«Атомная энергетика как неотъемлемый элемент повестки устойчивого будущего» – так сформулирована тема отраслевой панельной дискуссии в рамках мероприятий Российской энергетической недели – 2019. Какие ключевые эффекты и ценности имеют атомные технологии? Каким образом они влияют на качество жизни людей? В чем основные барьеры для развития атомной энергетики? На эти и другие вопросы постарались ответить участники дискуссии
Переходим в востребованные
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев напомнил, что в последние годы наблюдаются две яркие тенденции энергетического запроса. Первый запрос состоит в том, что не столько цена на сегодняшний момент, сколько прогнозируемость и стабильность на горизонте десятилетий становится фундаментальным условием развития любого инвестиционного проекта в сфере энергетики. Все чаще от заказчиков можно слышать о готовности платить больше на старте проекта в течение пяти-семи лет, при условии, что на горизонте нескольких десятилетий цена выровняется по отношению к рынку или окажется ниже. В связи с долгосрочностью проектов и в силу появившихся компетенций по долгосрочному планированию атомная энергетика способна отвечать на такие вызовы. Энергоблок большой мощности, 1 ГВт и более, создается с горизонтом использования в 50–60 лет. Возможное продление увеличивает срок службы проекта до 80 лет, и прогнозируется выход на столетний горизонт. С учетом сравнительно небольшой цены топлива в стоимости произведенной энергии можно управлять стоимостью электроэнергии на горизонте до века.
Второй актуальный запрос рынка – это максимально эффективное использование существующих и создаваемых энергетических мощностей. Подходы, связанные с «умными сетями», «умными городами», бережливыми технологиями на основе цифровых продуктов, находятся в центре внимания многих игроков рынка, и Росатом не исключение. Синергия долгосрочного планирования и управления стоимостью, максимально эффективным использованием имеющихся источников энергии, – это «программа-минимум» для беседы с инвестором, руководителем региона при выборе источников энергии.
Немаловажный аспект – это борьба с парниковым эффектом; с сентября 2019 года для России это уже не только цель, но и обязательство, связанное с ратификацией Парижского соглашения. Нет необходимости аргументировать, что эмиссия углерода в связи с деятельностью атомной энергетики минимально. Атомная генерация должна рассматриваться в одном ряду с солнечной, ветровой и прочей энергетикой, использующей естественные природные возможности для генерации. Из факультативности тема экологии и борьбы с изменениями климата переходит в основную повестку. «Зеленые» преимущества атомной энергии нужно продвигать активнее, поскольку никто другой (ни сторонники концепции устойчивого развития, ни экологические активисты) не информированы и не мотивированы на продвижение этих технологий так же, как представители отрасли. Поэтому и руководителям, и участникам бизнесов в мировой атомной отрасли нужно переходить от оборонительной позиции (информации о приемлемости наших технологий) к наступательной информационной политике, говоря
о необходимости наличия атомной энергетической компоненты в мировом и национальном энергобалансах. В России мы имеем полную поддержку федеральной власти и на местах, эффективно взаимодействуем с инвесторами, выходим на объекты генерации малого и среднего формата.
Свобода, равенство, энергия
Главный исполнительный директор Framatome SA Бернар Фонтана остановился на таком аспекте ядерной энергетики, как обеспечение национальной энергетической независимости. По его словам, Франция сохранила энергонезависимость именно благодаря атомной генерации, которая составляет в энергобалансе страны 75%. Это позволяет удерживать тарифы на электроэнергию примерно на 22% ниже среднеевропейских, а следовательно, получать значимое преимущество для национальной экономики в целом. Республика готова развивать солнечную и ветровую энергетику, как делают и соседи, но сохраняя базисный уровень ядерной генерации. Вытесняться из производства электроэнергии будет органическое топливо: ожидается, что снижение ископаемого топлива снизится на 40% к 2030 году. Эмиссия углекислого газа будет сокращена за счет гибкого использования возобновляемых источников энергии и благодаря продлению срока использования АЭС. Ядерный комплекс страны предлагает правительству несколько перспективных инициатив по строительству АЭС.
