Почему выбирают профессию атомщика, чему из нужных на производстве дисциплин учат в вузе, а какие знания, может быть, избыточны? И как адаптироваться после учебного заведения к работе на самом ответственном производстве, рассказывают молодые специалисты
Комфортное принятие в команду
Степан Столяров, оператор реакторного отделения реакторного цеха № 2 Балаковской АЭС
– С детства меня окружали люди, связанные с атомной отраслью. Глядя на них, я понимал, что это успешные, самореализованные, ответственные, культурные, образованные и достойные представители нашего общества. С возрастом стал понимать и значимость их работы, поэтому сложностей с выбором профессии у меня не было. Еще в школе я знал, что буду поступать в технический вуз. В приоритете были МЭИ, МИФИ и Обнинский институт атомной энергетики (сегодня филиал МИФИ). Я прошел по конкурсу во все институты, но мой выбор пал на первый наукоград России. Этот институт является кузницей «атомных» кадров с высоким уровнем подготовки. Отучившись, получил специальность «Атомные станции. Проектирование, эксплуатация, инжиниринг». На первых трех курсах идет общая программа, а остальные курсы – обучение строго по специальности. Наша кафедра дает абсолютно все знания, которые требуются для дальнейшего трудоустройства в атомной отрасли начиная от конструктивных особенностей атомных станций разных типов, знакомства с важными системами безопасности и заканчивая пониманием физики атомных реакторов. Были предметы, не связанные со специальностью, например, философия, но не вижу в этом ничего страшного. За учебу огромное спасибо преподавателям и знатокам своего дела – Сергею Терентьевичу Лескину, Виктору Ивановичу Слободчуку, Владимиру Ивановичу Белозерову, Андрею Владимировичу Морозову – и остальному преподавательскому составу. Для адаптации молодых работников Балаковской АЭС задействовано большое количество людей. Атомная станция – это одна большая семья, и если приняли, то обижать точно никто не будет. С самого начала трудоустройства ты проходишь ряд мероприятий, направленных на комфортное принятие в команду. Это инструктаж по охране труда и технике безопасности, получение пропуска. Затем знакомства: с руководителем, наставником и коллегами, ответственным за адаптацию работником отдела развития персонала, представителем актива молодежной организации. Совместно с наставником составляются индивидуальный план развития и программа адаптации на 36 месяцев. Проходит ознакомление с коллективным договором Балаковской АЭС. На Балаковской АЭС есть интересная программа «Адаптация 2.0», в которой принимают участие молодые работники. Цель – непринужденно, в спортивно-игровой форме познакомить с ценностями Росатома, завести новые знакомства и просто хорошо провести время. Считаю, что руководство АЭС и отдел развития персонала делают все, чтобы новый человек без трудностей адаптировался в коллективе и на производстве!
Спасибо наставнику
Евгений Малов, инженер цеха обеспечивающих систем Ростовской АЭС
– С первоначальным выбором мне помогли определиться родители: подсказали идти на энергетический факультет ЮРГТУ (НПИ). Позже, после первой ознакомительной практики, когда я побывал на настоящей электростанции (на действующем энергоблоке Новочеркасской ГРЭС), понял, что выбор был сделан правильно. В институте давали много знаний: направление «Тепловые электрические станции», по которому я учился, готовит инженеров для разных типов электростанций (ТЭЦ, ГРЭС, АЭС и др.). Из этих знаний пригодилось не все, но конспекты по спецпредметам я храню. Что касается сложностей на рабочем месте и чему не учили в вузе: когда приходишь на большое предприятие, то не сразу понимаешь, как взаимодействуют между собой подразделения, кто за что отвечает и кто что делает. У меня были вопросы: кто и чем занимается в нашем подразделении, к кому с какой проблемой можно подходить? За разъяснения спасибо наставнику, который был моей путеводной звездой. А также коллегам из отдела, потому что я к ним приставал с разными, в том числе и простыми, как им казалось, вопросами.
Профессия будущего
Татьяна Мошина, инженер-химик химического цеха ЛАЭС-2
– Начало моего пути никак не было связано с атомной отраслью. Место моего рождения – городок Серов в Свердловской области, который далек от деятельности Росатома. Но с детства я желала заниматься чем-то значимым, и не видела себя в роли домохозяйки. Карьерные амбиции и технический склад ума привели меня к пониманию, что мое место в крупной промышленной организации. Мне было около 10 лет, когда начался мой путь к профессии. В школе я старалась развивать себя в разных направлениях, но точные и естественные науки давались мне легче. Мое дальнейшее развитие объединило два этих направления: по профессии я промышленный эколог, специализация «Техносферная безопасность».
