Об основах закупочной деятельности Электроэнергетического дивизиона, особенностях приемки и прочих аспектах этой деятельности представители Концерна рассказали в ходе семинара, посвященного основам реализации программы закупок, взаимодействию с малым и средним бизнесом, важнейшим проектам в сфере закупок на 2018 год.
Большой атомный шоппинг
Ольга Золотилина, начальник отдела Департамента управления закупками АО «Концерн Росэнергоатом», рассказала об основах закупочной деятельности дивизиона. Она напомнила, что Концерн осуществляет свою закупочную деятельность, опираясь на Федеральный закон № 223 и изданные в его развитие подзаконные акты, – постановления и распоряжения Правительства РФ. Во исполнение Федерального закона № 223 в Госкорпорации «Росатом» создан и регулярно обновляется Единый отраслевой стандарт закупок (ЕОСЗ), и Концерн, как и другие дивизионы и организации Росатома, осуществляют свою закупочную деятельность, руководствуясь данным положением. В развитие ЕОСЗ издаются различные приказы и распоряжения Госкорпорации «Росатом»; на локальном уровне Концерн также принимает различные распорядительные документы, которые выпускаются в развитие стандарта закупок.
В соответствии с Федеральным законом № 223 заказчик не может приступить к процедуре, если закупка не находилась в плане. Есть исключения, например, если закупка составляет государственную тайну либо ее цена ниже 100 тыс. руб. Концерн, как и другие организации, публикует план закупок в единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru. Государственный план закупок (ГПЗ) публикуется также на сайте zakupki.rosatom.ru. Своевременно анализируя данную информацию, потенциальные поставщики могут заранее подготовиться к закупочной процедуре, усилить собственные возможности, ознакомиться с правилами оформления заявок.
Структура ГПЗ 2017 года по состоянию на ноябрь имела в общем объеме свыше 14 тыс. процедур на общую сумму более 230 млрд руб. Из них почти 10 тыс. закупок приходится на долю действующих АЭС. Остальное приходится на долю закупок центрального аппарата, специализированных филиалов и дочерних обществ. На строящиеся АЭС приходится всего 82 закупки, однако следует понимать, что основной объем для строящихся АЭС расторговывается генподрядчиком также во исполнение Федерального закона № 223.
В структуре ГПЗ доля закупок материально-технических ресурсов и оборудования действующих АЭС составляет почти 50 млрд руб., основные весомые части – это закупки оборудования АСУ ТП, сервоприводов, первичных преобразователей, трансформаторов, распределительных устройств и т. п. На долю установочных работ приходится свыше 3 млрд руб., общие работы – более 16 млрд руб., строительно-монтажные работы – почти 86 млрд руб. Сходная картина и в структуре: 57,5 % закупок приходится на долю материально-технических ресурсов, оставшаяся доля приходится на услуги.
Способы закупок и условия их применения подробно описаны в стандарте. Используются конкурентные и неконкурентные способы закупки. Среди конкурентных способов приоритетный – открытый конкурс. Мы можем применять его при закупках любой продукции вне зависимости от стоимости. Еще один способ, который мы пользуемся, – открытый запрос предложений. Он применяется, если стоимость закупки не превышает 20 млн руб. и нет каких-либо ограничений для его применения.
Приложением № 9 ЕОСЗ утвержден единый перечень продукции, для которой может применяться форма аукциона. Это, как правило, серийная типовая продукция. При этом мы понимаем, что при данном способе закупок используется один основной критерий выбора поставщика – цена. Запрос цен, по аналогии с аукционом, мы используем в том случае, если стоимость закупки не превышает 10 млн руб.
У нас есть ряд «неконкурентных» способов: это ситуация единственного поставщика, закупка в случае чрезвычайных обстоятельств, дополнительная закупка в рамках квоты 20 %, если мы закупаем работы и услуги естественных монополий, продукция которых включена в специальный перечень товаров, работ и услуг (приложение № 13 ЕОСЗ). Используем также мелкую закупку до 100 тыс. руб., упрощенную закупку и закупку во исполнение доходных договоров.
Не обижать маленьких
Отдельно следует остановиться на особенностях закупок у субъектов малого и среднего бизнеса. В 2014 году Правительство РФ утвердило постановление № 1352, которое описывает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров и услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе Концерном «Росэнергоатом». Во исполнение данного постановления Концерн обязуется обеспечить не менее 18 % от годового объема закупок по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства. Для этого Госкорпорацией «Росатом» утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный перечень размещен на сайте закупок Росатома, Концерн присоединился к установленному порядку.
