Видеомост Симферополь – Москва на тему «Керченская паромная переправа: в преддверии курортного сезона 2016» состоялся в РИА «Новости». Готова ли паромная переправа к пиковым нагрузкам? Сколько паромов будет ходить летом? Улучшается ли инфраструктура порта? Сколько причалов будет работать в летний сезон? Изменится ли ценовая политика по провозу автотранспорта и пассажиров? Об этом журналисты узнали от генерального директора ООО «Морская дирекция» Геннадия ДЕДКОВА
Успехи и усилия
С 2015 года Керченская паромная переправа, являющаяся ключевым транспортным узлом между Краснодарским краем и Крымом, находится в ведении Морской дирекции, подчиняющейся Республике Крым. С момента вступления Геннадия Леонидовича Дедкова в должность генерального директора дирекции, была проведена масштабная работа по развитию инфраструктуры и улучшению логистики переправы. В 2015 году прошёл активный этап формирования площадок накопления автотранспорта, среди которых выделяется площадка в поселке Ильич, рассчитанная на 1800 легковых автомобилей. Важным инфраструктурным достижением стала реконструкция причалов в портах Кавказ и Крым. Эти работы были выполнены при участии федеральных органов власти и ГУП «Крымские морские порты», что позволило использовать существующие ресурсы более эффективно. В течение 2015 года пропускная способность переправы была обеспечена за счет увеличения количества паромов до десяти, что позволило справиться с растущим пассажиропотоком. По итогам года было перевезено 4,751 миллиона пассажиров, более 1 миллиона легковых транспортных средств, около 250 тысяч грузовых автомобилей, свыше 40 тысяч автобусов. Эти показатели свидетельствуют о значительном росте нагрузки на переправу и важности ее эффективной работы для транспортной системы региона.
Рост пассажиропотока и грузовых перевозок на Керченской переправе в 2016 году продолжает сохраняться на высоком уровне. В частности, в январе 2016 года наблюдалось увеличение пассажиропотока легковых автомобилей и автобусов на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Особое внимание уделяется грузовым перевозкам: их количество увеличилось более чем на 100% относительно 2015 года. Такая динамика связана с изменением маршрутов грузоперевозок, вызванным закрытием транспортного сообщения с Украиной. Если ранее преимущественно перевозились малотоннажные автомобили типа «Газель», то сейчас увеличился поток крупногабаритной техники, в том числе строительного оборудования и продуктов питания, необходимых для нужд Крыма. Кроме того, переправа сыграла важную роль в обеспечении работ по восстановлению энергоснабжения полуострова, перевозя бригады специалистов и необходимое оборудование.
Для обеспечения растущего потока транспорта и пассажиров была значительно увеличена пропускная способность переправы. На сезон 2016 года на линии работают 6 паромов большой вместимости, а также дополнительные суда для перевозки малотоннажного транспорта. Также были открыты новые швартовые места, в частности, новое место для швартовки в порту Крым, введённое в эксплуатацию 9 мая 2016 года. Это место не является полноценным причалом, но позволяет увеличить количество рейсов, особенно в благоприятных погодных условиях.
Каждый из основных паромов способен совершать до 10 рейсов в сутки, что в совокупности обеспечивает перевозку около 15 тысяч легковых автомобилей и до 75 тысяч пассажиров в сутки. Помимо основных судов, в эксплуатации находятся два парома, специализирующихся на перевозках малотоннажного транспорта, а также два парома, работающих на альтернативной линии в порту Рыбный. Таким образом, суммарное количество паромов, задействованных на переправе, достигает 10 единиц, что позволяет гибко управлять потоками и сокращать время ожидания на переправу.
Что почём
Тарифная политика на Керченской паромной переправе регулируется на федеральном уровне в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и контролируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В 2015 году Морская дирекция сохранила действовавшие тарифы для обеспечения стабильности перевозок. В конце 2015 года ФАС провела анализ действующей системы тарификации и 25 декабря издала приказ о переходе на новую тарифную структуру, которая вступила в силу с 23 февраля 2016 года после регистрации в Министерстве юстиции.
Основные изменения коснулись упрощения тарифной системы, что позволило сделать процесс оплаты более прозрачным и удобным как для пассажиров, так и для операторов переправы. При этом стоимость перевозки легковых автомобилей осталась на высоком уровне, а цена за перевозку пассажиров была снижена. Все решения по формированию тарифов принимались с учетом анализа рынка и представленных дирекцией данных.
Организация работы Керченской паромной переправы требует слаженного взаимодействия множества участников. Ключевую роль играют сотрудники Морской дирекции и контрагенты – компании судовладельцы, которые обеспечивают эксплуатацию паромов.
Контроль и надзор осуществляют несколько государственных органов: Администрации морских портов Республики Крым и Краснодарского края, линейные отделы полиции с обеих сторон переправы, другие компетентные ведомства, обеспечивающие безопасность и соблюдение законодательства.
Для эффективной работы переправы важно не только техническое оснащение, но и координация действий всех служб, что позволяет минимизировать время ожидания и обеспечивать комфорт пассажиров.