Может показаться, что инженер-химик на АЭС и промышленный эколог – две разные профессии, но это не совсем так. Я всегда считала промышленную экологию профессией будущего. Обучаясь, получила обширные знания во многих областях: всевозможная химия, технологии подготовки воды, очистка сточных вод и газовых выбросов, физика, гидро– и газодинамика, процессы и аппараты химической технологии, экология, ноксология и знание многих других дисциплин – все это теперь нужно мне в работе. Моя профессия не легкая, но, без сомнения, очень интересная.
Что было полезного в вузе? Я считаю, что все приобретенные компетенции в вузе полезны, но важно, как именно и насколько хорошо ты умеешь их применять в реальных условиях. Зачастую студенты слабо представляют жизнь «после» университета, поэтому им кажется, что учеба была бесполезной, а приобретенные знания лишние в работе.
Чему стоило учиться активнее? В 2018-м я закончила магистратуру в Уральском государственном лесотехническом университете Екатеринбурга, который так же далек от атомной отрасли, как и мой родной Серов. В моей программе были только упоминания об атомной энергетике. Когда в 2017 и 2018 годах я решила участвовать в «Турнире молодых профессионалов» (который в результате и привел меня на Ленинградскую АЭС), мне пришлось погружаться в отрасль самостоятельно. Если бы не одна из лучших кафедр (физико-химической технологии защиты биосферы), на которой я обучалась, я не справилась бы с этой задачей. То есть все, что ты делаешь во время учебы в университете, прямо или косвенно помогает тебе в дальнейшей жизни.
Что помогло адаптироваться после вуза, что пришлось преодолеть? Уже на последнем курсе магистратуры мне поступило предложение о работе на Ленинградской АЭС, это вдохновило во время написания и защиты магистерской диссертации. Затем предстоял переезд почти за 3 тысячи километров, а на сомнения или адаптацию попросту не было времени. Да и вообще, сомнений не было: понимание, что я буду работать на потрясающем объекте, который олицетворяет всю глубину человеческой мысли, подгоняло вперед; именно этого я всегда хотела. Сложность пришла потом: когда долго идешь к чему-то важному и наконец приходишь – это как пробежать марафон. На финише ты счастливый, но очень уставший, а впереди уже следующий забег, и нужно срочно найти силы. Помогло, во-первых, понимание , что твоя работа вносит вклад в работу огромной команды, которая дарит свет и тепло людям. Во-вторых, природа, которой встретил меня Сосновый Бор, и из которой я черпаю силы для новых побед!
Продолжаем династию
Александр Комков, инженер 3-й категории ЦВТ ЛАЭС-2
– ЛАЭС строил еще мой дед, отец работает на станции – получается, что я продолжаю династию. Учился в филиале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – Институте ядерной энергетики в Сосновом Бору. Преподаватели, которые нам рассказывали о нейтронно-физических процессах, работали в НИТИ Александрова, поэтому погружали нас в такие подробности, как выполнение тепловых и физических расчетов при проектировании новой установки. Это ближе к научной деятельности, и для работы в НИТИ было бы важно, но малоприменимо на атомной станции. Мне больше пригодились знания об атомной энергетике, о ЛАЭС и ее структуре – именно это оказалось нужно, когда я пришел и попал в цех вентиляции. Мое пожелание к программе – это обеспечивать более узкую направленность на предмет. Нам не хватало преподавателей от ЛАЭС, но тем интереснее были занятия с начальником смены блока, который и рассказал нам основную информацию о станции, за что огромное спасибо. А уже войти в работу было несложно – коллектив дружный, коллеги помогали со всеми вопросами. Ничего, что могло бы помешать освоиться на работе, по большому счету не было.
Прикладная экономика
Оксана Черненко, экономист отдела организации и проведения закупочных процедур по материально-техническим ресурсам Балаковской АЭС
– С выбором профессии мне помогло определиться поступление в Балаковский инженерно-технологический институт (филиал НИЯУ МИФИ) на специальность «Экономист в машиностроении». Экономика – прикладная наука, она применяется в любой сфере деятельности. На первых курсах вуза было много непрофильных предметов, но знания лишними не бывают. Вузовское образование направлено не только на специализацию, но и на всестороннее развитие личности. Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности, и я не исключение. По специальности «Экономист» устроиться было сложно. Отказывали в связи с тем, что нет опыта работы. Но адаптироваться после вуза мне помогли целеустремленность и желание работать. В итоге я была принята на одно из крупнейших предприятий атомной энергетики России, чему очень рада!
