Требования к компаниям-поставщикам по проектам строительства АЭС за рубежом обсудили участники международного форума АТОМЕКС-2018. В связи со значительным расширением портфеля заказов Росатом заинтересован в вовлечении новых поставщиков в проекты сооружения АЭС и, как следствие, в повышении информированности потенциальных поставщиков в вопросах закупок. В этом году очередной форум АТОМЕКС собрал 1670 участников из 31 страны мира. Из общего количества около 84 % составили представители компаний-поставщиков, которые участвовали как в мероприятиях деловой программы, так и в выставочной экспозиции. Среди зарубежных стран Республика Корея и Турция представили на форум наиболее многочисленные делегации.
Основными темами круглых столов на АТОМЕКСе стали особенности закупочной деятельности и контрактации поставщиков оборудования и услуг для проектов Росатома в России и за рубежом; типизация и унификация поставляемого оборудования для АЭС; финансовые инструменты поддержки поставщиков.
Выступая на открытии АТОМЕКСа, директор Департамента методологии и организации закупок Госкорпорации «Росатом» Инна Мельченко отметила, что за последние годы форум стал ключевой площадкой для открытого конструктивного диалога поставщиков с предприятиями атомной отрасли. «Из года в год на выставочной экспозиции представляются лучшие инновационные продукты российского и зарубежного производства, в рамках встреч выстраиваются деловые контакты, которые потом становятся основой долгосрочных отношений». В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ Валерий Селезнев подчеркнул, что российская атомная отрасль занимает важное место в энергетике страны и в целом в энергетике мира. «Росатом с каждым годом наращивает свое присутствие за рубежом и занимает лидирующее место по количеству проектов, осуществляемых на текущий момент. Портфель зарубежных заказов растет количественно и качественно. Росатом отличается от других корпораций способностью предоставить полный цикл услуг начиная от помощи в изменении национального законодательства, выбора площадки и вплоть до утилизации. Это позволяет говорить о том, что Росатом создает новые отрасли за рубежом. В связи с этим очень важно сохранять и развивать тот уровень качества, который обеспечивают его поставщики», – сказал Селезнев.
В ходе круглых столов, треков, на стендах (в том числе стенде АО «Концерн Росэнергоатом») была представлена информация о программе закупок Госкорпорации и ее ключевых дивизионов. В презентациях отмечено, что ежедневно в результате конкурентных процедур в среднем более 130 компаний получают заказы от Росатома на сумму более двух миллиардов рублей. В 2019 году планируется проведение закупок конкурентным способом на сумму 975 млрд рублей, что примерно на 20% превышает показатель текущего года.
В срок и без превышения бюджета
Немалый интерес со стороны участников вызвал проводившийся в рамках форума круглый стол «Сооружение АЭС российского дизайна в России и за рубежом. Статус проектов, возможности поставщиков». С обзорным докладом на нем выступил вице-президент по капитальному строительству АО ИК «АСЭ» (Инжиниринговый дивизион Росатома) Николай Виханский. В активной фазе – проектирование или строительство – у АСЭ сейчас находятся десятки энергоблоков. «Это очень серьезные объемы работ, и мы открыты для взаимодействия с нашими партнерами, поставщиками и подрядными организациями», – отметил представитель Атомстройэкспорта, уточнив, что наиболее востребованными являются общестроительные работы и поставки неосновного оборудования.
Тема сооружения АЭС в настоящее время чрезвычайно актуальна для Росатома. И главный, наверное, вопрос состоит в том, чтобы в максимальной степени унифицировать и типизировать процессы, оборудование и услуги для новых станций, учитывая, что проекты отличаются по своей специфике, а страны, в которых предполагается действовать, имеют очень разный уровень развития: от новичков в атомной энергетике до достаточно развитых в этом отношении государств.
Аналитика по этой теме также очень важна для самих компаний-поставщиков с точки зрения их будущего. Это связано с тем, что реализация очень большого количества строительных проектов АЭС за рубежом сопровождается превышением изначально запланированного уровня цен и существенным затягиванием сроков строительства. Есть одна «говорящая» цифра: за последние полвека примерно 95% всех АЭС в мире сооружались с превышением бюджета. По экспертным оценкам, около двух третей проектов АЭС, которые строятся сегодня, будут осуществляться дольше, чем изначально планировалось.
