Современное управление атомными станциями должно осуществляться в цифровом формате с использованием ИТ-решений. По программе цифровизации Концерн развивает и такие направления, как цифровая энергетика, новые цифровые услуги и продукты, в том числе на базе Центра обработки данных. Первостепенное внимание вопросам развития систем и средств информационной безопасности. О результатах деятельности по цифровой трансформации бизнеса Электроэнергетического дивизиона и дальнейших задачах в этом направлении рассказывает директор Департамента управления ИТ-проектами и интеграцией Концерна Олег Шальнов.
В 2019 году стартовали или перешли в активную фазу несколько масштабных проектов по цифровой трансформации. Основная работа была связана с совершенствованием шаблона эксплуатации АЭС. Пилотные проекты выполнены успешно, в 2020 году мы выйдем на полноценное внедрение этих технологий.
Защита и оборона
В 2019 году успешно смонтирована инфраструктура катастрофоустойчивого плеча в ЦОД при Калининской АЭС, это первое решение такого масштаба в Росатоме. Реализована аппаратная часть, в 2020 году планируем сосредоточиться на пусконаладочных работах, чтобы в конце года принять этот программно-аппаратный комплекс в эксплуатацию.
Мы продолжали совершенствовать систему информационной безопасности; о высокой результативности этой многолетней работы говорит тот факт, что у нас на этом направлении не было событий с негативными последствиями. На 2020 год запланировано проведение очередной (проходит один раз в три года) аттестации специалистов по информационной безопасности в центральном аппарате и на девяти АЭС. Планируется масштабная модернизация системы межсетевого экранирования и реализация пилотного проекта по совершенствованию средств защиты корпоративной сети передачи данных и технологических сетей передачи.
Актуальная и успешная работа, открывающая нам путь для развития новых информационных технологий на производстве, – успешное внедрение в производственных помещениях Ленинградской АЭС беспроводной локальной вычислительной сети: проведены все испытания и подтверждена безопасность, функциональность и надежность такого решения. Таким образом, снят системный барьер для внедрения цифровых технологий на площадках АЭС.
Всё лучшее людям
Большая работа проведена с персоналом: реализован ряд «пилотов»; некоторые проекты переходят в стадию масштабирования. Опробованы методы обучения с применением технологий виртуальной реальности; опыт признан успешным, и мы планируем расширять подобные подходы.
Не теряет значимости текущая работа, связанная с административной поддержкой пользовательских рабочих мест. Уровень удовлетворенности пользователей колеблется в установленных пределах – не ниже 90%; в центральном аппарате – 95%. Мы достигаем целевой уровень, но будем и дальше совершенствовать свою работу. Для этого внедрили новую (российская разработка) систему поддержки пользователей, на ее основе будем выстраивать дальнейшую работу. В числе задач, связанных с поддержкой пользовательских рабочих мест, – обеспечение процессов бюджетирования и планирования, предстоящих в 2020 году.
В 2019 году реализован совместный с HR-службой проект по стандартизации и унификации ИТ-функций в наших филиалах. Разработан новый единый договор с «Консист-ОС», унифицированы все сервисные функции для филиалов, подготовлена единая организационно-штатная структура. В структуре Концерна в составе Департамента информационно-коммуникационных технологий остаются служба заказчика и служба развития; «Консист-ОС» будет выполнять роль «умных рук» с полной поддержкой наших информационных систем и инфраструктуры, проводить работы по их развитию. Следующая цель – гармонизация всех задач в созданной инфраструктуре и адаптация пользователей. Положительный эффект от реализованных изменений уже заметен.
Третья развивается, четвертая начинается
В Концерне идет внедрение лучших наработок индустрии «3.0», опирающейся на возможности электроники и ИТ для автоматизации управления в производственных и офисных процессах, а также формируются пилотные проекты индустрии «4.0», опирающейся на возможности искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной реальности, цифровых двойников.
