Перспективы реализации проектов АСУ ТП для АЭС рассмотрели участники круглого стола, прошедшего в рамках Х Международного форума поставщиков атомной отрасли АТОМЕКС-2018 в Москве. Организатором мероприятия стало АО «Русатом автоматизированные системы управления»
Как единый отраслевой интегратор по направлениям бизнеса АСУ ТП и электротехника, АО «РАСУ» участвует в реализации важнейших проектов Госкорпорации по сооружению и запуску в эксплуатацию атомных станций. Напомним, что всего в портфеле заказов Росатома сейчас 36 энергоблоков АЭС в 12 странах. В рамках международных контрактов Росатома компания определена ответственной организацией за проекты АСУ ТП, включая обеспечение соответствия продукции поставщиков критически важного оборудования требованиям зарубежных заказчиков.
Как реализовать колоссальный объем взятых на себя обязательств? Что для этого необходимо сделать в самое ближайшее время? С какими вызовами придется столкнуться всем участникам проектов строительства АЭС за рубежом? Все эти вопросы обсуждали на круглом столе с участием представителей отраслевого интегратора действующие и потенциальные партнеры Росатома.
Типизировать по максимуму
В своем выступлении первый заместитель генерального директора – директор по управлению проектами АО «РАСУ» Михаил Малинин отметил, что в настоящий момент компания выполняет роль системного интегратора и комплектного поставщика АСУ ТП по шести зарубежным проектам (АЭС «Аккую», Турция; «Бушер», Иран; «Куданкулам», Индия; «Пакш-2», Венгрия; «Руппур», Бангладеш, и «Эль-Дабаа», Египет). Также ведется работа по трем российским проектам (Нововоронежская, Ленинградская, Курская АЭС). В общей сложности это 20 энергоблоков. Ко всем без исключения поставщикам подсистем АСУ ТП будут предъявляться одинаковые критерии.
– Для успешного выполнения проектов необходимо учитывать особенности требований заказчиков, – пояснил Михаил Малинин. – У нас разработана методология контроля за их выполнением, причем как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчиков. Поэтому потенциальные подрядчики должны быть готовы к встраиванию в работу этой системы управления контрактными обязательствами. У нас также запущен проект по сертификации АСУ ТП, так как для участия в строительстве АЭС за рубежом предъявляются высокие входные требования, в том числе по предоставлению документов, подтверждающих прохождение международной сертификации. Кроме того, в Росатоме реализуется проект по типизации оборудования, который призван сократить затраты на изменения в проектах и унифицировать технические решения.
Несколько проектов, по словам Малинина, заслуживают особого внимания с точки зрения требований к поставщикам. В первую очередь это проект «Пакш-2», который сейчас находится в активной фазе исполнения.
– АЭС «Пакш-2» – специфический проект, в котором заказчик требует от нас полного соответствия требованиям ЕЭС, включая прохождение квалификации поставщиками и самим РАСУ, выполнение специфических технических требований заказчика и соответствие европейской нормативной базе. Для РАСУ и в целом для бизнеса автоматизации Росатома данный проект – серьезный вызов, и я считаю очень важным, чтобы понимание этого было у наших потенциальных партнеров-поставщиков.
Чтобы справиться со своей задачей, мы проводим системную работу по сертификации, квалификации поставщиков, сами проходим аудиты. Необходимо также сказать о том подходе, который принципиально отличает проекты, подобные «Пакшу», от российских, здесь заказчиков прежде всего интересуют наши референции: сколько станций мы построили, сколько автоматизировали объектов, насколько хорошо все это работает. При этом их волнуют процессы не только в компании-поставщике, а по всей цепочке изготовителей, это проверяется с тщательностью, достойной уважения.
Второй специфический проект – АЭС «Аккую» в Турции. Это проект Build Own Operate, где господствует принципиально иной подход к сооружению объектов, включая требования к финансированию. Без финансирования поставщики будут рассматриваться только во вторую очередь. В то же время для РАСУ имеет принципиальное значение привлечение к заказам российских изготовителей-поставщиков и увеличение объемов поставляемого отечественного оборудования, в этом заключается одна из функций отраслевого интегратора.
Проекты АСУ ТП будут максимально типизированы, заверил Михаил Малинин. Все конкурсные процедуры будут проводиться исходя из необходимости максимального применения типовых технических требований, которые позволяют унифицировать технические, программные решения и, таким образом, удешевить АЭС в целом.
