В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция на тему: «Современная авиационная таможня: настоящее и будущее». В рамках мероприятия речь шла об электронном декларировании товаров, авторегистрации и автовыпуске деклараций на товары, о перспективах введения правила обязательного предоставления предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом, об оптимизации логистических процессов в аэропорту за счет технологий, основанных на передовом международном опыте. Также освещены вопросы, связанные с упрощением таможенных формальностей для пассажиров. В мероприятии приняли участие и.о. начальника Домодедовской таможни Александр БЕРЗАН, и заместитель начальника отдела организации таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска ГУОТОиТК ФТС России Юлия ЛЕОНОВА.
Авиатаможня России стремительно развивается, внедряя передовые электронные технологии и оптимизируя логистические процессы в аэропортах. Участники представили ключевые аспекты модернизации таможенного контроля воздушных перевозок, включая электронное декларирование товаров, автоматическую регистрацию деклараций, применение международных стандартов и упрощение формальностей для пассажиров, а также достижения в сокращении времени таможенных операций, повышение удобства для пассажиров и перспективы внедрения новых технологий в таможенной сфере.
Таможня внедряет технологии электронного декларирования и предварительного информирования, что значительно повышает эффективность контроля и упрощает процесс перемещения товаров воздушным транспортом. В соответствии с дорожной картой совершенствования таможенного администрирования, утвержденной распоряжением правительства №1125Р от 29 июня 2012 года, Федеральная таможенная служба (ФТС) России систематически сокращает время совершения таможенных операций и увеличивает пропускную способность пунктов пропуска, включая воздушные. Одним из ключевых элементов модернизации является обязательное предварительное информирование о товарах, перемещаемых воздушным транспортом, что с 1 апреля 2017 года вошло в силу в рамках решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Предварительная информация включает данные как о воздушном судне, так и непосредственно о товарах. Полное и достоверное предоставление этих данных позволяет таможенным органам принимать предварительные решения, сокращая время обработки грузов и снижая из
держки участников внешнеэкономической деятельности. В случае отсутствия или неполного предоставления предварительной информации применяется система управления рисками, что может привести к таможенному досмотру и размещению товаров на временное хранение, увеличивая время и стоимость операций. Для реализации электронного процесса подачи и принятия документов был издан приказ ФТС России №10.35, предусматривающий подачу документов исключительно в электронном виде.
Электронное декларирование также интегрируется с другими государственными органами, такими как Федеральная налоговая служба (ФНС) и Российские железные дороги (РЖД), что обеспечивает подтверждение ставки НДС 0% в электронном формате. Технология сейчас проходит экспериментальную проверку и планируется к распространению на все пункты пропуска, включая воздушные.
Повышение пропускной способности
Внедрение современных технологий позволило существенно сократить время таможенных операций и увеличить пропускную способность пунктов пропуска различных видов транспорта, включая авиационные. В автомобильных пунктах пропуска в 2015 году время совершения таможенных операций по товарам, не идентифицированным как рисковые, сократилось до 20 минут (при нормативе 22 минуты), тогда как в 2014 году это время составляло 27 минут при нормативе 28 минут. В железнодорожных пунктах пропуска, благодаря введению обязательного предварительного информирования и пилотным проектам совместно с РЖД, время оформления грузов сократилось с 190-230 минут до 160 минут при прибытии и с 90-120 минут до 90 минут при убытии. В морских портах, благодаря интеграции всех контрольных органов в единое информационное окно через портал «Морской порт», время нахождения товара сократилось с 10 суток в 2013 году до 6 суток в 2015 году. Для авиационных пунктов пропуска также планируется сокращение времени оформления грузов за счет внедрения электронного сопровождения и предварительного информирования, что в перспективе позволит уменьшить задержки и увеличить пропускную способность аэропортов.
Межведомственное взаимодействие
Таможня развивает межведомственное взаимодействие, интегрируя информационные системы с системами других контролирующих органов, таких как Ространснадзор, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и другие. Это позволяет обеспечить комплексный и скоординированный контроль на пунктах пропуска. Примером является автоматизированная система АСПП, которая реализует информационные технологии для взаимодействия с этими ведомствами. Для организации такого взаимодействия разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), которые определяют порядок обмена данными и состав информации, необходимой для принятия решений по государственному контролю различных видов. В частности, с Россельхознадзором были разработаны две технологические карты для ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. В 2014 году проведена переработка ТКМВ с учетом системы управления рисками Россельхознадзора, что позволило перейти от бумажных носителей к полностью электронному обмену данными. Такая интеграция способствует сокращению времени оформления грузов, уменьшает количество ошибок и повышает прозрачность процессов таможенного контроля.