Лист товаров, работ и услуг от субъектов малого и среднего предпринимательства периодически корректируется с обновлением информации на сайте. Если необходимая Концерну продукция (работа, услуга) содержится в перечне и ее стоимость не превышает 200 млн руб., то заказчик обязан провести специальные торги. Процедура проводится таким образом, что участником торгов может стать только субъект малого и среднего предпринимательства. В случае если закупка не состоится или победитель не может быть выбран, при повторной закупке мы проводим процедуру уже на общих основаниях, где участвовать могут все субъекты рынка. В случае если стоимость закупки составляет от 200 до 400 млн руб., то обязанность заказчика провести торги среди субъектов малого и среднего предпринимательства переходит в его право, мы можем проводить либо специальные торги, либо закупку по общим основаниям.
В 2017 году объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) был запланирован в целевом уровне 18 %. И Концерн в целом, и действующие АЭС, и дочерние общества данный показатель превысили. Доля договоров с МСП превысила значение, установленное постановлением Правительства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1169 план закупок Концерна подлежит оценке соответствия по развитию малого и среднего предпринимательства. Такая оценка происходит минимум два раза в месяц. Мы направляем в корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства наш план закупок, и наши коллеги анализируют соблюдение прав субъектов малого и среднего предпринимательства (определяя товары и услуги, которые мы можем купить у субъектов МСП). В случае одобрения мы получаем соответствующее уведомление, которое отражается в единой информационной системе на сайте закупки gov.ru. На практике не было случаев, чтобы мы получали отрицательные заключения. В случае получения такого уведомления о несоответствии представленного плана закупок интересам субъектов МСП производятся следующие действия: размещается протокол разногласий с корпорацией развития МСП, наши коллеги анализируют приведенные доводы. Если претензии корпорации МСП остаются, то посредством подачи заявления в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) реализация всего плана закупок приостанавливается. Причем речь идет не только о закупках у МСП, но и всех остальных, то есть работа может быть заблокирована, пока Концерн не приведет свой план закупок в соответствие с интересами субъектов МСП.
Обратите внимание!
На что следует обращать внимание в ходе основных этапов закупок? Условно можно выделить три этапа: сбор заявок, отбор и оценка поставщиков и выбор победителя.
На этапе сбора заявок участникам закупки необходимо подготовить заявку в соответствии с требованиями закупочной документации. При этом нужно понимать, что если у потенциального участника есть вопросы к закупочной документации, то он имеет право направить (посредством электронной торговой площадки) запрос организатору. Стандартом и Федеральным законом № 223 регламентированы сроки предоставления ответа. С учетом всех мероприятий нужно подготовить заявку и направить ее организатору посредством электронной торговой площадки, если мы говорим о закупках в электронной форме.
На этапе отбора организатор закупки рассматривает заявки. В случае неполноты или неясности информации, нехватки документов производится дозапрос исходных данных в соответствии с требованиями ЕОСЗ. Организаторы направляют запрос на предоставление разъяснений, недостающей информации или документов. Если потенциальный поставщик получает такой запрос, то должен ответить в установленный срок, иначе организатор не сможет принять заявку, поскольку обязан ее отклонить.
Закупочная комиссия проводит отбор и оценку участников в соответствии с требованиями и критериями, которые были установлены закупочной документацией. На этапе выбора победителей закупочная комиссия принимает решение о выборе поставщика; итоговый протокол публикуется на сайте и электронных торговых площадках. Договор с победителем заключается в сроки, установленные документацией о закупках.
Докладчик напомнила, что необходимо для участия в закупках Концерна. Прежде всего, регулярно посещать сайт zakupki.rosatom.ru, чтобы не пропустить анонс-извещение о проводимой закупке. Важно заранее ознакомиться с планированием закупок в разделе ГПЗ и зарегистрироваться на электронной торговой площадке, чтобы к моменту подачи заявки не было технических проблем с площадкой и, используя имеющийся функционал, вы могли направить заявку.