Со всеми удобствами
Инфраструктура Керченской переправы постоянно совершенствуется с целью создания комфортных условий для пассажиров. Важным элементом является увеличение и модернизация зон накопления транспортных средств с обеих сторон переправы – на площадках в портах Крым и Кавказ. В этих зонах предусмотрены современные туалеты, включая специализированные для малоподвижных групп, торговые точки с товарами первой необходимости, объекты питания, предлагающие перекус в ожидании посадки на паром. Зоны ожидания рассчитаны на кратковременное пребывание – обычно это 20-30 минут. Однако в случае непогоды или технических задержек сервисы расширяются, чтобы обеспечить пассажирам максимальный комфорт в условиях вынужденного ожидания. Особое внимание уделяется созданию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями – оборудованы пандусы, специальные туалеты, пиктограммы для слабовидящих, а также организована служба стюардов, оказывающая помощь таким пассажирам.
Для повышения удобства и эффективности пересечения Керченской паромной переправы туристам настоятельно рекомендуется приобретать билеты в электронном виде. Онлайн-покупка билетов имеет несколько преимуществ: нет необходимости стоять в очередях в кассах, можно прогнозировать пассажиропотоки, есть возможность оперативно информировать пассажиров о возможных изменениях в работе переправы (например, отмене рейсов из-за погодных условий). При бронировании онлайн клиент оставляет контактные данные, что позволяет получать уведомления о задержках и изменениях. В случае отмены рейса пассажирам предлагаются варианты возврата средств или переноса поездки на другой день с сохранением действия билета.
Одной из проблем, выявленных в ходе эксплуатации переправы, стало недостаточное информирование пассажиров и водителей, особенно на въездах на площадки накопления. Например, многие впервые прибывающие не всегда находят, где приобрести билеты, что вызывает путаницу и задержки. Для решения этой задачи была проведена аналитическая работа с привлечением сторонних компаний. В результате подготовлен проект по установке информационных щитов и улучшению навигации начиная со Славянска на Кубани и на всей территории переправы. Также планируется изменить технологию работы с клиентами для более прозрачного и понятного процесса прохождения через пункты контроля и посадки на паромы. Ожидается согласование проекта с контролирующими органами, после чего новые информационные системы будут внедрены.
Безопасность на переправе
Безопасность пассажиров и соблюдение законности на Керченской переправе – приоритетные задачи Морской дирекции. На площадках регулярно выявляются и устраняются случаи нелегальной торговли и навязчивого предложения услуг со стороны посторонних лиц. Для борьбы с такими явлениями дирекция использует меры контроля, включая работу службы безопасности и сотрудничество с полицией. Территории переправы находятся в зоне транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, что обеспечивает высокий уровень контроля и порядка. В поддержку маломобильных пассажиров внедрена система специальных сервисов – от доступной инфраструктуры до работы стюардов, которые оказывают помощь и сопровождают таких пассажиров на всех этапах пересечения.
Майские праздники 2016 года стали первым серьёзным испытанием для Керченской переправы в новом курортном сезоне. Анализ показал, что в отличие от 2015 года, когда 9 мая на переправу одновременно подъехало около 2500 автомобилей, в 2016 году поток распределился более равномерно, что помогло избежать значительных заторов. Некоторые выводы: переправа успешно справилась с повышенной нагрузкой, но предотвращения пиковых скоплений рекомендуется выезжать на переправу в утренние часы. Максимальный поток со стороны Крыма наблюдается вечером – с 16 до 24 часов, со стороны Кавказа пик начинается позднее – с 19 часов и продолжается до 2-3 ночи. В периоды пикового спроса переправа переходит на 10-рейсовое расписание, что значительно ускоряет пропуск транспорта.
На летний сезон 2016 года Морская дирекция планирует перевезти около 5,5 миллионов пассажиров, более 1,2 миллиона легковых автомобилей и порядка 400 тысяч грузовых транспортных средств. Для этого будет использоваться весь имеющийся флот из 10 паромов, а также расширенные зоны накопления и улучшенная инфраструктура. Главными задачами остаются повышение пропускной способности переправы, обеспечение безопасности и комфорта пассажиров, совершенствование системы информирования и навигации, поддержка доступной среды для маломобильных пассажиров, сотрудничество с контролирующими органами и контрагентами для оперативного решения возникающих проблем. Реализация этих планов должна обеспечить максимально комфортное и безопасное пересечение Керченской паромной переправы для туристов и жителей Крыма в течение всего летнего сезона.
Итак…
Керченская паромная переправа играет жизненно важную роль в транспортной системе Крыма, особенно в пиковые туристические сезоны. С 2015 года Морская дирекция провела значительную работу по развитию инфраструктуры, увеличению пропускной способности и улучшению сервисов для пассажиров. В 2016 году наблюдается уверенный рост пассажиропотока и грузовых перевозок, что требует постоянного модернизации и координации работы всех участников процесса. Тарифная политика, усиленные меры безопасности, развитая инфраструктура и удобства для маломобильных групп – все эти факторы способствуют созданию комфортных условий для путешественников. Рекомендации по онлайн-покупке билетов и планированию поездки помогают снизить нагрузку и избежать заторов на переправе. Опыт майских праздников показал готовность переправы работать в условиях пиковых нагрузок, а планы на летний сезон 2016 года настроены на дальнейшее улучшение качества перевозок и сервиса. Таким образом, Керченская паромная переправа продолжает оставаться надежным и удобным транспортным узлом, обеспечивающим комфортное пересечение Керченского пролива для миллионов пассажиров и сотен тысяч автомобилей ежегодно.