Всероссийский форум «Наставник» прошел в Москве на площадке ВДНХ с 13 по 15 февраля. Мероприятие объединило несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. Заметную роль в организации и проведении форума, выступлениях и дискуссиях сыграли представители Росатома
Открывая форум, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко передал участникам приветственные слова Владимира Путина (напомним, глава государства в ходе телемоста с коллективом Ростовской АЭС поддержал это мероприятие).
Такой успех сложнее
– Идея и задача по возрождению системы наставничества в нашей стране – это прямое поручение Президента России, – подчеркнул Сергей Кириенко. – Президент говорил не раз, что каждый человек талантлив, а задача государства и общества – помочь каждому понять, в чем этот талант, и создать необходимые условия, чтобы человек мог развиваться, самореализоваться на благо страны и общества. Для этого важны универсальные программы образования, которые позволяют развиваться всем. Мы все разные, имеем нюансы и особенности, которые либо становятся преимуществами, либо мешающими развиваться ограничителями. Здесь и начинает работать важнейшее звено – передача знаний, навыков, опыта от человека к человеку. Какие бы ни появлялись компьютерные программы, какие бы возможности ни открывала работа с большими данными, все равно навыки, знания и ценности передаются от человека к человеку. Поэтому сегодня я бы хотел сказать огромные слова благодарности наставникам, которые присутствуют в зале. Эти люди несут важнейшую миссию, потому что наставничество не реализуется в силу должностных обязанностей, по приказу или за материальное поощрение. Это нечто большее – то, что в семье родители делают для своих детей. Особое уважение вызывают люди, которые бережную передачу знаний, опыта, навыков ведут не только в отношении детей, но и для посторонних людей – это высшая ценность. На днях Президент РФ встречался с победителями конкурса «Лидеры России», и разговор шел в том числе о том, что отличает хорошего управленца от лидера: это способность брать ответственность не только за себя, за свое развитие, но и за других. Наставники, присутствующие сегодня на форуме, – это и молодые люди, которые передают свои знания в том числе старшим. Самому старшему наставнику в этом зале 101 год.
Задача, которая стоит перед обществом, напомнил Сергей Кириенко, – реализовать систему наставничества во всех отраслях нашей страны, не только в управлении, медицине, развитии космонавтики (где без наставничества развитие невозможно). Сегодня во всех сферах нашей жизни есть прорывные задачи, где мы не можем обойтись без наставничества. Мы должны возродить систему, что была сформирована нашими предшественниками. Поддержка наставничества должна стать постоянной, чтобы она приносила результат для тысяч мальчишек и девчонок, которым тогда будет легче найти себя в этой жизни.
Вопрос наставничества не в передаче знаний, потому что информацию можно получать разными путями, например, в интернете. Когда учились мы, старшее поколение, часами сидели в библиотеках. До знаний добраться можно. Но ключевые вещи нужно получать в личном контакте. Я сам вспоминаю людей, которые внесли яркий вклад в мою жизнь. Это Николай Шлепков, мастер участка на заводе «Красное Сормово», где когда-то я начинал работать. Он был начальником не того участка, куда я пришел после института и армии, а соседнего, но я бегал именно к нему, потому что он «на голову» больше меня понимал в строительстве атомных подводных лодок. Сколько ни сиди в библиотеке и с чертежами, ключевая вещь – человеческое отношение. Важно даже, как реагирует наставник на тот или иной вопрос, почему так. Или Николай Жарков, генеральный директор завода «Красное Сормово». Для меня было невероятно интересно, почему он так относится к событиям, как реагирует…
Потому что ключевая вещь, которую не прочитаешь в учебнике, – это ценности, внутреннее отношение человека. Вспомните шутку: чем отличается комиссар от замполита? Комиссар говорит: «Делай, как я», а замполит: «Делай, как я… говорю». Наставник – это всегда «комиссар». Бесполезно призывать – можно только делать, а к деланию можно присоединиться. Мне кажется, ключевое качество наставника – бескорыстие. Главное – стремление передать все, что знаешь. Если тот, кого учишь, становится лучше тебя, это вызывает гордость больше, чем собственный успех. Потому что такой успех сложнее, – подвел итог Сергей Кириенко.