Лучшее из возможных решений
Министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии, постоянный участник дискуссий об атомной энергии Петер Сийярто, также видит в АЭС возможность удерживать в конкурентоспособном тонусе всю экономику страны. По его словам, АЭС «Пакш» вырабатывает 46% электроэнергии в стране. Поскольку технология зарекомендовала себя как чистая, безопасная и эффективная, было решение добавить два новых блока суммарной мощностью 2,4 ГВт – и уже на 60 лет вперед обеспечить страну энергией. Атомная генерация – национальная компетенция венгров и залог суверенитета, какое-либо политическое давление для дискриминации АЭС неуместны: лишь национальным правительствам дано решать, какую генерацию надо привлекать в страну. Кроме оздоравливающего эффекта для тарифов и атмосферы, само по себе строительство – это мощное вливание здоровых сил и средств в экономику. Первая АЭС была самым крупным инвестпроектом в Венгрии в минувшем веке; строительство новых энергоблоков – крупнейшая инвестиция века нынешнего. В целом строительство
АЭС «Пакш-2» рассматривается не только как путь к получению энергии, но и как концепция продвижения экономики на более высокие технологические уровни. Большой эффект для общества имеет появление большого количества специалистов в области атомной энергии. Компания, которая готовится к строительству, взаимодействует с шестью университетами, чтобы подготовить необходимое количество ядерных инженеров. Это повышает в целом общий уровень национальной экономики.
Что касается активных дебатов о защите окружающей среды и выбросах углерода, министр отметил, что на самом деле наблюдается не профессиональная, взвешенная полемика, а достаточно поверхностный пиар одних технологий в ущерб другим. Более того, мы слышим декларации о стремлении к 2050 году полностью избавиться от углеродного топлива, но одновременно видим прокладку новых маршрутов для углеводородов, конкурентную борьбу поставщиков за рынок. В этой ситуации сложно, но нужно сохранять стратегическую устойчивость. По словами Петера Сийярто, при желании видеть прогресс в защите окружающей среды и не противоречить устойчивому развитию общества выбор в сторону ядерной энергии является единственно верным. Один из упреков, который делается в сторону проекта, – это ориентация на Россию. Но, напомнил Петер Сийярто, на проекте «Пакш-2» используется оборудование Framatome и AEG, то есть проект фактически стал точкой сближения конкурирующих производителей. Значительный объем работ будет выполнен венгерскими компаниями. Получает развитие вся территория присутствия АЭС. Таким образом, подвел итог министр, решение строить вторую АЭС – это одно из лучших решений, принятых правительством за последние годы.
Белорусский мотив
С венгерским коллегой согласен и министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич. По его словам, вопрос энергобезопасности имеет первостепенное значение для любого государства. Энергетическая самостоятельность, диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов, эффективность использования ресурсов, снижение нагрузки на окружающую среду – основные ориентиры, принятые в республике. Беларусь сделала выбор в пользу развития национальной ядерной энергетической программы в 2008 году. Хотя непосредственно стройка стартовала в 2012-м, подготовительная работа была развернута немедленно: создание регулирующих органов, формирование законодательной базы, выбор и подготовка площадки, разработка и обоснование инвестиций, оценка влияния АЭС на окружающую среду, получение разрешительных документов и лицензий. Строительство АЭС осуществляется в тесном взаимодействии с Росатомом, но на площадке представлены и белорусские строительные организации. Республика встраивается в престижный атомный клуб: с участием специалистов Белорусской АЭС проведено уже семь различных экспертных миссий МАГАТЭ в разных странах. По оценке экспертов, ввод АЭС позволит обеспечить порядка трети потребности страны в электроэнергии и окажет положительное влияние на окружающую среду.
Что касается эффекта в общенациональном масштабе, параллельно со строительством АЭС реализован проект по строительству новых и реконструкции имевшихся ЛЭП, что позволит обеспечить энергией АЭС любой регион республики. Получили импульс к развитию новые, в том числе энергоемкие производства. Созданы условия для развития электротранспорта; в Минске уже появились электробусы на смену традиционным автобусам. Электрифицируются участки железной дороги. Развивается зарядная инфраструктура для личного автоэлектротранспорта. Активизировалось строительство жилых домов с применением электроотопительного оборудования взамен традиционным схемам теплоснабжения от котельных и ТЭЦ. Все это – повышение качества и уровня жизни в стране.