Город у моря
Станислав Водяков, электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений 6-го разряда ЦТАИ ЛАЭС-2
– Пока я учился в Институте ядерной энергии и промышленности Севастопольского государственного университета (по специализации «Автоматика технологических процессов»), до третьего курса практически не понимал специфику работы на АЭС. В ходе учебы представлял себе работу производства, где автоматика управляет конвейерами и датчиками. Затем, когда начал вникать в суть профессии и съездил на практику на Балаковскую АЭС, понял – это дело интересное и денежное, и тогда начал целенаправленно учиться, чтобы попасть на АЭС.
В работе очень сильно помогло изучение контрольно-измерительных приборов (я попал в цех ТАИ). Мы в университете изучали именно контрольно-измерительную аппаратуру. Но не хватило материалов и информации по программно-техническим комплексам, которые используются на АЭС. В данный момент я учусь на инженера; в большей степени предстоит работать с программно-техническими комплексами, а мы их проходили лишь поверхностно. Причем база – стойки ТПТС – у нас была, но не было обучающих методик. Надеюсь, сейчас уже они появились. Если бы мы изучили в университете эту систему, было бы проще.
При этом мы подробно изучили программно-технический комплекс еще на СМ-2М, машине еще 1970-х годов. Но когда я приехал на АЭС, то понял, что это две разные эпохи: мы изучили аналоговую систему, а уже пришли цифровые. Думаю, что стоит учить студентов на «железе», которое применяется уже сейчас. Тем более что оно рассчитано на многие годы, и сегодняшние программно-технические комплексы проживут долго.
Познакомиться с АЭС помогла практика. Первый раз практику я проходил на Балаковской АЭС: познакомился с производством, структурой в целом, с цехом ТАИ. Второй раз поехал на Ленинградскую АЭС: подумал, что если здесь строятся новые блоки, то будут вакансии, и целеустременно устремился именно сюда. Попав на практику, познакомился с представителями отдела развития персонала и отдела кадров, стало проще ориентироваться. После трудоустройства хорошо помогал отдел кадров. Я встретился с непосредственным руководителем, коллективом, они уже познакомили с оборудованием, базами данных, «географией» здешних мест. Только общение помогло адаптироваться.
Хотел бы отметить, что очень хорошо были обеспечены условия быта. Первый месяц, пока я оформлял документы на компенсацию выплаты по аренде жилья, мне предоставили комнату в санатории-профилактории. Затем я снял квартиру, молодым специалистам после вуза компенсируют 90 % аренды в течение трех лет. Затем сумма уменьшается, но начинает действовать социальная ипотека, которую планирую взять. Хотел бы добавить, что еще мне очень понравился Сосновый Бор. Во-первых, я родился в Евпатории и привык к морю. Во-вторых, город расположен близко к Петербургу, ухоженный, и люди гостеприимные.
Престиж и востребованность
Анастасия Шубина, инженер ОТИиПБ Ростовской АЭС
Когда выбирала профессию, причин пойти на АЭС было много. Это возможности, которые дает отрасль, это пример родных и близких (некоторые тогда работали в отрасли) и, конечно, престиж и востребованность. Это и определило путь. За пять лет учебы в вузе сомнений в выборе не было: сохранялась уверенность, я понимала, что и зачем делаю, нравились все предметы, что изучала.
Однозначно пригодилось все, чему нас учили. Когда проходили проверку знаний для получения допуска к самостоятельной работе, оказалось, что многие вопросы были изначально изучены еще в вузе; если приходилось разбираться с чем-то, то было понятно, о чем идет речь. На рабочем месте не сразу удалось освоить незнакомые компьютерные программы, но это программные продукты предприятия, и их, пожалуй, нет необходимости изучать в вузах. Большую помощь и содействие оказал наставник: проявлял внимание к вопросам, отзывчивость, проблемы решал моментально. Меня не оставляли с проблемами в одиночестве: «сама найди и разберись», такого не было. Также помогал весь коллектив. Если не было наставника, знала, к кому обратиться. Чего не хватило из вуза, сложно сказать. Вуз обеспечил базу, а в процессе работы уже добавляешь опыт поверх знаний и так становишься специалистом.
Что касается английского, я еще в школьные годы получила хороший уровень благодаря репетитору, которая вела меня со второго и до одиннадцатого класса. В вуз мало кто из студентов пришел с достаточной базой английского. Многие приходили почти с нулевым уровнем; преподавателям было сложно объяснять базовые уроки из школьной программы, когда нужно уже тратить время на профильный английский. Наша преподаватель делала все, что могла, вытягивала всех. Но изучение языка сильнее всего зависит от самого студента: если он хочет, то выучит английский. Это сложно сделать, если изначально со школы не имеешь базы, тогда и вуз не поможет.
Алексей Комольцев для журнала РЭА