Роли в матрице
В настоящее время в АО «РАСУ» формируется своеобразная экосистема, основанная на средствах моделирования базового продукта и конкретного объекта его эксплуатации. Такой подход позволяет более точно рассчитывать и управлять экономикой проекта, прогнозировать с существенно более высокой степенью достоверности состояние объекта, возможные внештатные ситуации, оперативно на них реагировать. Поставщики смогут пользоваться платформой, которая сейчас создается, в том числе автоматизированными сервисами управления поставками, контроля, закупочной деятельности. Эти сервисы, по словам директора по качеству и эффективности бизнеса АО «РАСУ» Евгения Худобина, в дальнейшем планируется предоставлять партнерам, с которыми РАСУ вступает в долгосрочные отношения.
В логике этих долгосрочных отношений в качестве инструмента эффективной производственной кооперации создается матрица ролей интегратора и партнеров по бизнесу, определяющая ответственность, которую берет на себя каждый участник процессов.
– Желательно, чтобы каждый наш партнер приносил тот уникальный потенциал по АСУ ТП для АЭС, которого нет в отрасли. Это могут быть услуги по каким-то специфическим испытаниям, экспертизе, по конструированию систем; партнер может предлагать полностью готовую платформу, состоящую из решений по софту, железу и алгоритмам. В зависимости от той роли, которую партнер готов дальше играть, сформируется рабочая карта совместных действий, которые к определенному моменту обеспечат возможность участия в конкретной поставке. Самое главное, что этот инструмент позволяет нам понимать, насколько серьезно партнер готов вкладываться в ту или иную продуктовую линейку. В результате появляется возможность избежать ненужных затрат при создании несколькими предприятиями одного и того же продукта – можно изначально договориться о тех нишах, которые будут целенаправленно развиваться под потребности конкретного заказчика, – пояснил Евгений Худобин.
В свою очередь, коммерческий директор АО «РАСУ» Андрей Сталевский рассказал про организацию процессов по конкурсным процедурам, основные требования, которые предъявляются к поставщикам и их подрядчикам, и о работе, которую проводит интегратор для облегчения процесса закупок:
– Никогда раньше одновременно не сооружалось так много энергоблоков. Чтобы уложиться в сроки, всем нам нужно консолидировать свои скрытые резервы. Единая отраслевая система закупок не может обработать такого большого количества одновременно реализуемых проектов. Поэтому мы решили типизировать закупаемые системы и укрупнять лоты. В договорную работу также вносятся изменения, связанные с предоставлением нашими генподрядчиками сведений о всех субподрядчиках, чтобы понимать полную картину по всей цепочке поставок. Плюс закрепим требование по контролю за исполнением обязательств контрагентами и их загрузкой. Это единственный способ не сорвать ни один из наших контрактов.
Не приведет ли унификация оборудования к ограничению списка потенциальных партнеров РАСУ, был задан вопрос на круглом столе. По словам Андрея Сталевского, приведет, но «в хорошем смысле».
– Мы будем жестко добиваться исключения из цепочки поставок посредников. Хотим оставить в ней квалифицированных, деятельных, мобильных участников рынка, которые будут быстро реагировать на наши требования и выступать не только как надежные поставщики, но и как сговорчивые субподрядчики, – подчеркнул Андрей Сталевский.
Сначала сертификат, потом – проектирование
Рассмотрев организационные и коммерческие нюансы деятельности РАСУ, участники круглого стола перешли к следующим, не менее важным темам – техническим аспектам кооперации, особенностям применения инновационного и модернизированного оборудования АСУ ТП в зарубежных проектах. РАСУ – поставщик сложного оборудования, сложных систем, и в связи с этим встает вопрос их соответствия требованиям зарубежных заказчиков. Вопрос тем более актуален, что эти требования не только отличаются от отечественных норм, но и зависят от конкретной страны, в которой происходит сооружение АЭС.
– Раньше, когда мы занимались строительством энергоблоков Калининской, Ростовской, Нововоронежской, Ленинградской, Белоярской АЭС, все наши референции были сосредоточены на российском рынке. И в целом наше оборудование АСУ ТП всегда соответствовало отечественным стандартам, нормам и правилам. Но в последнее время не менее важным становится соответствие международным стандартам. При реализации зарубежного проекта, такого как АЭС «Пакш-2», сначала необходимо сформировать требования, провести анализ их пригодности, предоставить сертификаты международного образца по выбранному оборудованию и только после этого можно приступить к проектированию системы автоматизации. В связи с этим потребовалось предпринять серьезные усилия по проведению сертификации оборудования наших поставщиков, – прокомментировал Алексей Зятников, заместитель технического директора – директор департамента технических инспекций и оценки соответствия АО «РАСУ».