И, наконец, построили
Даже естественные трудности при строительстве АЭС и подготовке ядерной инфраструктуры не разочаровывают страны, которые приняли решение об атомном проекте. Так считает главный исполнительный директор Корпорации атомной энергии Объединенных Арабских Эмиратов Мохамед аль-Хаммади. В стране силами южнокорейского вендора возводится АЭС, суммарная мощность которой при полном развитии составит 5,6 ГВт. В этом случае вклад в энергобаланс страны составит 25%. Выбор ОАЭ в пользу атомной энергии особенно характерен, поскольку страна не обделена ни углеводородами, ни солнечными днями. Желание диверсифицироваться связано с тем, что ядерная энергия более чиста, чем углеводородная, и в отличие от солнечной энергетики она может работать в базовом режиме. Страна рассчитывает запустить первый блок в 2020 году. Ключевой сложностью, которую пришлось преодолеть, стало развитие человеческого капитала – обучение работников как для самой станции, так и для организаций и предприятий экосистемы вокруг АЭС. Немало сил потрачено на воп
росы создания национального законодательства. В настоящее время первый блок практически готов к работе, проведены тесты, но главное – есть квалифицированные операторы.
Дворцов прекрасней, выше пирамид
Амгед Эль-Вакиль, председатель совета директоров Управления атомных электростанций Арабской Республики Египет, согласился, что в реализации таких ответственных проектов, как АЭС, поспешность не лучший путь к успеху. Он напомнил, что программа развития атомной энергетики в Египте началась в 1950-х, когда было создано управления по атомной энергетике. Фактически программа стартовала в 1961 году, на основе сотрудничества с российскими партнерами. К 2007 году страна в целом могла опираться на собственные человеческие ресурсы для активного развития проекта. Тогда и было принято решение о реализации ядерной программы со строительством нескольких АЭС. При этом есть понимание, что реализация такого проекта окажет влияние на страну в примерно столетней перспективе, поэтому важно содействовать максимальному вовлечению национальных промышленных предприятий в проект. При правительстве создан комитет совместно с контрактором – компанией ASE для вовлечения локальных субконтраткоров в проекты. Есть понимание, что проект ато
мной энергетики повлияет на все части страны. Это позволит улучшить национальную инфраструктуру, в целом поднять уровень промышленности.
О светлом будущем
Михаил Чудаков, заместитель генерального директора – руководитель Департамента ядерной энергии МАГАТЭ, напомнил, что, прогнозируя устойчивое будущее, нужно рассчитывать на диверсифицированные системы. Ни один моноисточник не идеален. По ряду показателей, безусловно, выигрывает ядерная энергия. Есть и минусы – это начальные инвестиции, опасные отходы, сопротивление консервативной части общества. Известно, как преодолевать эти сложности. Поэтому, желая прийти к системе устойчивого развития, мы должны стремиться к выходу на 25% в энергобалансе (сегодня АЭС – это 5% установленных мощностей и 10% генерации). К сожалению, не все разделяют эту цель. Так, экспертные оценки говорят о наращивании объема производства энергии; самый пессимистический прогноз предсказывает даже небольшое уменьшение доли атомной генерации. Позитивные сценарии удваивают долю, но 20% – это тоже не четверть в общем балансе. Между тем одна лишь Африка, по прогнозам, способна удвоить население к 2050 году, и если уровень энергопотребления контин
ента останется тем же, проблема бедности лишь усугубится. Ждать ли новых волн миграции и полного коллапса Старого Света или разумнее обеспечить континент собственной мощной генерацией и иными мерами для поднятия уровня жизни? Это касается не только Африки, но и других частей мира, которые хотят встать на путь благополучия и устойчивого развития. МАГАТЭ не теряет оптимизма; уже 30 стран используют ядерную энергию, еще примерно столько же активно присматриваются к атомному проекту. Агентство предлагает десятки инструментов, которые помогают странам запустить или оптимизировать атомные программы по всем циклам ядерных процессов – от горных разработок и обогащения до строительства, операционного управления и бэк-энда. Кроме привлечения неофитов, нужно содействовать максимально долгому сроку использования действующих АЭС при условии обеспечения безопасности и надежности. МАГАТЭ заглядывает и дальше – в развитие малых модульных АЭС, замыкание топливного цикла и даже в термоядерный синтез.
Алексей Комольцев для журнала РЭА