Особая компания
– Росатом – особая компания, – говорит директор по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева. – Это международная корпорация с глобальным охватом деятельности. Мы ведем строительство более 30 блоков в 12 странах, происходит трансфер технологий и всей системы образования. Наставничество для нас – один из ключевых механизмов движения вперед.
Система наставничества существует с момента зарождения атомной отрасли, потому что это действительно передача воспитания, отношения, духа. То, чем занимались отцы-основатели отрасли, не было написано в учебниках; они формировали и создавали принципиально новое, «атомный проект». По сути, они заложили ценности для будущего поколения. На этих ценностях мы стоим сами, развиваем следующие поколения, добавляя новое, поскольку мир вокруг меняется. Но основа того, что у нас есть, возникла благодаря вкладу первопроходцев.
Наставничество в Госкорпорации идет в разных формах. У нас есть отдельно проект «Школа Росатома», важнейшую роль в ней играет работа с учителями, потому что с момента прихода наших детей в школы формируется интерес к будущей профессии. Наставничество – это зарождение любви к будущей профессии. Все мы были детьми и помним, как выбирали профессию. Сейчас дети другие; если у нас было больше времени на выбор, то сегодня темпы быстро меняются, им хочется начинать и пробовать. Работа с учителями, передача им знаний об отрасли, любви к инженерному делу очень важны.
Наставничество на производстве – важнейшая часть воспитания в коллективах. Наставник передает не только знания и навыки, но и свое отношение к делу. Блестящий наставник отличается от просто хорошего, «крепкого» руководителя тем, что зарождает любовь к своему делу. Известный пример наших «сварщиков-миллионеров» тому подтверждение: любовь к делу зарождалась в том числе родителями, многие пошли по их стопам. Но после этого они выиграли соревнования всероссийского уровня, прошли сложную конкуренцию, потому что любили свое дело и делали его хорошо. Сегодня эти победители заряжают коллег любовью к делу. Неугомонность, неуемность, интерес к своей работе – это правильная миссия наставника.
Безусловно, очень важно наставничество в науке. Одна из лучших практик ВНИИА им. Духова. Пример Юрия Бармакова, ему уже 86 лет, но он продолжает заниматься наукой, спортом, сохраняет душевную молодость. Редкий человек способен переосмыслить подходы к работе в таком возрасте. Но именно Юрий Бармаков изменил систему наставничества. Мы привыкли, что наставник – это как минимум доктор наук. Но пониманию мешает разрыв между поколениями, и гораздо эффективнее, если молодой специалист, придя в отрасль с определенным багажом знаний, получает необходимые знания от своих почти сверстников: тех, кто сам недавно стал аспирантом, кандидатом. Для юных наставников это также полезный опыт, потому что в процессе передачи опыта тоже учишься.
Другая практика, которой хотелось бы поделиться, связана с движением WorldSkills. Благодаря современным подходам нам удалось оживить движение конкурсов профмастерства. У нас уже около 800 пар «участник – эксперт», налажено саморегулирование: участники сами выбирают руководителя движения, методистов, формируют программы. Программы разрабатываются и для чемпионов, и для колледжей, и для повышения производительности на площадках. Организовано семь центров компетенций. Это представление полномочий, возможность нести знамя профессии позволило распространить движение в коллективе, а престиж рабочих специальностей поднялся. Три года подряд наши сварщики занимают первые места на всероссийских соревнованиях, причем эта профессия стала высокотехнологичной.