Сертификация оборудования АСУ ТП, при всей ее важности, – это только часть технических проблем, связанных с поставками и получением конечного продукта на международном рынке. Не менее важно правильно построить архитектуру систем управления и контроля, которые обеспечивают безопасность протекания технологических процессов на АЭС.
– Международные нормативные требования в этом отношении носят достаточно общий характер. При практической же реализации все нуждается в уточнении, вплоть до терминологии, при том что география проектов чрезвычайно обширна – это и Индия, и Египет, и Венгрия, и Бангладеш. В частности, мы столкнулись с серьезными различиями между странами в требованиях, предъявляемых к сейсмике объектов. В любом случае нельзя противопоставлять одни подходы другим: все системы, имеющие отношение к безопасности, должны органично выстраиваться и гармонично сочетаться между собой, – уверен Сергей Чебышов, главный конструктор АО «СНИИП».
Условия будущих побед
Подводя итоги круглого стола, его участники сошлись во мнении, что главным вызовом при реализации зарубежных проектов является выполнение обширного портфеля заказов по АСУ ТП с заданными требованиями и в срок. При этом под требованиями понимаются прежде всего квалификация и сертификация поставщиков, их процессов.
Убедительно прозвучал тезис, что получение сертификатов и заключение контрактов – это не конечная точка для поставщиков оборудования АСУ ТП, а только начало очень длинной, сложной, изменяющейся под влиянием различных факторов работы. Чтобы реализовать свой потенциал, компании-поставщику необходимо иметь цели, ресурсы и уверенность, что эти цели достижимы. Вместе с тем совмещение в РАСУ функций интегратора бизнеса и технологического лидера в области автоматизированных систем управления позволяет обеспечить оптимальное управление комплексными проектами как с коммерческой, так и с технической точек зрения. Без цифровых АСУ ТП не обходится сегодня ни один принимаемый в эксплуатацию, а тем более проектируемый энергоблок.
Алексей Воронин, директор филиала АО «РАСУ» «Русатом Электротехника»
РАСУ активно и плодотворно сотрудничает с АО «Концерн Росэнергоатом» по нескольким направлениям в сфере цифровизации. В этом году стартовал наш совместный проект «Цифровая энергетика», основная задача которого – разработка концепции продуктовой стратегии нового направления бизнеса Госкорпорации. В результате данной работы будет определен перечень наиболее перспективных продуктов и технологий для электроэнергетической отрасли, которые или уже созданы, или могут быть разработаны на предприятиях атомной отрасли. При этом фокус направлен на решения не только для нужд самого Концерна, но и востребованных на предприятиях, не входящих в периметр Госкорпорации.
Так, одним из наиболее значимых для нас проектов является разработка принципиально нового для рынка продукта «кластерная цифровая подстанция» (распредустройство), где РАСУ выступает в качестве разработчика, а Концерн в роли ключевого технического заказчика и постановщика требований. Прогнозируемые эффекты от серийного применения данной технологии – снижение капитальных и операционных расходов на вторичные системы до 30%, а также повышение надежности за счет новых принципов программного резервирования.
При этом для нас крайне важно как можно быстрее перейти к опытной эксплуатации создаваемого продукта. В качестве одного из первых пилотных проектов рассматривается возможность реконструкции ОРУ 110 кВ Нововоронежской АЭС (с соблюдением требований по надежности).
Другое не менее значимое направление – разработка и пилотное внедрение системы управления активами на основе мониторинга, диагностики и прогнозирования состояния электрооборудования (с применением технологии синхронизированных векторных измерений). Переход на ремонты по состоянию для АЭС – это не только оптимизация эксплуатационных расходов, но и снижение косвенных потерь от недовыработки электроэнергии. Мы совместно с Концерном видим значительный потенциал данного направления и готовность рынка к ее серийному применению.
Хотел бы отметить, что в своей работе на первом этапе мы концентрируемся на решениях, готовых к тиражированию на горизонте двух-трех лет и под которые уже понятен рынок и сформулированы основные требования. Но при этом мы понимаем долгосрочные тренды и не идем в сторону развития тупиковых технологий, наращивая компетенции в области алгоритмистики и программного обеспечения. Мы учимся работать с данными.
Алексей Комольцев для журнала РЭА