безаварийной работой право на дальнейшее развитие.
Не обошлось и без неверных шагов. В годы общей неустойчивости принималось немало и ошибочных решений, которые приводили к всевозможным издержкам. Одной из проблем было отсутствие четкого планирования и рационального использование денежных ресурсов, чему способствовала высокая инфляция.
В девяностые годы утрачены методы и средства единой оценки и нормирования труда. Господствующие тогда представления о рынке, рыночном производстве мешали приоритетно распределять скудные денежные средства. В результате возникали тяжелые взаимоотношения руководства с трудовыми коллективами. Совершенно отсутствовало социальное партнерство и оказалось забыто одно из важных направлений в атомной энергетике – «Социальная безопасность».
Перед автомобильной аварией в мае 2001 года Евгений Иванович недолго находился на излечении в больнице. Я его иногда посещал. Даже в это непростое для него время он готовил статью о состоянии и перспективах развития атомной энергетики. Редко можно встретить человека, так преданного своему делу, как Евгений Иванович Игнатенко. В памяти остался прекрасный, сильный человек, один из тех, на ком держится Российское государство.
Вот его некоторые высказывания:
- Основной прогресс после Чернобыля произошел в области культуры безопасности. Победа нам далась очень нелегко, так как пришлось менять мышление людей. Но раз она одержана, значит, мы находимся на правильном пути.
- Коллективу Концерна необходимо сохранять традиции. Они – основа эксплуатирующей организации. Но очень важно при этом видеть перспективу.
- У нас еще есть резервы, которые необходимо использовать в целях повышения КИУМ. Задача, стоящая перед АЭС России, – достижение КИУМ до уровня 85–90%. Помимо этого, для сохранения конкурентоспособности действующих АЭС следует решить вопрос продления сроков эксплуатации энергоблоков, выработавших проектно-установленный ресурс.
- Необходимо заниматься проблемой снятия с эксплуатации отработавших свой ресурс АЭС и перевода их в разряд «зеленых лужаек».
- Молодым людям, которые делают первые шаги в атомной энергетике, могу посоветовать: делать больше, чем вам поручают, и непрерывно самосовершенствоваться. Следить за тенденциями, новыми разработками. Лишних знаний не бывает.
- Алексей Комольцев для журнала РЭА