Петербургский международный экономический форум, традиционно проходящий в начале лета, не обошел стороной и тему развития атомной энергетики. Участниками круглого стола «Петербургский международный экономический форум, традиционно проходящий в начале лета, не обошел стороной и тему развития атомной энергетики. Участниками круглого стола «Роль атомных технологий в создании «зеленой» энергетики» стали глава атомной отрасли России Алексей Лихачев, президент МАГАТЭ Юкио Амано, министр энергетики Венгрии, ряд приглашенных экспертов. Участники обсудили важнейшие тенденции развития мирного атома, а также мотивирующие и сдерживающие факторы для продвижения технологий
Технологии атомной энергетики активно меняются, прогрессируют, – отметил во вступительном слове модератор дискуссии Ермолай Солженицын. Сегодня мы много слышим о периоде energy transition, переходе на новую платформу энергетики, – вокруг чего есть немало как полезной информации, так и чистой рекламы. Участникам круглого стола было предложено дать взвешенные оценки состояния дел в энергетике, и роли атомной энергетики в переходных процессах.
С газом или без газа?
В дискуссии принял активное участие генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев. По его словам, в энергобалансе существуют разные прогнозы, но все эксперты сходятся на том, что в мире будет расти потребность в энергии. Этот рост необходимо обеспечить за счет зеленой генерации. Есть ли возможность обеспечить прирост исключительно за счет ГЭС, а также солнечной и ветряной энергии? Гидроэнергетика имеет свои ограничения, в том числе и Россия столкнулась с экологическими последствиями создания больших водохранилищ. Есть понимание, что солнце и воздух как источники электроэнергии требуют инвестиций, а также не могут быть единственным источником в силу невозможности обеспечить стабильность, эффективно реагировать на пиковые нагрузки у потребителей. Многие технологические вопросы, в том числе себестоимости, пока не решены. Поэтому, подчеркнул Алексей Лихачев, альтернативного пути развития у зеленой энергетики в мире и в России, кроме наращивания атомной генерации, не существует. Также есть понимание, что ряд блоков будет выходить из обслуживания, потребуется их замещение – это касается не только АЭС, но и всех других источников. Согласно прогноза Международного энергетического агентства, исходя из Парижских соглашений наша сегодняшняя генераия 390 ГВт должна вырасти до 930 ГВт – в три раза, до 2045 года. Это будет достойный вклад в будущее зеленой энергетики на планете.
Часы на восемнадцать камней
Генеральный секретарь МАГАТЭ Юкио Амано в ходе дискуссии отметил, что многие страны действительно намерены увеличивать долю АЭС в энергобалансе, и для этого есть ряд причин. Преждде всего, АЭС привлекательны в аспекте энергобезопасности – они становятся надежным источником для стран, где недостаточно углеводородов и гидропотенциала. Также причины внимания к АЭС – климатические изменения, поскольку ядерная энергетика характеризуется наименьшими выбросами углерода в атмосферу. Кроме того, в странах, которые определяются со сценариями дальнейшего развития, ядерная энергетика видится одним из важнейших инструментов прогресса. В то же время Юкио Амано напомнил, что обязательным условием для становления атомной энергетики является её социальное принятие: это условие первично даже по отношению к надежности технологий, наличию финансирования.
Эксперты МАГАТЭ посещают до 40 стран, где работают либо строятся АЭС, либо где сформировалось намерение войти в клуб мирной атомной энергетики, и оказывают содействие в реализации мирных ядерных программ. При этом Агентство занимает нейтральную позицию по отношению к любому государству мира, и не пытается навязывать каких-либо решений. Если на национальном уровне принимается решение о включении атомной энергетики в энергобаланс, то задача агентства – оказать помощь в реализации и использовании этой технологии безопасно, надежно и устойчиво. Для этого, напомнил господин Амано, создаются национальная ядерная инфраструктура, необходимо соблюдение правил крупных международных конвенций, обоснованная система управления отраслью, соблюдение внутренних правил и требований. Необходим научный потенциал для выбора площадки, определения вендоров, подрядных организаций. Вся эта длительная работа конкретизирована в документе МАГАТЭ с названием milestones – «вехи», и который насчитывает 18 главных пунктов, шагов. Каждая ст
рана, в процессе сотрудничества с МАГАТЭ, в процессе работы над развитием ядерной энергетики последовательно проходит эти шаги. Важную роль играют миссии экспертов, которые оценивают выполнение программ и проектов в странах, реализующих проекты АЭС, отмечают качественные элементы и области дальнейшего совершенствования . Мы даем рекомендации и предложения о внедрении. Когда эти предложения внедряются, то страны-новички становятся ближе к достижению своих целей. Важными миссиями МАГАТЭ является содействие в области развития и обучения кадрового потенциала, анализ ситуации в операционной деятельности по эксплуатации АЭС. Реализована схема содействия, которая призвана помочь странам развивать ядерную энергетику. Экспертиза национальных программ, помощь в обеспечении производственной и общей безопасности, создание соответствующих стандартов – все это задачи, которые успешно решаются при участии МАГАТЭ.
Вопрос стандартизации зачастую поднимается и в связи с вопросами производственной безопасности. Так, после аварии на Фукусима состоялся ряд встреч с министрами энергетики разных стран, и МАГАТЭ постаралось повлиять на них в сторону ужесточения стандартов безопасности. Однако не все страны оказались готовы принять новую действительность. На это еть ряд причин. Первая – сегодня МАГАТЭ представляет производственные стандарты безопасности, которые не имеют юридически обязывающего характера – хотя они хорошо проработаны. Без использования этого стандарта, получить признание обществом ядерной энергетики сложней. Вторая причина в том, что уровень приемлемого риска в разных странах различается: в некоторых странах готовы рисковать больше, в других меньше. Японский опыт показывает, что для изменения стандартов потребовался опыт аварии – если раньше события оценивались в горизонте 120 тыс. лет, то теперь срок вырос до 400 тыс. лет. Причина – в изменении уровня социального принятия рисков. Нужно учитывать объективную разницу природных условий – так, в Казахстане, где МАГАТЭ работает над созданием банка топлива, можно не беспокоиться о цунами. Но в конечном итоге на нас лежит совместная ответственность за общую производственную безопасность, и в основном принятие решений лежит на государственном уровне.
Впервые на ЛАЭС
3 июня 2017 года генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано впервые посетил Ленинградскую атомную станцию. Визит проходил в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума. На площадке ленинградских атомщиков он познакомился с работой действующих энергоблоков РБМК-1000 и оценил готовность нового блока ВВЭР-1200 к пусковым операциям. В поездке главу МАГАТЭ сопровождали: заместитель генерального директора МАГАТЭ, руководитель Департамента по ядерной энергии Михаил Чудаков; заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» – директор блока международной деятельности Николай Спасский; постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Владимир Воронков, а также заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов.
Алексей Комольцев для журнала РЭА