К поколению «3.0» можно отнести единый цифровой шаблон эксплуатации АЭС, который объединяет управление ресурсами, персоналом, обслуживанием и ремонтом, аналитикой, рисками и базой знаний. Завершен пилотный проект по внедрению системы информационной поддержки технического обслуживания и ремонта; мы провели аудит реализованного решения по ТОиР на Балаковской АЭС. С применением новой информационной системы уже выполнены три ремонта. Хотя внедрение этого проекта, одного из самых сложных, заняло более двух лет, результат можно считать успешным.
На всех АЭС будем продолжать внедрение информационной системы поддержки эксплуатации; в настоящее время уже подготовлена конкурсная документация и начинаются закупочные процедуры. Именно развертывание информационной системы поддержки эксплуатации – одна из главных задач на период до 2023 года. Вся программа состоит из внедрения нескольких взаимосвязанных проектов, и безусловно, будет сложна как в координации, так и в технической составляющей.
Параллельно с внедрением и тиражированием шаблона мы выполняем пилотные проекты по внедрению новых технологических платформ индустрии «4.0». Пилоты на референтном объеме демонстрируют эффективность использования технологий и отсутствие отрицательного влияния на безопасность эксплуатации АЭС.
Один из важнейших успехов, на границе третьей и четвертой индустрий, – сдача в промышленную эксплуатацию виртуальной АЭС, разработанной во ВНИИАЭС с привлечением ряда отраслевых организаций.
Успешно внедрена система «умного видеонаблюдения» на Кольской АЭС; потребовалось немало усилий, чтобы проект был реализован. Мы впервые внедрили разработку, относящуюся к «индустрии 4.0», с активным задействованием искусственного интеллекта и смогли убедиться, что необходимо менять подходы к внедрению по сравнению с привычными нам решениями. Наш опыт подтверждает мнение экспертов из других дивизионов и компаний за пределами контура Росатома. Необходима доработка нормативных документов, перестройка обучения и сопровождения проектов «4.0». Извлеченные уроки мы учтем при дальнейшем внедрении видеоаналитики на пилотных площадках. В настоящее время методом анкетирования определяется техническая готовность, затем будут выбраны АЭС для полноценного внедрения видеоаналитики.
Большое значение мы придаем предиктивной аналитике: в 2019 году реализован предпилотный проект, продолжается накопление и систематизация данных. Мы убедились, что существующие технологии действительно позволяют достоверно предсказывать изменения, проблемы в работе оборудования. В ходе подготовки к этому проекту были рассмотрены предложения 14 компаний. Определив и протестировав лучшие решения, мы на базе ВНИИАЭС формируем центр предиктивной аналитики, в 2020 году ожидаем первые результаты. В настоящее время формируются настройки для предиктивной аналитики по работе генератора на блоке № 6 Нововоронежской АЭС.
О тонкостях внедрения
В 2019 году создано сообщество для поддержки процессов цифровой трансформации, объединенное информационным проектом – цифровым порталом. Мы собрали неравнодушных коллег, их интеллектуальный ресурс и конструктивный энтузиазм используем для поиска новых идей, обратной связи, совершенствования ИТ-функций.
В настоящее время выстроена система внедрения ИТ-проектов, глубоко интегрированных в основную производственную деятельность Концерна, таких как системы предиктивной аналитики, поддержка процессов ТОиР и т. д. Проекты такого типа не могут быть выполнены исключительно силами ИТ-специалистов. Каждое внедрение – тесная работа с заказчиком и конечными пользователями; в основе успеха – детальное погружение ИТ-специалистов в производство, в понимание сути производственных процессов. Затем начинается настройка системы, и на этом этапе, по разрешению заказчика, возможны определенные изменения в процессах, а также изменения в программных средствах. Внедрение координирует проектный офис по цифровизации, который создан в 2019 году под руководством заместителя генерального директора – директора по производству и эксплуатации АЭС Андрея Дементьева. О масштабе работы говорит тот факт, что, например, на Балаковской АЭС численность локального проектного офиса при внедрении системы поддержки ТОиР составляла около 70 человек. Во главе проектов не ИТ-специалист, а представитель заказчика – руководитель технического направления. Хотел бы отметить высокий уровень поддержки проектов по цифровизации производственной деятельности со стороны заказчика, высокую грамотность и нацеленность на результат со стороны наших пользователей – технических специалистов.