Полезная практика, которую мы представляем на этом форуме, – это развитие творческого производственного мышления через «каракури». Это метод решения инженерных задач, который позволяет по-новому взглянуть на ежедневные действия: создание механических приспособлений, облегчающих рутинный труд, упрощающих логистику в рабочих процессах. Мы лишь недавно провели мастер-класс, и уже сегодня на ЗиО-Подольск участник и его наставник придумали простое устройство, которое позволило на локальном участке пятикратно сократить логистические трудозатраты, передачу элемента с одного этапа на следующий. Подобные простые находки могут давать колоссальный эффект на производстве. Сопровождение от наставника, его собственный пример подтягивает и остальных: каждому хочется быть лучшим, стать примером, оказаться в поле зрения руководителя. В целом вся наша Производственная система Росатома – это наставничество от руководителя на рабочем месте. ПСР – это ежедневная работа, отношение к труду, а не одноразовый проект. Формировать такое отношение – миссия, которую несет руководитель предприятия, цеха, подразделения. Все это продолжение культуры и традиций, которые были в Росатоме.
Важная задача наставничества – становление наших резервистов, наставниками и менторами которых становятся руководители топ-30 Госкорпорации «Росатом». Ролевую модель задает генеральный директор, на него равняются остальные. Это позволяет резервистам быть на виду, потому что, находясь во главе предприятия, зачастую видишь лишь список, который мало что расскажет. Но когда видишь человека с конкретной проблемой, который показывает решения, отвечает на вопросы, – мы получаем результат и продвижение. И сами резервисты, видя такие примеры, охотнее принимают обязанности наставников и менторов для очередных резервистов.
Инструмент развития
– Росатом не может не поддерживать систему наставничества, – говорит генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина. – Наставничество существует уже много десятков лет, с момента становления отрасли. Наша современная система взяла многое из имеющихся наработок. Когда мы разрабатывали действующее сегодня Положение о наставничестве, за основу взяли архивные положения о том, как организовать этот процесс, и добавили к нему современный полезный опыт.
Один из современных видов наставничества – менторинг. В среде руководителей этот процесс личной передачи опыта существовал всегда, но сегодня он ставится на системную основу. Менторинг – системная работа по развитию лидеров нового поколения. Система менторинга охватывает около 3,5 тыс. человек – участников «кадрового резерва». Если учесть, что у каждого резервиста должен быть ментор, то понятен масштаб движения. Не каждый раз взаимодействие складывается идеально, потому что речь об отношениях людей, при которых передаются не только знания и опыт, но и отношение к жизни, ценности, носителем которых является ментор. Но в целом это очень эффективный инструмент.
«Каракури» – хороший пример, как новая технология и новый подход к работе осваивается с помощью наставничества. Невозможно освоить этот метод, если рядом нет опытного человека, который подскажет нужные действия. Казалось бы, это простая вещь, которую собирают вручную, но через размышления, как сделать простой механизм, развивается новое отношение к производственному процессу, понимание, как улучшить технологию. Кстати, «каракури» – это хорошо забытое старое, подобное движение существовало в России еще в позапрошлом веке, но с другим названием. Подход, когда человек развивается через конструирование, мы считаем одним из основных для развития креативного производственного мышления.
Интерес к наставничеству в стране и мире связан с тем, что вся индустрия оказывается связана технологиями, цифровизацией, глобализацией. В экономике знаний, «индустрии 4.0», человек как социальное существо начинает больше задумываться об отношениях, потому что хочется жить не в индустрии, а в общении, социуме. Только через человека личность развивается полноценно. Роботы могут помочь в чем-то простом, но общение никто не отменял. Ровно по той причине, что технологиям уделяется слишком много внимания, происходит дисбаланс, и процесс начинает уравновешиваться. Общение персональное, старшего с младшим, опытного с неопытным, становится инструментом развития.
Сейчас есть наставничество «наоборот», когда молодой учит старшего; например, представитель «цифрового» поколения становится наставником для старшего товарища, опытного в традиционных подходах. Это полезное «перекрестное опыление»: молодежь передает старшим ценности своей эпохи, а старшие – базовые, неизменяющиеся ценности. Получается, наставничество, имеющее многолетние традиции, тоже приобретает новые формы.
Алексей Комольцев для журнала РЭА