Ключевым фактором, для того чтобы добиться успеха в сооружении АЭС и максимально приблизиться к запланированным срокам и бюджетам, для Госкорпорации является также выстраивание цепочек поставок, эффективный диалог с поставщиками в рамках управления процессами. Произошедшее недавно банкротство компании Westinghouse, по мнению экспертов, отчасти было связано с тем, что за то время, пока эта компания не занималась процессами строительства АЭС, оказались разрушены налаженные изначально цепочки поставок. «Сборка» цепочек заново, когда понадобилось возобновить строительство, закончилась неудачей, и поэтому компании не удалось реализовать намеченные проекты строительства АЭС в отведенные сроки и с заявленным бюджетом.
Куда пойти?
Сегодня АО «ИК «АСЭ» объединяет три главных офиса, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, 24 филиала (20 – в России и четыре за ее пределами) и 12 представительств за границами страны. Портфель заказов превышает 100 миллиардов долларов США, это 35 блоков в 11 странах.
В России у Атомстройэкспорта в настоящее время в активной фазе находится сооружение двух энергоблоков Курской АЭС-2 (проект ВВЭР-ТОИ). Этот проект очень важен в том числе и с точки зрения получения референций для зарубежных рынков; здесь предполагается использование услуг внешних поставщиков и подрядных организаций. На остальных отечественных объектах в основном ведутся пусконаладочные работы, поставка оборудования практически завершена, поэтому они в меньшей степени интересны для потенциальных поставщиков и подрядчиков. При этом у АСЭ имеется достаточно большой портфель зарубежных проектов. В числе наиболее привлекательных для поставщиков Николай Виханский назвал АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, АЭС «Руппур» в Бангладеш и ряд других.
По словам представителя АСЭ, за рубежом компания выполняет два основных типа контрактов. Первый – это полный ЕРС-контракт, где Атомстройэкспорт отвечает не только за поставку основного оборудования, но и за строительно-монтажные работы, то есть, по сути, сдает станцию под ключ. К таким типам контрактов относится, например, проект сооружения АЭС «Руппур». Сейчас уже началась активная фаза сооружения этой станции, пройдена точка «первого бетона», поэтому существует потребность в пополнении конкурентного рынка в лице внешних подрядчиков и поставщиков. «Притом что этот проект не самый простой с точки зрения климата, географических условий, мы понимаем, что он тоже является достаточно привлекательным для потенциальных подрядных организаций», – пояснил Виханский.
Ко второму типу контрактов относится АЭС «Куданкулам», включающий технический проект и поставку основного оборудования. Поскольку проектирование здесь выполняется собственными силами, а поставка основного оборудования осуществляется в основном с предприятий Госкорпорации «Росатом», очевидно, что такие проекты в меньшей степени интересны внешним подрядным организациям: в данном случае АСЭ не может предложить им активного участия в реализации контракта.
«Потенциально интересным» для взаимодействия с внешними партнерами Виханский назвал проект «Пакш-2» в Венгрии – станции, сооружаемой в соответствии с европейскими нормами и правилами (в настоящее время АЭС находится на стадии проектирования); и проект четырехблочной станции в Египте (здесь открываются первые конкурсы по формированию строительно-монтажной базы).
Отвечая на вопрос о том, какие специальные требования предъявляются к партнерам, которые привлекаются к проектам сооружения АЭС, осуществляемым Атомстройэкспортом, Николай Виханский, в частности, отметил:
– Притом что сложные работы будут выполняться собственными силами Госкорпорации и АСЭ, мы, безусловно, выдвигаем свои требования к потенциальным поставщикам. Нам хотелось бы увидеть специализированные организации; организации, способные привлекать собственное финансирование; организации, обладающие соответствующим опытом, квалификацией и прошедшие аудит, которые могут стать нашими долгосрочными партнерами.