Если решения не устраивают потенциального поставщика, он может воспользоваться существующим порядком обжалования. Первая инстанция создана в самом Росатоме; в Госкорпорации действуют отраслевые органы досудебного урегулирования. Это арбитражный комитет Концерна и Центральный арбитражный комитет Госкорпорации, их адреса и телефоны приведены на сайте Госкорпорации (контакты публикуются в закупочной документации). Если потенциальный поставщик не согласен с изначальными условиями закупочной документации либо с действиями закупочной комиссии, то вправе отправить жалобу для рассмотрения. Действует «горячая линия» генерального директора Госкорпорации «Росатом», причем известно, что Алексей Лихачев регулярно инициирует проверки по фактам обращений. По результатам некоторых проверок, если подтверждаются факты злоупотреблений, делаются организационные выводы, но в подавляющем большинстве жалобы не подкреплены фактами.
Доверяй и проверяй
О планах закупки электротехнического оборудования рассказал Олег Пророков, главный технолог Департамента инженерной поддержки АО «Концерн Росэнергоатом». Он напомнил о существовании проблемы отказов электротехнического оборудования, стабильность работы которого зависит от качества изготовления. Выход из строя любого из элементов схемы выдачи мощности, будь то генератор, силовые трансформаторы, высоковольтные выключатели и т. п., ведет к сокращению прибыли в результате недовыработки электроэнергии; следует учитывать также риск штрафных санкций Системного оператора в случае невыполнения планов. Большинство отказов связано с некачественным изготовлением. Чтобы повысить надежность электротехнического оборудования, в Концерне разработано 14 программ по модернизации и замене электротехнического оборудования, и с 2011 года выполнено порядка 80 % работ, намеченных до 2020 года. Основные программы в стадии реализации – замена высоковольтных выключателей, разъединителей, силовых трансформаторов токоограничивающих реакторов, ограничителей перенапряжения.
Надежность на этапе изготовления для электротехнического оборудования второго и третьего классов безопасности обеспечивается изготовлением в строгом соответствии с планом качества. Ряд нормативных документов прописывает выполнение процедур контроля. Чтобы уменьшить количество дефектов, улучшить качество изготовляемого оборудования четвертого класса (схем выдачи мощности), осуществляется контроль изготовления согласно планам качества. Технические условия на оборудование второго и третьего классов проходят согласование и утверждаются Концерном.
В 2017 году выполнена замена электротехнического оборудования в намеченном объеме; в ближайшие два-три года будут проведены конкурсы на закупку генераторных выключателей, трансформаторов напряжения, высоковольтных выключателей, регуляторов напряжения, ограничителей перенапряжения, шунтирующих реакторов. Действуют программы по продлению сроков электротехнического оборудования. Практически все АЭС ежегодно проводят закупку и замену большого количества электротехнического оборудования, с планами можно ознакомиться в годовой программе закупок.
Смоляной бачок
Сергей Мальков, главный технолог Департамента по эксплуатации АЭС и управления ядерным топливом АО «Концерн Росэнергоатом», рассказал о взаимодействии с поставщиками ионообменных смол. В настоящее время на атомных станциях РФ используются смолы четырех производителей: ПО «ТОКЕМ»(Кемерово) и трех импортных поставщиков. Закупка ионообменных смол у всех производителей производится в соответствии с требованиями ЕОСЗ. Докладчик напомнил, что на АЭС России могут применяться только ионообменные смолы, включенные в перечень ионитов, разрешенных для применения на атомных станциях. Этот перечень пересматривается при появлении на рынке новых ионообменных смол. Для включения вида продукции в лист необходимо заключение АО «ВНИИАЭС» о проведении входного контроля на соответствие требованиям нормативных документов Концерна. Эти требования: наличие собственного производства; для зарубежных поставщиков – опыта в применении данной марки смолы в установках очистки на АЭС и наличие российского представительства.
Фирма-производитель, желающая принять участие в конкурсе на поставку смол, направляет в Концерн официальную заявку на включение своей марки продукции в перечень, с приложением технического описания и применения в конкретных установках. После рассмотрения заявки либо формулируется обоснованный отказ, либо принимается решение о проведении входного контроля образца ионита. Входной контроль выполняют специалисты ВНИИАЭС. В случае соответствия полученных результатов требованиям Концерна организуется посещение завода представителями Концерна и ВНИИАЭС (если другие марки смолы от заявителя уже присутствуют в перечне разрешенных к применению, визит на завод не требуется). В случае положительного заключения данная марка ионообменной смолы включается в перечень при очередном пересмотре документа.
Каждая партия ионообменной смолы проходит проверку на АЭС. Образец партии смолы оценивается в станционной лаборатории. В случае положительного результата поставляется вся партия, которая проходит выборочный входной контроль. В случае удовлетворительных результатов партия принимается, если возникают претензии – возвращается поставщику. Для обеспечения обратной связи с производителями ионообменных смол выдвинуто требование по наличию российского представительства для зарубежных производителей. В случае необходимости представители поставщика могут выехать на АЭС и оказать персоналу станции техническую поддержку.