Таким образом, система внедрения проектов поддержки эксплуатации поколения «3.0» у нас выстроена и работает эффективно. Что же касается внедрения проектов индустрии «4.0», платформ искусственного интеллекта, такие задачи оказались на порядок сложней. Как правило, мы имеем дело с платформой, которая адаптируется с привлечением внешних исполнителей, овладевших этой технологией и наработавших опыт в других отраслях. Сложность внедрения решений с искусственным интеллектом в том, что невозможен типовой подход, сама типизация затруднительна. При каждом внедрении задачи с искусственным интеллектом искусственная нейронная сеть должна быть «обучена» применительно к конкретным условиям, особенностям станции. Пройдя внедрение «машинного зрения» на Кольской АЭС, мы получили в основном базовые знания и понимание проблем, но при масштабировании этой работы на другой блок и тем более на другую АЭС локальную нейросеть придется обучать заново. И если при внедрении системы поддержки эксплуатации поколения «3.0» мы можем обучить продвинутых пользователей и опереться на них при тиражировании проекта, то видеоаналитика, а также предиктивная аналитика и другие системы искусственного интеллекта требуют более тесного взаимодействия заказчиков, ИТ-специалистов, внешних участников. Это касается и таких приложений, как система обучения с использованием дополненной или виртуальной реальности. Хороший проект тот, где виртуальная реальность действительно погружает пользователя в аналог фактически существующего помещения с его конкретным оборудованием. Несмотря на то что, как известно, блоки одного типа похожи, двух одинаковых помещений мы не найдем. Поэтому контент приложения виртуальной реальности надо донастраивать для каждой станции («перерисовывать» помещения, места установки оборудования, учитывать разницу в подводе коммуникаций, технологии ремонта и т. д.). Фактически при внедрении такого проекта должно создаваться полнофункциональное приложение, учитывающее местную конкретику, которое затем внедряется на станции.
Предстоит непростая работа
В заключение Олег Шальнов остановился подробнее на важной задаче, которую предстоит решить в ближайшей перспективе и которая, безусловно, окажется в центре внимания всего коллектива Концерна. Это импортозамещение программного обеспечения, отказ от зарубежных разработок, в том числе переход на российскую операционную систему. Задача поставлена на государственном уровне и будет решена в Концерне. Мы планируем провести замену операционной системы и офисных приложений на рабочих местах пользователей. Принимая во внимание масштаб этого проекта, а также целый ряд сложностей технического и психологического характера, в частности, многолетнюю привычку работать с продуктами Microsoft, мы стараемся обеспечить максимально комфортный переход на другую операционную систему, разработанную на базе Astra Linux, подготавливаем преемственность интерфейса и подбор приложений таким образом, чтобы этот переход прошел с минимальным дискомфортом. «Я лично уже несколько месяцев работаю в новой системе; ее опробовали уже более трехсот пользователей. Замечания и предложения учитываются, и мы оперативно устраняем замеченные недочеты. В ближайшее время мы начнем полноценный процесс импортозамещения наших систем; задача-минимум – чтобы работа прошла без потерь уже имеющейся функциональности; задача-максимум – улучшение имеющихся процессов. Понимая, что работа пользователей будет по объективным причинам на переходном этапе усложнена, мы постараемся не снижать показатели удовлетворенности наших заказчиков и сохранить достойный уровень удовлетворенности и далее», — отметил Олег Шальнов.
Алексей Комольцев для журнала РЭА