Пилотные проекты
Одним из направлений цифровой трансформации авиационной таможни стали эксперименты и пилотные проекты, направленные на автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров. На базе Домодедовской таможни были проведены успешные эксперименты по авторегистрации деклараций, что позволило увеличить долю автоматически регистрируемых деклараций с менее чем 1% до 20%. Автоматическая регистрация существенно сокращает время, необходимое для оформления – с нескольких минут ручной обработки до нескольких секунд работы системы. Кроме того, в ближайшее время планируется внедрение автоматического выпуска товаров, что станет логическим продолжением авторегистрации. Это позволит существенно ускорить процесс таможенного оформления, снизить нагрузку на инспекторов и уменьшить очереди в пунктах пропуска. Автоматизация также охватывает процессы подтверждения фактического вывоза товаров, что облегчает работу российских экспортеров и способствует упрощению взаимодействия между таможенными и налоговыми органами.
Реализация стандарта E-Freight
E-Freight – международный стандарт электронного оформления и сопровождения грузов – активно внедряется в российской авиационной таможне с 2012 года в рамках пилотных проектов совместно с Минтрансом и Федеральной таможенной службой. Стандарт предусматривает подачу предварительной информации и электронных документов, что позволяет таможенным органам принимать предварительные решения и сокращать сроки оформления грузов. В аэропорту Домодедово реализован второй этап стандарта, который включает посадку воздушного судна с выпуском и погрузкой товаров, что стало уникальным достижением среди российских аэропортов. В отличие от зарубежных аэропортов, где для реализации стандарта достаточно использования электронной авиационной накладной, российский проект предусматривает подачу в электронном виде всех сопроводительных документов – генеральной декларации, манифеста пассажиров, почтовых документов и других. Такая комплексная реализация E-Freight позволит сократить минимальное время обработки груза с момента прибытия до выдачи с 6 до 2 часов, что в три раза повышает эффективность грузовых авиаперевозок и улучшает конкурентоспособность российских аэропортов на международном рынке.
Упрощение формальностей для пассажиров
Одним из приоритетных направлений является упрощение и оптимизация таможенных процедур для пассажиров. С 2014 года создан и активно развивается электронный портал для физических лиц, который предоставляет доступ к информации о таможенных правилах в упрощенном и понятном формате. На портале пассажиры могут заполнить и распечатать пассажирскую таможенную декларацию заранее, что сокращает время оформления в аэропорту. За 2013–2016 годы через портал было заполнено более 56 тысяч деклараций, а число посещений портала превысило 340 тысяч из более чем 100 стран, что свидетельствует о высокой востребованности сервиса.
В 2014 году был разработан уникальный электронный терминал, позволяющий пассажирам не только заполнить и распечатать декларацию, но и рассчитать и оплатить таможенные платежи непосредственно в аэропорту. Прототип терминала успешно тестировался в Домодедово и позволил оформить платежи на сумму около 1 миллиона рублей. Планируется установка подобных терминалов во всех крупных аэропортах страны, особенно в городах-участниках Чемпионата мира по футболу 2018 года. В перспективе пассажиры смогут подавать декларации и получать решения о выпуске товаров из личного кабинета на портале ФТС в любое время и из любой точки мира, что сделает процесс максимально удобным и безбумажным.
Домодедово рулит
Домодедовская таможня является одним из лидеров по внедрению инноваций и оптимизации таможенных процессов в России. В 2015 году таможня перечислила в бюджет около 30 миллиардов рублей, что сопоставимо с бюджетом Московской области на инфраструктурные проекты для полумиллиона жителей за четыре года. Общий товарооборот Домодедовской таможни в 2015 году составил почти 3,5 миллиарда долларов, а пассажиропоток – 12,5 миллионов человек. За год было пресечено более 3000 таможенных правонарушений, включая задержание около 160 кг наркотиков различных видов. Домодедовская таможня активно внедряет электронное декларирование, автоматическую регистрацию деклараций и подготавливает инфраструктуру для перехода на безбумажные технологии. Благодаря тесному сотрудничеству с Федеральной таможенной службой и аэропортом Домодедово реализованы пилотные проекты и экспериментальные технологии, признанные лучшими по итогам 2014–2015 годов. Коллектив таможни насчитывает порядка 850 должностных лиц, и его слаженная работа стала основой для успешной реализации множества инновационных проектов, включая многофункциональные терминалы и систему электронного взаимодействия в аэропорту. Аэропорт играет ключевую роль в реализации современных технологий таможенного контроля и оптимизации грузовых перевозок. Обслуживание грузов и товаров в аэропорту рассматривается как важнейший элемент цепочки поставок, напрямую влияющий на качество и скорость доставки. Для повышения эффективности логистики аэропорт внедряет проекты по:
- Предварительному информированию о коммерческой загрузке рейсов;
- Использованию международного стандарта E-Freight для электронного обмена грузовой документацией;
- Оптимизации взаимодействия между складами аэропорта и экспедиторами;
- Полноцикловому обслуживанию почтовых отправлений с таможенным контролем;
- Созданию централизованного таможенного склада для авиационного имущества.