Закупки на любой стадии
Тему поставок для АЭС продолжил Сергей Кулаковский, директор по унификации и типизации АО «ИК «АСЭ»:
– Унификация и типизация – это необходимость, с учетом увеличения объема работ и проектов, которые сегодня находятся в активной фазе, и выстраивания цепочек поставок с прицелом на перспективу. Это касается также технологий, качества проектирования и изготовления оборудования. Гибкость объемов и сроков поставки – проблема, которая у нас существует практически при всех закупках. Не секрет, что, заходя на проект, мы, еще не имея четких сроков его реализации, тем не менее заинтересованы в том, чтобы в максимально короткий срок выбрать изготовителя, определиться с поставщиком, предоставить проектировщику исходные данные для исключения перепроектирования, обеспечить возможность выдачи рабочей документации и выход проекта в полной готовности.
Отсутствие четкого понимания по срокам создает риски как для АСЭ, так и для потенциальных участников. Для нас это риск завышения участником цены, риск отказаться от выполнения договора и т.д. Для исключения этих рисков сегодня реализуется пилотный подход, процедуры которого в дальнейшем планируется использовать в полном объеме. Это так называемая формула цены: практически на любой стадии работы по проекту мы организуем закупочную процедуру и определяем поставщика изделий, проводя конкурс по базовой цене.
Понятно, что до момента изготовления, когда уже должно начинаться производство оборудования (как правило, по новому контракту), будет проходить какой-то период времени. Этот период обговаривается условиями, которые дают возможность поставщику качественно проработать технические требования и к моменту начала изготовления иметь практически полностью согласованный комплект технической и технологической документации, позволяющий в том числе повысить качество изготовления оборудования. Данный подход позволяет при заключении договора определить и согласовать с поставщиком порядок определения цены в зависимости от срока и управлять стоимостью поставки сооружения конечного объекта.
Распределение объемов: меньше риска
Строительство каждого энергоблока АЭС – это, несомненно, мегапроект. И значимым элементом его успешной реализации, безусловно, является контрактная стратегия, которая должна определяться на ранней стадии проекта.
Об особенностях контрактной стратегии АО «ИК «АСЭ» рассказал на форуме Иван Бельтюков, директор по контрактации строительно-монтажных работ (СМР). Основными элементами стратегии, по его словам, являются:
- формула ценообразования – в данном случае осуществляется консервативный подход, при контрактации СМР используется в основном твердая фиксированная цена;
- модель управления проектами – интеграция собственными силами заказчика;
- декомпозиция структуры работ. Первым фактором, влияющим на декомпозицию, является диверсификация финансовых рисков посредством распределения объемов работы между несколькими подрядными организациями. Второй существенный фактор – снижение степени сложности управления проектом путем минимизации количества интерфейсов между пакетами-лотами. Далее рассматривается оптимизация объемов работ на предмет обеспечения конкурентной среды при организации процедур закупок, и в конце – технические и лицензионные ограничения, которые существуют в проекте.
- применимые модели реализации. Базовый вариант состоит в том, что АСЭ своими силами разрабатывает проектную и рабочую документацию, осуществляет комплекс работ по заказу основного технологического оборудования и напрямую заключает договора строительных подрядов по твердой цене на условиях под ключ.
Следует отметить, что в Инжиниринговом дивизионе Росатома введена система подбора, мониторинга и аттестации подрядчиков. При осуществлении закупок проводятся маркетинговые исследования и реализуется категорийное управление закупочной деятельностью. Используется практика предквалификационного отбора для оценки возможности компаний выполнять работы на проектах, включая различные формы аудита достоверности предоставляемой информации.
АСЭ использует информационную систему мониторинга подрядчиков, которая включает формирование рейтинга подрядчиков в соответствии с применяемой математической моделью.
Компании, желающие стать поставщиками Росатома, могут получить всю необходимую информацию на сайте Госкорпорации zakupki.rosatom.ru. Здесь представлены стандарты деятельности и требования к закупочным процедурам, а также целевая программа закупок.