Топливо – дело тонкое
Тщательный контроль за соблюдением качества продукции можно и нужно организовать даже в том случае, если речь идет о весьма узком выборе поставщиков. О том, как осуществляется контроль качества ядерного топлива и компонентов оборудования для АЭС, рассказал технический директор АО «ВПО «Зарубежатомэнергострой» Валерий Бочков. Зарубежатомэнергострой – специализированная организация, которая проводит оценку соответствия материалов и оборудования, поставляемых на объекты использования атомной энергии, в том числе АЭС Концерна. История организации началась в 1948 году, на этапе становления атомного проекта, когда в Минсредмаше была создана контрольно-приемочная инспекция для оценки качества и соответствия оборудования, поставляемого для выполнения государственной задачи. В 1973 году было принято решение о создании специализированной приемки оборудования АЭС, а в 1977-м – о приемке оборудования для зарубежных АЭС. В ходе последующих реорганизаций к 2006 году российская и зарубежная (получившая название «Зарубежатомэнергострой») инспекции объединились. В 2007 году организация была акционирована, а с 2013 года действует как ДЗО Концерна «Росэнергоатом».
В настоящее время в организации создана специальная система отбора и подготовки персонала, аттестации и допуска к выполнению работ. Подбор кадров в основном ведется с заводов – изготовителей оборудования, принимаются специалисты, обладающие опытом производства. Ключевые требования – знание федеральных норм и правил, методик визуального, ультразвукового, измерительного, микрокапиллярного контроля, рентгеноскопии и др. Компания имеет 24 представительства, которые располагаются в крупных промышленных центрах страны. Наиболее развиты представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Численность сотрудников более 170 человек. На каждой АЭС в составе станционных ПДТК работают специалисты, выполняющие входной контроль качества.
Основное направление деятельности компании – входной контроль качества ядерного топлива и его компонентов (Зарубежатомэнергострой– единственная организация на территории РФ, выполняющая этот контроль; данная деятельность лицензируется Ростехнадзором). Проводится оценка соответствия продукции на российских и зарубежных АЭС, контроль качества изготовления некоторых средств производства. Чтобы охватить полный цикл оценки соответствия, в штате есть независимые эксперты металлургического оборудования, которые проводят необходимые испытания материалов. На сегодняшний день число подконтрольных предприятий – более 400 на территории России и более 60 – зарубежных. Компания участвует в ряде проектов сооружения АЭС за рубежом («Аккую», Белорусская АЭС, «Тяньвань»). Дальнейшие планы ориентированы на «дорожную карту» Росатома по строительству за рубежом.
В настоящее время для нужд Концерна реализуются мероприятия программы по достижению нулевого отказа ядерного топлива. Активизированы работы по контролю качества ядерного топлива, в ежедневном режиме происходит взаимодействие как с ТВЭЛ (МСЗ, НЗХК, Чепецкий завод), так и с представителями АЭС Концерна. Созданы или обновлены нормативные документы, которые упорядочили взаимодействие, уточнили зоны ответственности, регламентировали выявление несоответствий.
Разработаны и реализуются планы качества, которые определяют последовательность и объем мероприятий на заводах-изготовителях. Основные этапы – проверка готовности производства; проверка качества в течение производственного цикла; контроль готовой продукции; контроль за обращением с продукцией в ходе транспортировки и хранения.
В постоянном режиме осуществляется проверка комплектующих ядерного топлива (начиная от слитков металла, поступающих на заводы), проверяется режим изготовления топливных таблеток, снаряжение твэлов, изготовление и испытание сборок. Одна из методик – проведение «летучего» контроля с посещением любого из участков в любое время.
Кроме ядерного топлива, проводится оценка соответствия продукции, важной для безопасности на объектах использования ядерной энергии. До 90 % всех номенклатурных групп оборудования проходят приемку. Это парогенераторы, ГЦН, ГЦТ, перегрузочные машины, запорно-регулирующая арматура. Оценка соответствия этой продукции проходит в порядке, аналогичном приемке ядерного топлива. Происходит рассмотрение рабочей конструкторской документации, качество проверки производства и выполнение операций на всех этапах изготовления, проведение приемочных инспекций.
Алексей Комольцев для журнала РЭА