Особое внимание уделяется работе с транзитными пассажирами, багажом и грузами, что требует слаженного взаимодействия между таможенными органами и производственными службами аэропорта. Эти меры направлены на повышение качества логистики, снижение времени обработки грузов и обеспечение комфортных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Информационный обмен и международное сотрудничество
Российская авиационная таможня активно развивает международное сотрудничество и информационный обмен с таможенными службами других стран. Существует множество соглашений с государствами, включая Китай, страны БРИКС, а также страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), по обмену данными, предупреждению очередей на пунктах пропуска и признанию результатов таможенного контроля.
Особое внимание уделяется обмену информацией с правоохранительными органами, такими как МВД России, для совместной борьбы с контрабандой и другими правонарушениями. Технологические карты международного взаимодействия обеспечивают структурированный обмен сведениями и согласование действий. Международные соглашения способствуют повышению эффективности таможенного контроля, ускорению процедур и укреплению безопасности воздушных перевозок.
Курьезные случаи
Таможенные органы в авиационной сфере сталкиваются с различными необычными случаями, связанными с попытками незаконного перемещения живых животных. В 2015 году выявлено около 10 крупных случаев перемещения запрещенных животных, включая игуан, ящериц, лемуров и других видов, которые были незаконно перевезены в багаже пассажиров. Многие из этих животных относятся к объектам Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и их перевозка запрещена без специальных разрешений.
Один из курьезных случаев – обнаружение животных, усыпленных и сложенных штабелями в сумках, которые при вскрытии начали просыпаться и требовали особого ветеринарного ухода, включая ловлю ядовитых змей. В отношении нарушителей возбуждаются уголовные дела, а животные помещаются в специализированные приюты для содержания и экспертизы.
Кроме того, за 2015 год было задержано около 160 килограмм наркотических веществ, включая кокаин, героин и синтетические наркотики, что свидетельствует о высокой активности таможенной службы в борьбе с контрабандой.
Перспективы развития электронных сервисов и безбумажных технологий
Россия на пороге широкого внедрения безбумажных технологий в таможенной деятельности, что имеет ключевое значение для повышения эффективности и удобства внешнеэкономической деятельности. Переход на электронный документооборот охватывает все этапы таможенного оформления – от подачи предварительной информации и деклараций до автоматической регистрации и выпуска товаров. Совместно с ФНС, РЖД и другими ведомствами разрабатываются технологии подтверждения ставок НДС и обмена информацией в электронном формате. В планах – расширение использования электронных терминалов для пассажиров во всех крупных пунктах пропуска, включая аэропорты, что позволит минимизировать время оформления и повысить комфорт.
Параллельно развивается сотрудничество с торгово-промышленной палатой для полного перевода карнетов АТА (международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров) в электронный вид, что упростит временный ввоз и вывоз товаров на выставки, спортивные и культурные мероприятия, включая подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. Эти инновации создают основу для формирования современной авиационной таможни, ориентированной на цифровые сервисы и интеграцию с международными стандартами.
Внедрение современных электронных сервисов в авиационной таможне значительно повышает комфорт пассажиров и способствует развитию внешнеэкономической деятельности.
- Электронный портал и терминалы позволяют пассажирам заранее готовиться к прохождению таможни, сокращая время пребывания в аэропорту с часа до 15 минут.
- Возможность заполнения деклараций и оплаты пошлин онлайн снижает стресс и упрощает процесс для лиц, не знакомых с таможенным законодательством.
- Пассажиры оценивают нововведения положительно, что подтверждается статистикой посещений портала и отзывами пользователей.
- Упрощение процедур способствует развитию туризма и деловой активности, облегчая перемещение товаров и личных вещей через границу.
Таким образом,
цифровизация таможенных процессов становится важным фактором поддержки бизнеса и повышения качества обслуживания в авиационной сфере. Современная авиационная таможня России демонстрирует значительные успехи в цифровизации и автоматизации процессов таможенного контроля. Внедрение электронного декларирования, предварительного информирования, пилотные проекты по автоматической регистрации и выпуску деклараций, а также реализация международного стандарта E-Freight формируют новую парадигму таможенного оформления. Тесное межведомственное взаимодействие и интеграция информационных систем с другими контролирующими органами обеспечивают комплексный подход к управлению рисками и сокращению времени операций. Опыт Домодедовской таможни и сотрудничество с аэропортом показывают, что инновации способны существенно повысить эффективность работы как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности. Перспективы развития электронных сервисов и безбумажных технологий обещают сделать таможню более прозрачной, удобной и ориентированной на потребности пассажиров и бизнеса, что будет способствовать укреплению экономического потенциала России и ее интеграции в мировую торговлю.