– Конечно, при обращении к нам потенциальных участников, выражающих заинтересованность в сотрудничестве, хотелось бы, чтобы они изначально были подготовлены и учитывали требования заказчика – понимали наши стандарты, планы, обращались с более конкретными вопросами и предложениями. Какие пути коммуникации существуют, чтобы стать подрядчиком АСЭ? На стадии, когда только планируется проведение процедуры, следует предоставить информацию о своей компании, чтобы попасть в базу данных и пройти предквалификационный отбор. Данная процедура не налагает никаких ограничений на участников и на их участие в проведении процедуры закупок. С прошедшими предквалификацию компаниями проводятся семинары, мы делимся с ними своими планами, информацией о рынке, – подчеркнул Иван Бельтюков.
Строил? Эксплуатируй!
С особенностями проектов ВОО (Build Own Operate) ознакомил собравшихся Александр Болотов, начальник отдела организации закупок Akkuyu Nuclear, RAOS Projekt. По этой схеме строится АЭС «Аккую» в Турции. Говоря простым языком, эту станцию россияне должны построить, ей владеть и ее эксплуатировать. Это по факту российская АЭС на чужой земле. Сейчас «Аккую» остается единственным BOO-проектом Росатома, но Госкорпорация хочет строить по этой схеме и другие станции. Компания RAOS Projekt является дочерней компанией «Русатом энергоинтернешнл», занимающейся проектами по схеме ВОО.
– Основное отличие от ЕРС-контрактов в том, что мы входим в акционеры эксплуатирующей компании, – пояснил Александр Болотов. – В настоящий момент мы находимся на стадии получения лицензии на строительство, в «Аккую» уже пошел первый бетон.
В целом подход Росатома к международным закупкам по схеме ВОО состоит в том, что основная часть – грубо говоря, ядерный остров и уникальные разработки, которые могут делать только российские поставщики, – передается компаниям Росатома. А оборудование турбинного цеха, АСУ ТП всего оборудования, кроме ядерного острова, и непосредственно сама стройка, как правило, приходятся на долю внешних поставщиков.
Что нужно знать поставщику для зарубежных станций, строящихся по схеме ВОО? Российская атомная промышленность имеет достаточно большой опыт и компетенции, и наши нормы и правила во многом схожи с правилами в других странах. Имеется одно существующее базовое отличие от российской практики – требования к сертификации оборудования устанавливаются национальными регулирующими органами. Эти требования могут включать дополнительные аудиты после контрактации, все это обычно отражено в проекте контракта, который выносится на закупку. Отличие состоит еще и в том, что аудит будет проводить сам национальный регулятор.
– Не буду останавливаться на всей закупочной деятельности Росатома. Подчеркну лишь, что для зарубежных проектов мы все руководствуемся единым отраслевым стандартом закупок. Отступления от него допускаются только в случае прямого противоречия с местным законодательством, что бывает нечасто. За счет этого все поставщики Росатома могут рассчитывать на единый подход, единую политику при проведении закупок; в принципе, идентична и сама механика подачи заявок, – отметил Александр Болотов.
Что касается способов проведения зарубежных закупок, в принципе, их всего два. Это, во-первых, классическая закупка по отраслевым стандартам Росатома, где характеристики запрашиваемой продукции однозначно определены. Второй вариант, который мы часто практикуем, – это двухступенчатая закупка. Она применяется в том случае, когда у заказчика нет возможности однозначно сформулировать требования к продукции. Это могут быть, например, разные технические решения при поставке того же турбинного оборудования. Поэтому здесь мы задаем только базовые требования и запрашиваем поставки на первый этап. Поставщики предлагают свои технические решения, которые анализируются; заказчик перерабатывает свои требования, и потом уже объявляется закупка с определенными характеристиками, предквалификационными требованиями. В принципе, это тоже многоэтапная процедура, единственное отличие в том, что мы запрашиваем рынок, чтобы сформулировать требования к закупаемой продукции.
Ошибки при составлении заявок потенциальными поставщиками также являются вполне типичными – это несоблюдение сроков подготовки пакета документов и его отправки по электронной почте. В стандарте четко прописано, какие именно документы на отборочной стадии нужны, прописан порядок их предоставления, но не надо забывать, что это сложная процедура. При этом на другом конце провода, на электронной площадке, всегда находится заказчик, который при необходимости ответит на все вопросы по процедуре закупки.
Алексей Комольцев для журнала РЭА